Александр
Почетный житель
Ногами сильно не пинать, источников много, в том числе и англоязычные, допустимы огрехи перевода
Дзюттэ - японское холодное оружие, с клинком в виде цилиндрического или многогранного стержня без лезвия. Рукоять с круглым навершием и половинчатой гардой, загнутой в сторону клинка, что представляет собой ловушку для оружия противника. Общая длина 300 -600 мм. Встречаются варианты дзюттэ с заточенным острием - хасивара - это весьма специфический кинжал, явно предназначенный для бреширования доспехов, но способный затормозить и "захватить" клинок меча при наличии некой сноровки у его владельца.
Судя по найденным образцам, длины и материалы дзюттэ могли быть различны, также как и декоративные части. Некоторые дзюттэ очень детализированы и включают художественное оформление. Дзюттэ может включать ручки (?) или даже тсуба (защиту руки), которые кажутся почти идентичными используемым для меча самурая.
Дзюттэ разработан так, чтобы его пользователь мог захватить, и на мгновение удержать, оружие противника. Даже не любое оружие, а именно меч, дзюттэ был особенно эффективен против меча, при правильных условиях.
Методы работы с дзюттэ очень близко связаны с таковыми в тэйджутсу или джиу-джитсу. На самом деле, вопреки популярной уверенности, не очень трудно освободить меч или другое оружие от дзюттэ. Реальный смысл - время, которое требуется на такое освобождение. В течение этого короткого интервала, можно продолжить нужным способом движение противника, либо нанести удар свободной рукой. Стоит заметить, что про ломание клинка противника с помощью дзюттэ явно говорится только у Г.Л. Олди. Имхо в реальности это крайне маловероятно, если только захваченный клинок удастся прижать к какой-либо поверхности (опять же – был такой эпизод у Олди).
Мне лично показалось, что стиль боя с дзюттэ должен быть очень похож на бой с современной резиновой дубинкой европейского образца, это которая с дополнительной перпендикулярной ручкой. Те же захваты удара противника, то же использование для блока по предплечью. Даже визуально похоже.
История
Оружие Феодальной японской Полиции
Чтобы поддерживать контроль, полицейские Периода Эдо и их помощники не-самураяи развивали много уникального оружия и методов ареста против нарушителей спокойствия.
Одно из наиболее уникального оружия полиции самурая был дзюттэ. По сути железный жезл, дзюттэ был популярен, потому что мог парировать удар острого как бритва меча и разоружить противника без нанесения серьезных ран. По существу является защитным или ограничивающим оружием.
Единственный крюк или вилка, названная каджи, эдакая «полугарда» использовалась для захвата или даже ломки лезвий клинкового оружия, так же как для тычков и ударов, по принципу простой дубинки. Каджи мог также использоваться, чтобы запутать одежду или пальцы противника. Таким образом, феодальная японская полиция использовала дзюттэ, чтобы разоружить и арестовать подозреваемых без серьезного кровопролития. В конечном счете, дзюттэ также стал символом официального статуса.
Дзюттэ был известен многими названиями.. Иероглиф состоит из двух «канджи», одно представление числа "десять" и второго представления "рука", таким образом предлагая, что дзюттэ дал пользователю "власть десяти рук ."
Различные виды иероглифов также использовались, чтобы описать это довольно уникальное полицейское орудие. Например, иерогиф, используемый в течение Эры Сенгоку представляет "правду". Хотя название кажется почти тем же самым, значением, "рука правды," это был, возможно, намек на символическое значение оружия. Другие интерпретации включают "десять рычагов," "десять даже," "художественная рука," и примерно "десять хитов" или "на цели." Более «красивые» названия для дзюттэ - "топор кости," "железный меч," или "железная алебарда " [перевод дословный, прим. Strike’а]
Фактическое происхождение дзюттэ - все еще тайна.
Стиль боя с дзюттэ - Джиттетохри-рю (Jittetohri-ryu)
Многие знакомы с деяниями Миямото Музаши. Его оригинальное имя было Миямото Мазана, но он был также иногда известен позже в жизни как Нитен. Чтобы улучшать свое искусство фехтования, Миямото Музаши путешествовал по Японии так, чтобы он мог бросить вызов другим фехтовальщикам. Основатель Нито-рю, или «ограждения с двумя мечами», он был также опытным художником и автором Книги Пяти Колец, образцовый трактат по искусству фехтования.
