"Бог и грех
Члены многих христианских групп, а также люди, исповедующие многие другие религии, верят в существование чудовища под названием сатаны или дьявола, порождающего проблемы, которые имеются в нашей жизни и в мире, и являющегося ответственным за совершаемые нами грехи. Библия ясно учит, что Ангелы не могут грешить, более того Евр.1:14 говорится: «Не все ли они служебные духи, посылаемые на служение…». При этом служение существует разной формы: негативное и можно даже сказать злое для нас - наказание, месть Бога, т.е. суд, и положительное – помощь, поддержка, исправление. Поэтому мы должны различать Ангелов разного служения. Одни из них часто олицетворяют для нас силы зла (не связанного с грехом), это зло осуществляет определенную программу работы Бога с человечеством. Возможно, в будущем Ангелы суда, наказания прекратят свои функции (после достижения человечеством совершенства). Но мы должны четко осознавать, что в нашей вселенной не может быть какого-то сверхъестественного существа, которое противостояло бы (было соперником) Всемогущему Богу и Его планам относительно человека. Вспомним молитву «Отче наш», в которой подразумевается безграничная воля и власть Бога «на небе» и ожидание исполнения этой воли на земле, в человечестве. В некоторых псалмах также подразумевается полная подчиненность ангелов Господу. Из этого следует: вся проблема на земле, именно в человеке, сотворенном свободным и предназначенным стать Образом Божьим - творением, готовым согласием своей свободной воли подчинить себя Творцу. Если же мы считаем, что такое существо (могущественный ангел с некоторой свободной волей и действиями) действительно существует, то мы тем самым подвергаем сомнению превосходство Всемогущего Бога. Этот вопрос настолько значимый, что правильное понимание его следует рассматривать как исключительно важную доктрину. Стих Евреям 2:14 говорит, что Иисус уничтожил силу дьявола Своею смертью; поэтому, если у нас не будет правильного представления о дьяволе, то мы не сможем понимать дела и природу Христа. В мире, вообще, и, особенно, в так называемом "христианском" мире существует идея, что все хорошее в жизни исходит от Бога, а все плохое - от сатаны или дьявола. Эта идея не новая, она характерна не только для невежественного христианства. Вавилонцы, например, верили в существование двух богов - бога добра и света и бога зла и темноты. Они считали, что эти боги постоянно ведут смертельную войну друг против друга. Кир, великий царь Персии, тоже верил в это. Поэтому, Бог сказал ему: "Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня... Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это" (Ис. 45:5-7, 22). Бог делает мир, и Он допускает, а иногда и производит зло или бедствие. В этом смысле Бог - автор "зла". И в этом смысле есть разница между "злом" и грехом, который совершает человек. Грех вошел в мир с согрешившим человеком; он не был внесен в него Богом (Римл. 5:12). Бог сказал Киру и жителям Вавилона: "... нет (другого) Бога кроме Меня". Древнееврейское слово "el", переводимое как "Бог", в основном означает "силу или источник силы". Бог говорит, что нет источника силы кроме Него. Вот почему истинный верующий в Бога не может принять идею о всемогущем дьяволе или демонах со свободной волей.
Контролирующий бедствия
В Библии имеется много примеров о том, что Бог допускает и иногда вносит "зло" в жизнь людей и в этот мир. Амос 3:6 отмечает, что если в городе есть зло, то Бог попустил это. Если, например, в городе произошло землетрясение, то люди часто говорят, что это дело рук "дьявола", который обрушил бедствие на город. Но истинный верующий должен понимать, что ответственный за это есть Бог. Так, Михей 1:12 говорит: "Сошло бедствие от Господа к воротам Иерусалима". В книге Иова мы читаем, как Иов, праведный человек, потерял все, что имел в своей жизни.
