Гладиаторы:смертиники или шоумены?

Сотни беллетристов, историков и археологов неоднократно обращались к такой богатой теме, как гладиаторские бои в Древнем Риме. И каждый привносил в нее что-то свое, зачастую не доказанное научно. Вскоре на этой "закваске" возникали голливудские блокбастеры с колесницами, весталками, сандалиями, мечами и морями крови, проливаемой мужественными гладиаторами на арене Колизея. А мальчишки во всем мире носились по пыльным улицам с деревянными мечами в руках, воображая себя кто Спартаком, кто Максимусом. Естественно, что на столь красочном квазиисторическом фоне о каком-то серьезном научном подходе к гладиаторской теме говорить не приходилось.
Но тем не менее постепенно накапливались факты, опровергающие традиционную точку зрения на гладиаторство как "субкультуру смерти". Последней каплей стало обнаружение археологами массового захоронения гладиаторов у турецкого города Эфес. Около сотни надгробий украшены изображениями бойцов в полном снаряжении, а на могильных плитах высечены их имена и эпитафии. Останки направили на биохимическую экспертизу, которая дала однозначный ответ - ни один из похороненных под Эфесом гладиаторов не умер от боевых ран. Все что угодно: хронические болезни, венерические заболевания, старость - но никак не роковой удар меча в сонную артерию под рев тысяч зрителей, опускающих вниз большой палец правой руки (именно этот сюжет любят в деталях воспроизводить в Голливуде). Значит, не все они были смертниками. Скорее профессионалами индустрии развлечений, получавшими за шоу крупные гонорары и принадлежавшими к элитной части римского общества. Судите сами, в могилах были обнаружены дорогие именные доспехи, украшенные золотом и серебром, что расходилось с представлениями о нищих полуголодных рабах, идущих на смерть с именем кесаря на устах. К тому же биохимический анализ останков гладиаторов позволил сделать вывод, что бойцы не испытывали недостатка в качественной калорийной пище.
"Последние исследования подтвердили мое убеждение в том, что гладиаторы являлись элитными бойцами для участия в постановочных сражениях, или, как сегодня сказали бы, в реалити-шоу, - говорит научный сотрудник Тюменского государственного университета Олег Комар. - Конечно же, кровь присутствовала на аренах, но это были издержки брутального ремесла". Деньги умели считать во все времена. На подготовку профессионального поединщика уходили годы. Гладиаторы влетали своим патронам в копеечку. Потеря титулованного и многоопытного бойца, находящегося на пике своей спортивной формы, могла обойтись ланисте, владельцу школы гладиаторов, потерей всего бизнеса.
Еще один из исследователей института гладиаторов эпохи великой империи профессор университета Майами Стивен Так проанализировал письменные древнеримские источники и пришел к выводу, что традиционные представления о жизни гладиаторов во многом ошибочны. Основываясь на аутентичных описаниях боев, ученый попытался восстановить тактику гладиаторов. "Для начала надо обратить внимание на их амуницию, - рассказывает "Итогам" профессор Стивен Так. - Надежные стальные нагрудники, тяжелые шлемы, пластины для защиты голеней и рук - все это свидетельствует о том, что в планы бойцов арены не входило погибать от руки противника". Гладиаторы могли позволить себе некоторую театральность, попадая в спровоцированные ими же рискованные ситуации, но без страха лишиться жизни. "Бойцы древнеримских арен являлись по своей сути первыми профессиональными спортсменами, - продолжает американский ученый. - Дело не ограничивалось экипировкой. Результаты анализа показали, что основу гладиаторской диеты составляли бобы и ячменная каша. Современники гладиаторов называли их жующими ячмень". Тогда исследователи предположили, что использование в пищу изобилующей углеводами растительной клетчатки давало гладиаторам не только энергию и мышечную массу, но и формировало небольшую жировую прослойку. В ходе поединка противники наносили друг другу секущие удары, которые делали зрелище кровавым, но не причиняли поединщикам большого вреда.
Без хорошего питания, отдыха и тренировок гладиатор не продержался бы на арене и нескольких минут, а это означает, что "рабами, идущими на смерть", древних воинов называть можно с большой долей относительности. Однако ученым свойственно сомневаться даже в очевидных фактах, поэтому исследователи решились на отчаяный эксперимент - возрождение гладиаторских боев.