Миямото Музаши ввёл военное искусство, известное как Джиттетохри-рю. Этот специфический стиль, иногда также упомянутый более просто как Тохри-рю кенджутсу, использовал несколько военного оружия, включая использование обоих мечей (nitoh-кругозор), копье, и дзюттэ. Практики Джиттетохри-рю были особенно известны их джаджи-яри-джутсу, методы, вовлекающие использование копья. По общему мнению, Миямото Манизэй также считали владельцем железного жезла и дзюттэ-джутсу.
Современные методы полиции.
Полиция в Японии использовала дзюттэ после конца Периода Эдо. Фактически, некоторые чиновники носили дзюттэ для самообороны до начала двадцатого столетия. Поскольку полицейский отдел подвергся модернизации, дзюттэ был в конечном счете постепенно выведен.
В начале 1960-ых японская полиция приняла своего рода современную версию дзюттэ, названного токушу кеибо, своего рода пружинным жезлом. Подталкивание рычага в ручке заставило телескопед жезл простираться автоматически на приблизительно длину дзюттэ. Японская полиция развивала ряд методов для того, чтобы разоружить и ограничивать подозреваемых, использующих токушу кеибо. Кеибо-джутсу (полицейское искусство жезла) методы - теперь часть их специального тэйхо-джутсу (искусство ареста). Многие из этих современных токушу кеибо методы основаны на подобных методах от более древних японских военных художественных стилей, использующих дзюттэ, типа Иккаку-рю дзюттэ-джутсу методы от Синто Музо-рю.
Кама и Кусаригама
Кама - Оружие японских ниндзя, клевец, трансформировавшееся из сельскохозяйственного серпа; имеет круглую рукоять длиной 45 см, изогнутый однолезвийный наконечник, крепящийся перпендикулярно рукояти. Иногда рукоять, усиленная шипами, выполняет функцию кастета. Кама часто использовалась как парное оружие
Кусаригама
Идею использования в качестве оружия обычного серпа следует считать достаточно древней. В Японии использованию серпа в качестве оружия способствовало его широкое сельскохозяйственое применение первыми поселенцами. С формированием класса профессиональных воинов в конструкцию серпа был внесен ряд изменений, а к концу 15 века начали использовать оружие, представлявшее собой серп с прикрепленной к нему цепью с грузом на конце - кусаригама.
Существуют два разных типа кусаригама. Первый - это оружие фермера, второй - оружие воина. Для первого характерно относительно короткое лезвие, по форме напоминающее клюв попугая и прикрепленное в рукоятке из твердого дерева. Оружие воина - это практически короткий меч, закрепленный на рукоятке. Цепь с грузом есть в обоих типах кусаригама, хотя длина и способ крепления цепи различаются. В отличие от оружия воина, оружие фермена имеет значительно меньшие пределы досягаемости и убойную силу.
Кусаригама - это несколько видов оружия в одном. Это одновременно режущее (серп), ударно- дробящее и метательное оружие. Кусаригама-дзюцу - искусство работы серпом с цепью представляет собой совокупность защитных техник с очень интересными возможностями. Использование кусаригама позволяет воину рудить врага острым лезвием, заточенным с двух сторон, наносить колющие удары концом серпа, резко органичить подвижность врага или лишить его возможности использовать свое оружие с помощью тяжелой прочной цепи, нанести способный сломать кость инерционный удар железным грузом на конце цепи, а также наносить удары рукояткой.
Для достижения мастерского уровня владения кусаригама нужды тысячи часов тренировки. В первую очередь необходима отрабока маки - техники обматывания цепью оружия противника. Для такого навыка нужно очень тонкое чувство атаки противника, в момент которой, например при поднимании меча и последующем ударе, к нем надо приблизится. Оценка ма-ай имеет решающее значение, поскольку малейшая ошибка может оказаться роковой. Но, помимо подобных тонких моментов, мастер, работающий с кусаригама в бою будет иметь значительное преимущество за счет разнообразия возможностей применения этого оружия.