Книга учит, что опыт "зла" в жизни человека не прямо пропорционален его покорности или непокорности Богу. Иов признавал, что "Господь дал, Господь и взял" (Иов 1:21). Он не сказал: "Господь дал, а сатана взял". Он отвечает своей жене: "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (Иов 2:10). В конце
книги родные и знакомые "утешали его за все зло, которое Господь навел на него" (Иов 42:11, сравните с 19:21; 8:4). Таким образом, Бог есть источник зла в том смысле, что Он является конечным решителем проблем, которые мы имеем в нашей жизни. "Ибо Господь, кого любит, того наказывает... Если вы терпите наказание... но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности" (Евр. 12:6-11). Эти слова показывают, что те испытания, которые Бог посылает нам, в конечном счете ведут нас к познанию отвратительности греха, отвержению его и к нашему духовному росту. Божьи слова противоречили бы самим себе, если бы говорили, что дьявол заставляет нас грешить и быть неправедными, и в то же время он вносит проблемы в нашу жизнь, которые ведут к развитию нашего "мирного плода праведности". Ортодоксальная идея о дьяволе создает здесь серьезную проблему. Особую трудность для понимания представляют в таком случае отрывки, говорящие о приводе человека к сатане, "чтобы дух был спасен", или "чтобы они (то есть, люди) научились не богохульствовать" (1 Кор. 5:5; 1 Тим. 1:20). Павлу для его блага была дана немощь - «ангел сатаны». Если сатана на самом деле является существом, которое заставляет людей грешить и оказывает отрицательное духовное влияние на людей, то почему тогда эти отрывки говорят о сатане в положительном свете? Ответ состоит в том, что "сатана", противник в некоторых ситуациях, трудности в жизни часто приводят к положительным духовным последствиям в жизни верующих.
Если мы верим, что зло предопределено и контролируется Богом, то мы можем молиться Ему с просьбой сделать что-либо с теми проблемами, которые мы имеем, например, взять их у нас. Если Он не делает этого, тогда мы знаем, что они посланы нам Богом ради нашего духовного блага. Если же мы верим в существование какого-то зла, именуемого сатаной или дьяволом, который создает наши проблемы, тогда у нас нет никакого способа найти с ним взаимопонимание. Утрата сил, болезни, неожиданная смерть или бедствие - все это должно восприниматься как неудача. Если дьявол является каким-то сильным, грешным Ангелом со свободной волей и действиями, тогда он будет гораздо сильнее нас, и у нас не будет никакого выбора кроме как страдать от его рук. И наоборот, мы утешаем себя, что под руководством Бога "все (в жизни) содействует ко благу" (Рим. 8:2
. Поэтому, в жизни верующего нет такого понятия, как "удача".
Происхождение греха
Следует отметить, что грех исходит от нас самих. И в нашем грехе виноваты мы сами. Конечно, было бы приятнее думать, что мы не несем ответственности за наши грехи. Если бы это было так, то тогда мы могли бы свободно грешить и оправдываться тем, что за все содеянное нами должен отвечать дьявол. Неудивительно, что виновные в грехе часто оправдываются тем, что в момент совершения проступка или даже преступления ими владел дьявол и, дескать, они не могут отвечать за все содеянное ими. И вполне резонно, что такая неудачная отговорка не принимается во внимание, и грешники получают по своим "заслугам". Нам следует помнить, что "возмездие за грех - смерть" (Рим. 6:23); грех ведет к смерти. Если думать, что мы не отвечаем за свои грехи, а ответственность за них несет дьявол, то тогда справедливый Бог должен наказывать только дьявола, а не нас и решить проблему простым уничтожением его. Однако Библия осуждает именно нас, и это показывает, что именно мы ответственны за них. Другое дело, имеем ли мы внутри себя силу для победы над ними и можем ли оправдаться перед Богом простым самосовершенствованием и желанием не грешить? Мысль о виновности дьявола за наши грехи преследует цель снять ответственность с нас за совершенное нами зло. Это еще один пример, объясняющий причину отказа людей признать учение Библии о полной греховности человеческой природы.
"Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его... Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства... гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека" (Марк 7:15-23). Идея о существовании вне нас некой грешной субстанции, которая входит в нас и заставляет нас грешить, несовместима здесь с учением Христа. Изнутри, из сердца человека выходят все эти грешные помыслы. Вот почему во время всемирного потопа Бог сказал: "Помышление сердца человеческого - зло от юности" (Быт. 8:21). Иаков 1:14 говорит нам: "Каждый (это относится одинаково к каждому человеку) искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью". (Бог никого не искушает извне, посылая некого ангела, грех приходит или из наших сердец, или соблазняет нас влиянием других людей, но отклик на этот соблазн находится все равно у нас внутри). Мы искушаемся нашей собственной похотью, нашими собственными грешными желаниями, а не чем-то, находящимся вне нас. Иаков спрашивает: "Не отсюда ли, от вожделений ваших?" (Иаков 4:1). Каждый из нас имеет свои характерные, личные искушения. Они порождаются нашими собственными грешными желаниями и относятся только лично к нам. И правильно говорят, что мы сами для себя есть худшие враги. Об этом вновь говорит молитва «Отче наш», прося силы для борьбы с собственным «лукавым» сердцем. Послание к Римлянам рассматривает
происхождение греха и возможность преодоления его. Исключительно важно отметить, что в послании очень редко встречаются упоминания о дьяволе и сатане, и Павел не вспоминает дьявола и сатану, когда говорит, откуда исходит грех. То же самое можно сказать о концепции дьявола в Новом Завете. Если имеется внешнее существо, которое заставляет человека грешить, то, по-видимому, об этом неоднократно упоминалось бы в Ветхом Завете? Но по этому поводу в нем хранится глубокое и недвусмысленное молчание. Описания периода судей или пребывания израильтян в пустыне показывает, что евреи совершали в те времена много грехов. Но Бог не предупреждал их о неком сильном сверхьестественном существе или силе, которая могла бы входить в них и заставлять их грешить. Вместо этого он призывал их обращаться к Его слову, так чтобы они не шли на поводу своей собственной плоти (например, Втор.27:9-10). Павел жалуется: "Не живет во мне, то есть, в плоти моей доброе... Доброго, которого хочу, не делаю... Если же делаю то, что не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим.7:18-20). Он не перекладывает здесь вину за совершенный грех на внешнее существо под названием дьявол. Он говорит о своей грешной природе, как о реальном источнике греха: "Не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон (внутри меня), что, когда хочу делать доброе, прилежит мне (то есть, во мне) злое" (Рим.7:20-21). Давид, также выражал озабоченность по поводу постоянной греховности своей природы: "Ибо беззакония мои сознаю, и грех мой всегда предо мною" (Псал.50:5). Библия довольно точно говорит о фундаментальной грешности человеческой природы, выражающейся в основном в нежелании исполнять волю Бога. Если правильно понимать ее, то не будет никакой необходимости в изобретении воображаемого существа, находящегося вне нашей человеческой природы и несущего ответственность за наши грехи. Иеремия 17:9 говорит, что сердце человека так крайне испорчено и обманчиво, что мы не можем даже правильно представить себе размеры его греховности. И нельзя сказать более ясно, чем это сделано в Екклесиаст 9:3: "Сердце сынов человеческих исполнено зла". Ефес. 4:18 так объясняет причину естественного отхода человека от Бога: "по причине их невежества и ожесточения сердца их". Из-за наших духовно слепых и невежественных сердец, ход нашего мышления отдаляет нас от Бога. В согласии с этим звучат слова Гал.5:19 о "наших делах плоти"; это наша собственная плоть, наше бытие и природа побуждают нас совершать грех. Ни один из упомянутых выше отрывков не объясняет
происхождение греха как нечто внесенное дьяволом внутрь наших сердец. С самого нашего рождения мы имеем в себе грешные тенденции, составляющие основную часть нашего человеческого характера.
Дьявол и сатана
Слово "сатана" представляет собой непереводимое древнееврейское слово, означающее, "противник"; в то время как слово "дьявол" является переводом греческого слова "diabolis", означающего "лжец”, “враг” или “лжеобвинитель". Библейское применение этих слов показывает, что от них могут образовываться прилагательные, описывающие обычных людей. Этот факт делает невозможным допускать мысль, что слова дьявол и сатана, как они употребляются в Библии, относятся к какой-то сверхьестественной греховной личности или существу, находящемуся вне человечества.