Гладиаторы XXI века

Местом предстоящего ристалища стал пригород Анапы, небольшой поселок Витязево. Оказывается, спустя столетия гладиаторские бои не перестали быть излюбленной всенародной забавой. Несмотря на изнуряющую жару, со всех уголков курортного города к побережью, где должно было произойти сражение, стекался праздный люд.
Современный вариант великого Колизея не впечатлял своими архитектурными масштабами. Гладиаторам предстояло пролить кровь на небольшой овальной площадке недалеко от городского пляжа. Арену соорудили за несколько месяцев до сражения. Учитывалось все - от покрытия из каменной крошки, перемешанной с песком, до расположения зрительских рядов. На смену идущим амфитеатром ступенькам Колизея, сложенным из обработанной горной породы, пришли пластиковые сиденья.
Наступило время поединка, он, как и раньше, был строго регламентирован. "Многие ошибочно думают, что гладиаторские бои были банальным кровавым побоищем, - рассказывает инициатор возрождения гладиаторских боев Георгий Сенгеров, - однако в реальности это было хорошо продуманное сражение, где все участники, как правило, оставались в живых. Это было искусство. Впрочем, сейчас вы увидите сами".
Все стихло, и взгляды зрителей устремились в центр арены, где появился человек, изображающий ланисту Лентула Батиата. В Древнем Риме этот реально существовавший персонаж был владельцем одной из самых престижных школ гладиаторов, а потому в большинстве поединков выступал в качестве рефери и ведущего одновременно. Батиат представил гладиаторов, и на арену вышли участники поединка. "Идущие на смерть приветствуют тебя", - прокричали воины, подняв вверх оружие и обращая свое приветствие к толпе зрителей. В древности эта реплика предназначалась римскому императору или его наместнику. Сегодня найти человека на эту роль оказалось проблематично.
Первая пара - Египтянин и Германик. В обычной жизни друзья Алексей Потапов и Владимир Малюгин - преподаватели кафедры сценической пластики знаменитого ГИТИСа. Однако на три месяца в году они превращаются в смертельных врагов - непобедимого гладиатора Германика и пленного раба-гладиатора Египтянина. Все происходит настолько реалистично, что зрители на мгновение забывают про свой попкорн и, как истинные римляне, требуют хлеба и зрелищ.
По сценарию поединка презренный раб Египтянин должен оросить арену кровью. Видимо, поэтому он вооружен всего лишь кривым коротким мечом, а из одежды на нем только набедренная повязка. Его оппонент, могучий Германик, символизирует мощь и непобедимость великой империи. Он практически полностью закован в доспехи, а в руках - длинный меч. Звучит команда "Бой!", и гладиаторы бросаются друг на друга. Размахивая с быстротою молнии своим коротким оружием, легкий гладиатор наталкивается на мощное сопротивление противника. Публика неистовствует, многие вскакивают с мест и криками подгоняют бойца, на которого уже сделали ставки, вперед. Красивый выпад, и тяжело раненный Египтянин падает на арену. Настал момент истины - ланиста обращается к публике, предлагая решить судьбу проигравшего. Большой палец вверх - жизнь, вниз - смерть. Мнения разделились: взрослые даруют побежденному жизнь, а дети, которых среди зрителей было тоже немало, требуют смерти гладиатора. На этот раз тело повергнутого воина не вынесли через ворота смерти, как это делали в древности. После того как толпа не пришла к единодушному решению, Египтянин легко поднялся и под улюлюканье зрителей самостоятельно покинул арену.
- В бою мы старались показать, что не жалеем друг друга, - рассказал, обрабатывая незначительные ссадины, Египтянин - Алексей Потапов, - мы действительно перевоплощаемся в гладиаторов, бескомпромиссных бойцов со своим кодексом чести, которые были не просто воинами, а незаурядными актерами и хотели понравиться публике. Каждый бой - это своеобразное представление, сценарий которого был выдуман не нами, а настоящими гладиаторами и их хозяевами.