Кусаригама используют примерно в ста рю. По историческим данным первенство в этой области принадлежит Иссин рю, созданной в 15 веке монахом по имени Дзион.
Тонфа
Тонфа (или туй-фа или тонгва) была поначалу сельскохозяйственным инструментом, превращённым ушлыми окинавскими аграриями в оружие против японских оккупантов клана Сацума. Импровизированное оружие обладало внушительной мощью в руках опытного крестьянина. Тонфа - это всего лишь черенок из твёрдого дерева, длиной около 50 см, который вставлялся в вертикальную часть каменного жернова, предназначенного для размола зёрен кукурузы и других зерновых культур. На расстоянии в три четверти длины палки вертикально закреплялась цилиндрическая рукоятка, позволявшая приводить в движение весь механизм. В случае необходимости, она могла быть быстро извлечена из камня, и послужить какой-то другой цели или просто бесполезно валяться на земле. Даже при большом желании не возможно было обвинить всех владельцев тонф в том, что они прячут оружие. И даже, если кто-то попытался конфисковать все тонфы, это привело бы лишь к тому, что жители островов, а за ними и сами оккупанты лишились бы всех средств пропитания! И так каждый раз элемент случайности был на стороне окинавцев.
Невозможно точно определить, в какой именно момент у тонфы произошло это "изменение области применения". Многие народы использовали и используют тонфу по прямому сельскохозяйственному назначению. Но вот однажды какой-то мирный крестьянин, ведомый инстинктом самосохранения, хватается за рукоятку тонфы, извлекает её из жернова и бросается на солдата или бандита. Такое могло случиться в любое время и в любую эпоху. Что совершенно очевидно, так это то, что первые следы такого вот неординарного применения сельскохозяйственного инструмента теряются где-то на острове Окинава, где имело место систематическое применение мирного черенка в военных целях. Именно там и была создана методика боевого применения тонфы, исходя из приобретённого человеческого опыта, и родилась эта методика в сотнях маленьких деревень и посёлков, (к этому обязывала война). И пусть никого не удивляет различие в названии приёмов, они-то все одинаковы, а разница в названиях объясняется географической изолированностью деревень и маленьких островков архипелага Рю-Кю, центром которого была Окинава.
Тонфа состоит из продолговатого тела, снабжённого рукояткой, вделанной в первую треть тонфы. Основное строение тонфы остаётся неизменным вне зависимости от того, какие модели можно встретить в различных Доджо (круглого сечения, трапециевидного, квадратного, из различных пород дерева). Их объединяет одно: из какого бы дерева не была сделана тонфа, какого бы сечения она не была, в какой бы цвет не была окрашена, главное - это балансировка и плотность материала, из которого она сделана. Это определяет, сможет ли человек придать инструменту, который находится в его руках, скорость, необходимую для вращения, или нет. То есть, годится ли тонфа для практического применения или это просто предмет интерьера.
Так же как саи, тонфа используется в паре. Она крепко удерживается в положении вдоль предплечья. Практика применения требует хорошей концентрации, общего равновесия тела, силы и гибкости в запястьях.
Те советы, которые можно дать при использовании сай и нунчаку, применимы и в овладении тонфой: весь корпус принимает участие в том движении, которое описывает тонфа, её всегда нужно рассматривать как простое продолжение руки.
Нунчаку
Базовая модель цепа представляет собой два куска твёрдого дерева одинаковой длины. Каждая половина длиной от 30 до 60 см, в зависимости от длины предплечья того, кто их использует. Идеальной считается длина от середины ладони до локтя. Каждая половина слегка утолщается к свободному концу для увеличения прочности. Соединяются они посредством верёвки, сплетённой из конского волоса, или бечёвки сделанной из трёпаной рисовой соломы. Иногда для того, чтобы соединительную верёвку не рассекло режущее оружие, её заменяли тонкой цепочкой. Длина этого соединения составляет около 10 см. Если сделать её длиннее, то движения могут быть опасными для самого использующего нунчаку (амплитуда движений становится очень большой), более короткая стесняет свободу движения, уменьшает радиус действия оружия, оно начинает двигаться быстрее.