лово "сатана" в Библии
В 3 Царств 11:14 читаем: "И воздвиг Господь противника (то же самое древнееврейское слово, переводимое в других местах как "сатана") на Соломона, Адера Идумеянина"; и далее: "И воздвиг Бог против Соломона еще противника (другого сатану)... И был он противником (сатаной) Израиля" (3 Цар. 11:23, 25). Это не означает, что Бог воздвиг сверхъестественную личность или Ангела, чтобы быть сатаной (противником) против Соломона; Он воздвигал обычных людей. Матфей 16:22-23 дает другой пример. Петр пытался отговорить Иисуса, чтобы Он не ходил в Иерусалим умирать на кресте. Иисус повернулся и сказал Петру: "Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое”. Так, Петр был назван сатаной. Здесь кристально ясно, что Христос разговаривал не с Ангелом или чудовищем, когда он произносил эти слова; он говорил с Петром. Так как слово "сатана" означает противника, то и положительная личность, даже сам Бог, может называться "сатаной", как это было в случае с исчислением воинств царя Давида. По сути дела, это слово само по себе ничего грешного не представляет. Греховный оттенок, который имеет слово "сатана", частично обусловлен тем фактом, что наша природа является самым большим "сатаной" или противником по отношению к воле Бога. Этот оттенок также связан с употреблением данного слова в языке людей в какой-то ассоциации с грехом. Сам Бог может быть для нас сатаной, ибо он вносит в нашу жизнь испытания или стоит на дороге ложного направления действий, на который мы, возможно, вступили. Но, если мы и называем Бога сатаной, то это не означает, что Он Сам "грешный".
Книги Царств и Паралипоменон дают подробное описание этих эпизодов. Четыре отрывка из Евангелия говорят об одном и том же, но используют для этого разные стилистические приемы. В стихе 2 Царств 24:1 говорится, что Бог послал Давида сделать перепись народа Израиля. Соответствующее описание этого события в 1 Паралипоменон 21:1 дано в таком виде: "И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян". В одном отрывке сказано, что Бог побудил Давида делать перепись населения, а в другом, сатана подталкивает его делать то же самое. Единственный вывод, который напрашивается отсюда, состоит в том, что Бог выступал в отношении Давида как "сатана" или противник, для того чтобы подвергнуть испытанию верность Давида в тот момент, когда этот человек стал уповать на воинства и силу Израиля более, чем на силу Бога. В какой то мере Бог выступил в роли сатаны и в случае с Иовом, как бы уступив требованию его псевдорелигиозных «друзей» испытать Божьего человека, даром ли он праведен, посылая ему проблемы, так что Иов сказал о Нем так: "Ты сделался жестоким ко мне; крепкою рукою враждуешь против меня" (Иов 30:21); фактически Иов выразился так: "Ты действуешь против меня как сатана". Такая же ситуация показана в Лук. 22., когда сатана (образ эгоистичного, природного состояния человека, группы людей, противящегося преобразующей работе Духа святого, изменяющего мотивы сердца) требовал сеять, испытывать избранников Божьих, «сосуды для почетного употребления», в их бескорыстной праведности и любви к Богу.
Злые духи, которые упоминаются в Ветхом Завете, представляют собой не более чем идолопоклоннические (а значит богопротивные) желания человека, иногда представленные образами, используемыми людьми в те времена, т. е. языком того времени. Так пророк Михей в 3Царств 22 говорит о некоем собрании «воинства небесного» пред лицом Господа и об использовании Богом некоторых членов этого собрании в «злых» целях. Несложное исследование использования понятия «воинства небесного» в Ветхом Завете, а затем применение учения апостола Иакова о добре и зле (добро, святость, сила отречения от греха от Бога, зло и грех из испорченного сердца человека) приводит нас к следующим выводам. «Злые духи» здесь представляют собой «злые» сердца человеческие Израильского «воинства небесного», готовые на греховные действия, лишь только Господь отпустит Свою руку от сердца и совести человека, оставляя его в своем естественном испорченном, своевольном состоянии. И Бог действительно совершает эту процедуру, давая возможность человеку действовать в соответствии с греховными наклонностями своей натуры, используя это для наглядного примера, что представляет собой человек без работы Духа Святого в сердце, т. е. без полной духовной зависимости от Творца. Кроме того, Господь иногда использует это зло в людях для осуществления Своих планов в отношении человечества, в частности для наказания. (В этом случае наказании Ахава.) Похожие ситуации были и в отношении фараона в Исходе, и в отношении царя Саула и др.