Фабрика звезд

Однако элементы шоу появились в гладиаторских сражениях не сразу. Были времена, когда древние арены буквально утопали в крови.
- Согласно историческим документам первые упоминания о поединках встречаются еще во II веке до нашей эры, и скорее всего в их основе лежит обряд жертвоприношений, - считает Олег Комар. - Обычно это были поединки пленных воинов, которые должны были биться насмерть, принося себя в жертву ушедшему из жизни императору. Вскоре гладиаторские игры становятся в Древнем Риме традицией и наиболее популярной забавой. Поскольку первыми бойцами были пленные, они сражались в своей собственной амуниции и со своим оружием. Разнообразие техники боя и вооружения делали смертельное представление очень зрелищным. Со временем бои превратились в прибыльный бизнес, появились специальные гладиаторские школы-лагеря, приносящие их хозяевам - ланистам - баснословные деньги. Захватнические войны римлян и пленение большого количества врагов позволяли дельцам проводить массовые бои, в которых иногда бились одновременно триста пар гладиаторов. Причем инициатором крупнейших сражений был сам Гай Юлий Цезарь. Однако массовые бои долго не просуществовали - охрана императора решила, что, собранное в одном месте, такое количество вооруженных рабов крайне опасно.
Постепенно среди гладиаторов определялись лучшие бойцы, которые становились первыми профессиональными гладиаторами, а не "пушечным мясом". На их обучение ланисты тратили огромные деньги, перекупали друг у друга наиболее перспективных бойцов. В общем, как в современном футболе. Естественно, условия жизни профессиональных воинов отличались от условий содержания простых рабов. А еще через некоторое время и сами гладиаторы стали получать огромные деньги, несмотря на свой статус пленников. К примеру, гладиатор Басс для потехи толпы дрался ночным горшком, отлитым из чистого золота!
- На аренах, как это принято показывать в фильмах, гладиатор должен был обязательно убить своего противника, - продолжает рассказ коллеги Владимир Малюгин, он же могущественный Германик, - на самом деле все было несколько иначе.
На арене присутствовали судьи; когда бои становились слишком кровопролитными, рефери могли их прервать, особенно если гладиаторы были очень дорогими бойцами. Изысканную публику, в основном патрициев, больше привлекали бои высококлассных профессионалов, демонстрирующих виртуозное владение оружием. "Беспощадно убивать профессиональных бойцов было бы бессмысленно и накладно, - рассказывает Олег Комар. - Поэтому гладиаторы гораздо чаще использовали рубящие удары. Во-первых, такая техника позволяла меньше уродовать противника, а во-вторых, кровоточащие раны заводили публику. Для простого народа существовали кровопролитные побоища, в них участвовали обыкновенные неквалифицированные рабы - григарии. Это были очень дешевые рабы, которые стоили на рынке не более тысячи сестерциев за душу". Для сравнения: небезызвестный римский диктатор Луций Корнели Сулла подарил своей жене китайскую фарфоровую чашу за шесть миллионов сестерциев. Именно неподготовленные в боевом смысле рабы должны были умирать на арене на потеху публике.

Доспехи haute couture

Если не борьба за свою жизнь, то что же заставляло бойцов выкладываться на полях сражений? Самая лучшая мотивация всех времен и народов - материальные блага. Сенаторы и императоры баловали своих любимцев. Например, Цезарь обеспечил гладиаторов своей школы серебряными доспехами. Известны случаи, когда бойцы получали даже золотые именные доспехи. Амуниция играла непоследнюю роль в жизни римлян. Если сегодня визитной карточкой человека, состоявшегося на полях экономических сражений, считается костюм ручного пошива от модного кутюрье, то жители Вечного города встречали человека по доспехам.
- Мы выяснили, что самой популярной защитой гладиаторов был кожаный пояс с металлическими пластинами, - рассказывает Олег Комар. - Он не сковывал движений бойца и в то же время прекрасно защищал от рубящих ударов. Немаловажным элементом доспехов были защита рук - наручи и ног - поножи. Многие гладиаторы, к примеру фракийцы, особым способом наматывали на ногу обычную мешковину. Шлемы изготавливались из толстой кожи или металла - меди, а позже бронзы. Оружейники того времени вообще очень много экспериментировали, в итоге сделали шлем, в котором применялся сплав из латуни. Он был очень легким и крепким.
- Важно максимально точно воссоздать оружие и снаряжение гладиаторов, - говорит Олег Комар. - Изготовили, например, рукав из дубленой кожи, торсовые защиты - широкие ремни, прошитые льняными нитками с закрепленными на них металлическими пластинами. Особое внимание уделялось изготовлению шлемов - один был сделан из кожи, с полумаской и гребнем из конского хвоста, а другой выкован из металла. Вес каждого костюма составляет около восьми килограммов, что соответствует весу снаряжения гладиаторов. Всего у нас представлены пять типов доспехов, из них два легких, а остальные тяжелые - то есть полная защита, как у Германика. Кстати, мечи изготовлены из настоящего титана, а это означает, что травмы они наносят вполне реальные.
Еще один важный элемент обмундирования - обувь. Энтузиасты изготовили ее из грубой кожи и замши. Всего на изготовление амуниции ушло три месяца. И еще столько же - на подготовку арены. Основная задача для исследователей - не просто показать ролевой бой, а воссоздать определенную атмосферу того времени, возродить психологические моменты. Надо сказать, что современные гладиаторы работали тоже очень профессионально, как в древности. Как потом выяснилось, на тренировках идет интенсивная проработка каждого удара, каждого блока. Главное, чтобы это выглядело правдоподобно и красиво.
- Кроме красоты поединка, его драматизма и величия, мы экспериментальным путем подтверждаем или опровергаем исторические факты, связанные с гладиаторами, - говорит Олег Комар. - В частности, например, нами воссоздана древняя технология вытягивания медного или бронзового шлема из цельного листа металла. В нашей работе принимали участие большое количество историков, специалистов по Древнему Риму, а также целый ряд экспертов, специализирующихся на истории оружия и военного снаряжения. По мере работы с историческими источниками мы будем пытаться не просто проводить поединки гладиаторов, а воссоздавать конкретные сражения вошедших в историю персонажей. Известно ведь, что некоторые сановные особы не брезговали выходить на гладиаторские поединки, наглядно демонстрируя своему народу силу, отвагу и великодушие к побежденному. И, наверное, самое главное - своим примером мы хотим показать, что современная история - это не просто бумажная наука. В эксперименте мы попытались объединить находки археологов и предположения коллег-историков. По-моему, получилось неплохо. По крайней мере, зрителям понравилось.

