Композиция

Minora

Принцесса марионеток
Регистрация
9 Ноябрь 2006
Сообщения
354
Монеты
🪙1,257
Брильянты
💎0
Вот где возможен основной полёт творчества. Здесь работает фантазия и креатив.

Композиция - составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Главное в композиции - создание художественного образа. Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет её элементы друг другу и целому.
Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры ( треугольник, пирамида, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п.).
Основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приёмами и средствами композиции, следующие: передача движения (динамики), покоя (статики), передача ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Композиция - это не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берётся за кисть и карандаш, это и определённо созвучная душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения.


Попробуем сделать маленькое задание. Берём лист бумаги, делим его на шесть квадратов 10х10. В каждом квадрате пытаемся изобразить динамику (подвижная композиция, которая визуально движется в каком-либо направлении), статику (устойчивая композиция), симметрию, асимметрию, нюанс (при помощи цвета, небольшое различие между тонами) и контраст (два противоположных цвета, например, синий и красный).
Включаем фантазию и всё будет отлично!
 
Фронтальная композиция
При фронтальной композиции зрителю видна только одна из плоскостей, ограничивающих объёмные предметы. При этом главные оси элементов картины совпадают с осью всей фотографической картины. Такое их расположение приводит к потере глубины, к ослабленной передаче объёмов. Картина приобретает плоскостное решение: нет линий, направленных к центральной или боковым точкам схода.

Обычно при фронтальной композиции возникает общая статичность изображения, появляются спокойствие и строгость в трактовке материала. Очевидно, что фронтальная композиция не может быть использована для работы над темой, связанной с передачей движения, и редко применяется при съёмке динамичных сюжетов.

Фронтальная композиция чаще всего используется при съёмке архитектурных сооружений, рассчитанных на обозрение именно с центральной точки, или объектов с симметрично расположенными частями, где особенности этой композиции способствуют воспроизведению характерных черт объекта съёмки.
 
Симметрия
Почти во всех случаях съёмки натюрморта и пейзажа в основу композиционного рисунка положен принцип равновесия. Его также можно использовать при съёмке иных сюжетов.

Если один из объектов съёмки сдвигается в сторону, к границе кадра, то возникает необходимость ввести в поле зрения объектива второй предмет или иной композиционный элемент, уравновешивающий тональные массы или линейный рисунок снимка.

Однако равновесие — этот закон классической живописи — не всегда имеет в фотографии столь прямое выражение. Предмет, сдвинутый от центра, может быть уравновешен световым пятном: скопление предметов или цветов в одной части кадра можно уравновесить лишь небольшим штрихом в другой, и т.д.. Меняя форму выражения, принцип равновесия не теряет главных признаков: сопоставление частей картины всегда оставляет впечатление устойчивости.

Симметричная композиция не очень распространена в фотографии. В основном её используют для съёмки декоративных, не задерживающих взгляд натюрмортов, пейзажей, или если того требует задумка — передать, например, незыблемую устойчивость зданий, сооружений.

Нельзя умолчать о том, что всякая, в том числе симметричная, композиция может использоваться и в смелых авангардных снимках. Правда, в них она приобретает нетрадиционное значение и служит иным художественным целям
 
Асимметрия
Строгость симметричных композиций, соразмерность их частей, линейная завершённость подчас оборачиваются в фотографии излишней сухостью и статичностью рисунка. В фотоискусстве, связанном с событиями и явлениями жизни, зачастую нужны совершенно иные решения — свободные, разомкнутые композиции, оставляющие у зрителя впечатление, что действие развивается не только в кадре, но и за его границами, в пространстве и во времени. Можно даже сказать, что именно такие построения, делающие снимок живым и динамичным, более органичны для фотографии, прочнее связаны с её спецификой

Асимметричная композиция особенно удачна при съёмке сюжетов, связанных с движением. Быстродвижущийся объект, зафиксированный в центре кадра, как бы теряет свой динамизм, движение тормозится, а то и останавливается. Наоборот, искажённая, намеренно несимметричная композиция делает снимок интересным, напряжённым, цепляющим взгляд и даже душу.
 
Назад
Сверху