Слово "дьявол" в Библии
То же самое обстоит и со словом "дьявол". Иисус сказал: "Разве не Я избрал вас двенадцать (апостолов) и один из вас дьявол?" Он говорил об Иуде Искариоте, который был обычным, смертным человеком. Он не говорил о личности с рогами или о так называемом духе. Слово "дьявол" относится здесь просто к грешному человеку. 1 Тимофею 3:11 дает другой пример. Жены священников не должны быть "клеветницами". Первоначальное греческое слово здесь "diabolis", которое в других местах переводится как "дьявол". Так Павел предупреждает Тита, что пожилые женщины в экклесии не должны быть "клеветницами" или "дьяволами" (Тит. 2:3). То же самое он сказал Тимофею (2Тим.3:1, 3
"В последнии дни... люди будут... злоречивы (дьяволами)". Это не означает, что они превратятся в сверхчеловеков, но что они будут намного более грешными. Должно быть совершенно ясно, что слова "дьявол" и "сатана" не относятся к павшему Ангелу или какому-либо грешному существу вне нас.
Грех, сатана и дьявол
Слова "сатана" и "дьявол" очень часто употребляются в иносказательном смысле для описания естественных грешных склонностей, имеющихся у людей. Это есть главный "сатана" или противник. Эти слова могут также употребляться как олицетворения, и в таком случае обозначать "дьявола" как нашего противника, клеветника, извращающего правду. Это - то, что представляет собой наш естественный "человек" - настоящий дьявол. Связь между дьяволом и нашими грешными желаниями, грехом, обитающим внутри нас, ясно выражена в нескольких отрывках. "А как дети (мы) причастны плоти и крови, то и Он (Иисус) также воспринял оные, дабы (своею) смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола" (Евр. 2:14). О дьяволе здесь говорится, как о существе ответственном за смерть. Но "возмездие за грех - смерть" (Рим. 6:23). Поэтому, грех и дьявол выступают как однозначные понятия. Подобно этому, Иаков 1:14 говорит, что наши грешные желания искушают нас, ведя нас к греху и, следовательно, к смерти; а Евреям 2:14 отмечает, что дьявол приносит смерть. В том же самом стихе говорится, что Иисус имел и имеет нашу природу, чтобы разрушить дьявола. Это выступает контрастно с Римлянам 8:3: "Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти". Здесь показано, что дьявол и наша склонность исполнять только свою волю, которые естественно имеются в нас, представляют по сути дела одно и то же. Исключительно важно понять, что Иисус подвергался такому же искушению, как и мы. Если бы дьявол был личностью, то он тогда не мог бы больше существовать. Евреям 9:26 говорит, что Христос "явился для уничтожения греха жертвою Своею". Евреям 2:14 отождествляет это с утверждением, что своею смертью Христос разрушил дела и силу дьявола. Своею смертью Иисус упразднил "тело греховное" которое используется грехом (Рим.6:6) . "Кто делает грех, тот от диавола" (1 Иоанна 3:
, потому что грех есть результат уступки нашим собственным желаниям (Иак.1:14-15), которые Библия называет "диаволом". "Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1Иоанн 3:
. Если мы правы, говоря, что дьявол представляет собой наши желания, тогда результатом этих наших желаний есть грех. Это согласуется с 1 Иоанна 3:5: "Он (Иисус) явился для того, чтобы взять грехи наши". Подтверждает наш вывод, что "грехи наши" и "дело диавола" - одно и то же. Деяния 5:3 дает другой пример этой связи между дьяволом и нашими грехами. Петр говорит Ананию: "Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?" Вложение чего-либо в наше сердце есть то же самое, что и наполнение нас сатаной. Если мы сами допускаем свершения на деле того, что вдруг пришло в наш разум, например, греховный план, то его начало - внутри нас. Если женщина зачинает ребенка, то он не существует вне ее; он начинается внутри нее. Иаков 1:14-15 использует тоже самое понятие в описании того, как "наша похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть". Псалом 108:6 сравнивает грешного человека с дьяволом: "Поставь над ним нечестивого и диавол да станет одесную его", то есть, будет властвовать над ним (сравните с Псалом 110:1).