виды:
Ретиарий - Сеть, трезубец (иногда копье) и кинжал. Широкий кожаный пояс с металлическими пластинами, защищающий живот. Наплечник, закрывающий левое плечо, руку до локтя и достаточно высоко поднимающийся над плечом так, что можно было движением плеча прикрыть голову от удара.

Самнит или секутор - Большой прямоугольный щит, шлем с высоким гребнем и султаном из перьев, короткий прямой меч и поножи (как в единственном числе написать не знаю) на левой ноге.

Гопломах - Большой круглый щит, шлем с высоким гребнем и султаном из перьев, короткого прямого меча и поножи на левой ноге.

Фракиец - Правая рука – в толстых ременных обмотках или в железном нарукавнике, на ногах – поножи, а над ними – еще кожаные обмотки; короткие трусы прихвачены толстым кожаным поясом с металлическими полосами, он целиком закрывает живот и верхнюю часть бедер. кулачный щит и кривой ятаган. Шлем с забралом со множеством отверстий, закрывавшим все лицо.

Андабат - Закрытый шлем с двумя узкими прорезями для глаз и парные кинжалы.
Мирмиллон - небольшой щит и короткий меч, на голове шлем с изображением рыбы.
Эсседарий - гладиатор на колеснице, запряженной парой лошадей
Венаторы - Специальный вспомогательный персонал для битв с животными.
Провокатор - Сражался против Самнитов, легко вооруженный войн.
Эквит - Сражался верхом, был вооружен копьем. Одевался в тунику и фехтовальный рукав - Маника.
Велиты - Пешие войны с копьями, имевшими специальную петлю для метания. Названы по так, по названию регулярных частей армии с тем же вооружением.
Лакверарий - Использовал аркан (лассо) и короткий нож.
Сеггитарий - Лучник.
Далее я добавлю ещё несколько типов, либо не совпадают названия, либо типы тобой не затронутые.
Андабатаи - (Первый век Д.Н.Э) Конные гладиаторы, носившие шлемы с сильно ограниченным обзором. Были вооружены металлическим цепом.
Бестиарии - (Бойцы со зверями) Вооруженные копьем или ножом, эти гладиаторы выходили на бой с опасными животными. Позднее, Бестиарии получали специальную подготовку для битвы против конкретных видов зверей.
Димачаер - Боец, использовавший два меча.
Карверы - Вооружались двумя большими мечами.
Праегенарии - Технически не являлись гладиаторами. Они открывали представление боями на деревянных мечах, музыкальными номерами и клоунадами.
Арбелас имеет кожанный анатомический панцирь, кольчугу с коротким руковом под ним,гладиус (меч), шлем, металлическая ламинарная маника на левой руке, заканчивающаяся трубчатым наручем с его страшным оружием (арбелос), кожанный наруч маника на правой руке с металлическими шипами, короткие поножи на обеих ногах.