По природе своей нунчаку является цепом, которым крестьяне обмолачивали зерно.
Существует некоторое количество моделей нунчаку, которые различаются и формой, и размером, и конструкцией. Некоторые древние виды имеют три или четыре секции. Так же бывают традиционно двухсекционные, но разной длины (это похоже на цеп, который использовали крестьяне на Западе). Другие виды - это новинки последнего десятилетия (их "усовершенствования" представляют скорее коммерческий интерес: утяжелённые концы, концы обитые металлом, заострённые, модели из резины, чтобы уменьшить риск при тренировках (так называемые "безопасные нунчаку"), нунчаку, залитые свинцом, модели из дуба, облегчённые аллюминивые и т. д. : Нас интересуют только традиционные виды нунчаку:
ХАКАКУКЕЙ НУНЧАКУ Две восьмигранные секции равной длины.
МАРУ-ГАТА НУНЧАКУ Две цилиндрические секции равной длины.
СО-СЕТСУ-КОН НУНЧАКУ Одна рукоятка короче другой, чтобы избежать травм, когда вторая секция возвращается после удара.
ХАН-КЕЙ НУНЧАКУ Две секции равной длины имеют полукруглое сечение и очень хорошо прилегают одна к другой (сделаны из одного куска дерева, распиленного вдоль). Такая конструкция делает этот вид нунчаку очень удобной для переноски на теле.
САН-СЕТСУ-КОН НУНЧАКУ Это цеп, состоящий из трёх секций равной длины. Он может быть более длинным, чем классические нунчаку, что делает его использование менее удобным. Либо он может быть значительно короче. Есть разновидность, которая имеет одну секцию нормальной длины, а две других короткие.
ЙОН-СЕТСУ-КОН НУНЧАКУ Этот цеп четырех секционный. Как правило, две секции (крайние) длинные, а две (внутренние) короткие.
Техника нунчаку чрезвычайно разнообразна и включает в себя блоки (УКЕ-ВАДЗА), тычковые удары (ТСУКИ-ВАДЗА), круговые удары во всех плоскостях и направлениях, с различной амплитудой и длиной траектории (ФУРИ-УЧИ), захваты и болевые, удушения.
История нунчаку
Кочующий из книги в книгу популярный миф гласит, что нунчаку - бывший цеп для обмолота риса, превращённый японскими крестьянами в грозное оружие, которым они сражались против самураев.
Однако этот миф содержит сразу четыре грубых ошибки. Нунчаку отнюдь не являются японским оружием, они никогда не были цепом, использовали это оружие вовсе не крестьяне - и вовсе не против самураев.
Нунчаку в том виде, в котором мы их знаем, пришли с Окинавы (Рюкю) - архипелага, являющегося сегодня частью Японии, однако заселённого другим народом, говорящим на другом языке. В японском языке даже нет слова для обозначения нунчаку - когда надо написать слово "нунчаку", используется либо запись "ну-н-тя-ку" на катакане - слоговом алфавите, которым японцы записывают иностранные слова, либо китайский иероглиф "двухчленная дубинка" ("двухзвенный цеп"), который на китайском языке читается как "шуан-цзе-гун", на окинавском - как "нун-тя-кун", а на японском - как "со-сэцу-кон".
Многие считают, что нунчаку ведут своё происхождение от цепа для обмолотки риса (уцу) - но это ошибка. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе, что Вам нужно молотить нунчаку (причём не концом, а всей поверхностью палки) лежащие на земле колосья - для этого Вам придётся согнуться в три погибели, почти что упираясь носом в собственные колени, а при каждом взмахе Вы будете бить себя по спине. Настоящий окинавский цеп - как, впрочем, и японский, китайский или европейский - имеет ручку длиной в рост человека, так что им можно бить по земле, не скрючиваясь буквой "зю". Поэтому версия о происхождении нунчаку от цепа совершенно несостоятельна. Причина путаницы, судя по всему, кроется как в конструктивном сходстве нунчаку и цепа, так и в том, что в арсенал окинавского кобудзюцу входит другое оружие - боевой цеп (утибо) - действительно являющееся модификацией крестьянского цепа.