Война на небе
Откровение 12:7-9: "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним".
Бытующее мнение: Это один из самых известных отрывков, используемых для обоснования мысли о восстании на небе среди Ангелов, в результате чего дьявол и его ангелы были, якобы, изгнаны на землю, где они в виде змея начали производить бедствия и грех на земле.
Наш комментарий:
1. Все, что мы узнали в этой главе должно быть использовано для обсуждения данного отрывка. Мы сказали, что Ангелы не могут грешить, и что на небе не может быть восстания. Таким образом, этот отрывок, а он - единственный в своем роде, должен быть понят так, чтобы не было мысли о существовании своевольных ангелов или о том, что они заставляют людей грешить, ибо, как мы знаем, искушение исходит изнутри нас самих, а не вне нас (Марк 7:20-23).
2. Если говорить об изгнании некоего змея с неба, то значит допускать мысль о его нахождении там до момента его изгнания. Но у нас нет основания думать, что дьявол сошел с неба и вошел в змея.
3. Обратите внимание, здесь нет упоминания о том, что Ангелы грешили или восставали против Бога, речь идет только о войне на небе.
4. После драматического события, описанного в стихах 7-9, в стихе 10 говорится следующее: "И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них перед Богом нашим день и ночь". Если все, что сказано в стихах 7-9, произошло в начале сотворения мира, до появления Адама и Евы, то как можно говорить, что после низвержения сатаны наступило спасение и Царство Бога? После греха, совершенного Адамом, человечество начало свою печальную историю рабства, греха и неудач - состояние, которое едва ли можно назвать как "спасение" и Царство Бога. Говорится, что дьявол был низвержен на землю и поэтому поводу на небесах было веселье. Почему должно быть веселье, если его приход на землю было началом греха и бедствий для человека. Если низвержение с неба на землю понимать скорее образно, чем буквально, как представляющее утрату некоей власти (как в Исаия 14:12; Иеремия 51:53; Плач Иеремии 2:1; Матфей 11:23), то в этом будет больше смысла. Если все это случилось до появления Адама, или, по крайней мере, до его грехопадения, то как мог дьявол преследовать "наших братьев", если они даже не существовали?
5. Нет никакого указания на то, что все это происходило в саду Эдема. Важное замечание сделано в стихах Откровение 1:1 и 4:1, что Откровение есть пророчество о том, "чему надлежит быть вскоре". Поэтому, это не описание того, что произошло в Эдеме, но предсказание о том, что произойдет в какое-то время после первого века, когда Откровение было дано Иисусом. И тот, кто с истинным почтением относится к Слову Божьему, увидит, что уже это одно опровергает все попытки относить стихи Откровение 12 к Эдемскому саду. Следует также дать ответ на вопрос, почему тождественность дьявола и того, что случилось в Эдемском саду дано в конце Библии, до его раскрытия.
6. "Был великий дракон, древний змий" (Откровение 12:9). Дракон был "с семью головами и десятью рогами" (стих 3), поэтому в буквальном смысле он не был змеем. То, что он называется как "древний змий" показывает на сходство его характеристики с характеристикой змея в Эдеме, в том отношении, что он был провокатором или обольстителем. То же самое, слова "жало смерти - грех" (1 Коринфянам 15:56) не означают буквально, что смерть - это змей. Конечно, смерть имеет общие характеристики со змеем через свою связь с грехом.
7. Когда дьявол был низвержен на землю, он был "в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени" (стих 12). Если бы дьявол был низвержен в Эдеме, то он имел бы возможность мучить людей в течение своей долгой жизни, и едва ли у него было "немного времени", чтобы производить бедствие на земле.
8. Как мог дьявол обольщать "всю вселенную" (стих 9) ( и что это была за вселенная) до того момента, как его изгнали с неба, если до появления Адама в мире никого не было?