Арбелас был одним из самых тяжеловооруожённых типов гладиаторов. Вес вооружния достигал 22-26 кг

Круппелларий - 1) название доспехов.
Тацит упоминает такие сверхтяжелые доспехи в Анналах, III, 43. В то же время этот доспех, хотя и кельтского происхождения, был известен в риме под имененем "вооружения круппеллария". Элемент, который Вы упоминаете, был в составе вооружения гладиатора-мирмиллона. ИМХО круппелларий это мирмиллон в тяжелой кирасе
"К ним были добавлены предназначенные для гладиаторских игр рабы, по обычаю племени облаченные в сплошные железные латы, так называемые круппелларии".
2) Crupellarii - это наименование гладиаторов из школы в Августодуне, примкнувших к восстанию Флора и Сакровира.

Пегниарий (от греческого paignion – "игра"). Эти люди не боролись насмерть: оружие у них было невинное – палка или кнут; после поединка оба противника уходили, конечно, в синяках и ссадинах, но без тяжелых ран". Костюм у пегниариев, был очень своеобразный: или длинные штаны, прихваченные ниже колен обмотками, или нечто вроде современного комбинезона, перехваченного поясом. В левой руке у них был продолговатый посох, в другой – палка или кнут. Выпускали пегниариев на арену обычно в полдень; их поединок был как бы интермедией между двумя бойнями: охотой, которая происходила в амфитеатре утром, и гладиаторскими боями во второй половине дня.
 
Ответ: Гладиаторы:смертиники или шоумены?

Хотелось ответить статьей с сайта Дональда Мака
Гладиаторы как непревзойденные бойцы

В основном мы черпаем данные о них из \"Спартака\" или фильма с Расселом Кроу, в котором ни один из гладиаторов в этом фильме не был экипирован по древнеримскому канону.

Есть разница между схваткой на смерть и \"бутафорским\" поединком на арене. Бутафорским я его называю потому, что задача профессионального гладиатора всегда состояла не столько в том, чтобы убить противника в ходе схватки, сколько в том, чтобы доставить удовольствие публике ее процессом. Быстрый бой категории \"одним ударом - наповал\" не радует зрителей шоу, и потому на первый план выдвигается не эффективность, а эффект. Кстати, команда \"добить\" часто подавалась именно тогда, когда проигрывали \"топорно\".

Бой гладиаторов во многом сценичен. В обучение, например, специально входило искусство наносить удары так, чтобы они выглядели достаточно кроваво, но при этом не наносили бы реального вреда. В тренинг гладиатора входило обучение актерскому мастерству и эффектным позам, а в бою они (это видно хотя бы по фрескам) предпочитали рубящие удары, которые в сочетании с мечами того времени давали именно вышеописанный эффект.

Гладиатор против легионера? В моей первой статье мы говорили о противостоянии бойца и солдата. Это - поединщик, и его не учили строю, осаде, обращению с техникой и прочим вещам, куда более полезным на войне чем мастерство индивидуального бойца.

А как же всем знакомый Спартак? Пресловутое уничтожение отряда Клодия - не бой, а внезапная атака на лагерь римлян, не ожидавших, что белые рабы спустятся с Везувия. Дальнейшие войска, отправляемые против восставших, тоже состояли из городского ополчения, причем вместо того, чтобы сразу отправить серьезную армию, власти поначалу отделывались мелкими группами. Когда в Италию были стянуты действительно боеспособные части, лафа Спартака достаточно быстро закончилась. И более ни одно восстание гладиаторов не имело такого успеха. Значит, дело было в чем-то ином.

Гладиатор - не меньший символ, как рыцарь средневековья, и так же как рыцарь не обязательно носил полные латы, гладиатор не обязательно должен был всякий раз биться на смерть. Достаточно произвести некоторые расчеты, чтобы понять, что подготовка гладиатора должна окупить себя. Если вспомнить, сколь частыми и массовыми были представления, бойцов принимало участие в представлениях в одном Риме. Поэтому хороших бойцов берегли. Поединки профессионалов чередовались со звериными травлями и массовыми побоищами, в которых гибли не профессионалы, а дешевые и плохо обученные Грегарии.
 
Назад
Сверху