9. Принимая все это во внимание, а также многое другое, сказанное в главе Откровение 12 (и во всем пророчестве), становится понятным, что описанные события не могут быть выполнены в буквальном смысле слова. Не удивительно, поэтому, что в самом начале Откровения говорится, что это писание следует воспринимать как обозначаемое, то есть, оно изложено на языке знаков или символов (Откровение 1:1). Как бы предворяя сказанное в главе 12, стих 12:1 описывает последующие события, как "великое знамение".
10. В описании действий дьявола на земле нет указаний на то, что он провоцировал людей совершать грех. В стихах 12-16 сказано, что сразу же, как только дьявол опустился на землю, он потерпел неудачу в своих попытках проведения гнусных дел.
11. Одним из ключевых вопросов понимания содержания отрывка есть вопрос о достоверности войны на небе и не употребляется ли здесь слово "небо" в иносказательном смысле. Ранее мы объяснили, что слово "небо" может образно относиться к местонахождению власти. Слова «вселенная», «земля», также нуждаются в особой корректировке и обьяснении. Откровение -
книга символическая, и мы считаем, что с такой позиции и следует рассматривать данный вопрос.
• Женщина, описываемая как "облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд" (стих 1). Все эти небесные тела, а также женщина, поднятая, по-видимому, на небо, не могут быть буквальными. Она не может, на самом деле, быть одетой в солнце или иметь звезды, каждая из которых размером в Землю, на своей голове. Другой знак появляется на небе - красный дракон (стих 3). Обычно небо здесь воспринимается как реальное, но почему это должно быть так, если то же самое небо, о котором было сказано ранее (стих 1), воспринимается, со всей очевидностью, как образное? Женщина на "небе" родила дитя , которое "восхищено было к Богу и престолу Его" (стих 5). Престол Бога находится на небе. Если женщина была уже на небе, то почему тогда ее ребенок должен быть "восхищен" к небу? По-видимому, она была символом чего-то на земле, хотя была и на "небе" в косвенном смысле. Затем она "убежала в пустыню" (стих 6). Если она была на образном небе, то и пустыня тогда должна находиться на небе. Было бы более целесообразным представить себе, что женщина находилась в каком-то символическом месте на небе, а затем она опустилась на землю, где-то в пустыне в буквальном или символическом значении. Затем мы переходим к стиху 7: "И произошла на небе война". Поскольку все другие ссылки на небо в Откровение 12 имели символическое значение, то, следовательно, и война была на образном небе. И это действительно должно быть так, потому что на реальном небе не может быть восстания или греха (Матфей 6:10; Псалом 5:4-5; Аввакум 1:13). Писатель этих строк иногда задает тем, кто верит в ортодоксальную идею о дьяволе следующий вопрос: "Можете ли Вы привести мне краткое сообщение о дьяволе, в соответствии с Вашей интерпретацией библейских отрывков?” Ответы бывают исключительно разнообразные. В Писании личность, названная дьяволом или сатаной несколько раз то восходила на «небо», то слетала с него.
Из сказанного выше следует, что в соответствии с представлением людней, изгнание дьявола с Неба за его грехи не соответствуют действительности, принимая во внимание, что о нем говорят как находящимся еще на Небе после каждого случая его низвержения. Важно понимать, что как "Небеса", так и дьявол описываются в метафорическом смысле.
Пояснения к этой статье:
1. Попытки дать подробное изложение этой главы выходят за пределы объема настоящих заметок. Полное объяснение этих стихов требует понимания всей
книги Откровение.
2. Конфликт в символическом небе, то есть, в месте нахождения власти, (речь, возможно, идет конкретно о Иерусалиме) был между двумя группами, каждая со своими последователями, служителями или ангелами. Обратите внимание на то, что ангелы князя Михаила победили противников духовным оружием, дарованным Христом. Поэтому они могут быть только людьми. Помните также, что мы показали, что дьявол и сатана часто ассоциируются с римской политической и еврейской религиозной системами.
3. То, что дьявол – дракон в данном случае представляет собой какой-то вид власти человеческой прослеживается по тому, что он имеет "на головах его семь диадем" (стих 3). Стихи Откровение 17:9-10 также говорят о драконе так: "Здесь ум, имеющий мудрость", то есть, не пытайтесь принимать это чудовище за некое сверхьестественное существо. Число зверя также человеческое, связанное с библейским числом человека – «6». "Семь голов суть семь гор... и семь царей". Образ «злого» человечества, по-видимому, ассоциируется с дьяволом-драконом, которому "немного остается времени" в Откровение 12:12.
Проблемы понимания системы зла..
«Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом». Кол. 2:18. Во времена Павла уже существовало предание о неких злых начальствах и силах небесного происхождения, имеющих целью причинять зло людям и соблазнять их на грех, и контролирующих определенные территории земли. Опровергая эти убеждения, Он еще и еще раз говорит о том, что все силы мироздания подчинены Богу Отцу и Его Сыну Христу: «Который есть глава всякого начальства и власти…». Кол.1:16: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано». Поэтому в положительном аспекте о начальствах и властях говорится как силовых инструментах вселенной, которые полностью подчинены и исполняют волю Творца. В отрицательном смысле речь идет о людях, имеющих власть на земле, но использующих ее по своей прихоти и для своей славы. О таких человеческих структурах Он говорит, что Господь на кресте: «…отнял силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.» Кол.2:15. Более того, сам апостол получил задание: «…благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия». Еф. 3:8-10. Здесь начальствами и властями на небесах являются языческие правители, имеющие влияние в то время в области Палестины, в частности Римские власти. Не секрет, что Павел проповедовал именно в доме кесаря: «…мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно». Еф. 6:19,20. В тоже время апостол предупреждает, что эти люди чаще всего движимы своей злой натурой, отвергающей власть Бога и призывает сражаться не против самих людей, что можно сделать только плотским материальным оружием, но противостоять духовной сути человеческой, злым сердцам, намерениям - «духам злобы поднебесным» посредством праведной жизни, твердой веры в силу Бога, уверенностью в собственном спасении, благовествованием людям, даже под страхом смерти, молитвой. Еф. 6:12-20.
Основная мысль послания Иуды состоит в том, что некоторые лжеучителя, появившиеся в то время, распутничали, злословили и отвергали власть Господа Иисуса Христа. Он осуждает их и напоминает о последствиях бунта старейшин
Корея, Дафана и др., (называя их ангелами, не сохранившими своего достоинства, т. е. призвания быть помощниками Моисея), которые также (как и лжеучителя) противились своему вождю от Бога и понесли заслуженное наказание. Апостол вспоминает также эпизод из Захарии 3, когда первосвященнику Иисусу противостали некоторые влиятельные враги, противники его религиозной деятельности (возможно из халдеев, а возможно и из израильтян). Автор называет их дьяволом (в Захарии - сатаной). В христианском мире бытует мнение, что Адам через свое грехопадение в Едеме передал власть над землей, данную ему Творцом, некоему падшему ангелу, который и является сегодня «богом века сего». Проблема этой доктрины в том, что Иисус всегда был (и есть) Господом, т. е. Верховным Правителем всего сущего: « ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит». Кол.1:16,17. «Он есть Господь господствующих и Царь царей». Откр.17:14. Никакой лазейки для господства над всем миром злого ангела здесь не усматривается. Иисус говорил: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф.28:1
задолго до того, когда Павел упоминал о царствовании некоего «бога века сего». Действительная проблема в том, что Бог желает: «… избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего» Гал.1:4. Т.к. лукавым является человеческое сердце (Иер.17:9), то проблема именно в нем и именно оно сейчас – «бог века сего», т. е. управляет человечеством, руководя и направляя человека в его греховных, самолюбивых и эгоистичных действиях. Богу достаточно озарить «… наши (лукавые) сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». 2 Кор.4:6., чтобы «князь мире сего был изгнан вон». (Это и произошло с апостолами и их сподвижниками). «Князем мира сего» в Евангелии от Иоанна названо греховное положение человека в отношении воли Божьей. Он (князь) не имел ничего во Христе, потому, что Господь полностью подчинялся воле Небесного Отца и послужил нам образцом в этом." (c) Евгений