Иероглиф "со-сэцу-кон"
Существует несколько более разумных версий относительно того, какой предмет послужил прототипом нунчаку. Наиболее правдоподобная из них (её придёрживается ряд современных мастеров кобудо) гласит, что нунчаку в оригинале представляли собой удила - часть конской упряжи. В исходном варианте нунчаку палки были изогнуты, как показано на фотографии, и лишь позднее начал применяться известный сегодня вариант с прямыми ручками. Существуют также версии о происхождении нунчаку от колотушки ночного сторожа или от инструмента для обдирания коры со ствола бананового дерева (из коры банана на Окинаве делали лучшую ткань). Наконец, ещё одна версия, которую признают такие авторитеты, как Мияги и Икэда, гласит, что оружие, послужившее прототипом нунчаку, привезли на Окинаву китайские иммигранты. Косвенным подтверждением этой версии служит то, что для обозначения нунчаку используется слово, заимствованное из китайского языка.
Как же мирный предмет обихода превратился в оружие? И кто пользовался этим оружием? Чтобы ответить на эти вопросы, придётся совершить экскурс в историю.
В 1429 году король Сё Хаси, основатель династии Сё, объединил три области Окинавы (Хокудзан, Нандзан и Тюдзан) в одно королевство и сделал столицей город Сюри. Спустя почти век один из последующих правителей, король Сё Син, завершил объединение страны, превратив кучку княжеств в единое государство. Чтобы предотвратить возможный мятеж, он собрал всех князей (андзи) в Сюри и издал "Указы об оружии" (кин-бу), запрещающие ношение оружия и обладание значительным количеством вооружения. В результате королевское войско стало единственной в стране армией.
В книгах о каратэ любят писать, что окинавские боевые искусства развивались среди крестьян - но это чепуха. Окинава была небогатой страной, а попав в XVII веке под власть японцев, и вовсе обнищала. Крестьяне вынуждены были работать от рассвета до заката, чтобы прокормить себя - и всё равно голодное истощение было довольно распространённой причиной смерти вплоть до середины XX века. Поэтому занимались боевыми искусствами главным образом дворяне. Причём если аристократы (кадзоку) - принцы и князья - практиковали боевые искусства скорее в качестве хобби, то для служилых дворян (сидзоку) владение приёмами рукопашного боя было насущной необходимостью: многие из них служили в армии и полиции, работали сборщиками налогов и т.д. Если взглянуть на генеалогическое дерево практически любого стиля окинавского каратэ или кобудзюцу, обнаружится, что либо основатель стиля сам был родом из дворянской семьи, либо изучал боевые искусства у дворянина.
В 1609 году королевство Рюкю, существовавшее до тех пор как независимое государство, было оккупировано японским княжеством Сацума и стало его вассалом, а в 1879 году, после революции Мэйдзи, Окинава была аннексирована Японией. Но японское присутствие на Окинаве всё это время было крайне незначительным - не более нескольких десятков самураев на всю страну. Японцы подтвердили "Указы об оружии" Сё Сина, да ещё добавили запреты на импорт оружия и на владение огнестрельным оружием. Однако истории о тотальном разоружении жителей Окинавы являются не более чем сказкой: окинавским дворянам, как и прежде, разрешено было иметь мечи, а членам королевской семьи и князьям - даже ружья.
"Позвольте!" - скажет тут человек, знакомый с арсеналом окинавского кобудзюцу - "Если создателями окинавских боевых искусств и вправду были дворяне, и если они имели право носить мечи, зачем им было изобретать приёмы боя серпом, веслом, мотыгой и другими предметами крестьянского обихода?!" Автора этих строк тоже долгое время занимал этот вопрос - и вот что удалось выяснить:
Служилые дворяне на Окинаве, как явствует из названия, несли государственную либо военную службу ("защищали закон и поддерживали порядок"), и жили с жалованья, которое платил им за это король. Других источников дохода у них не было и не могло быть - закон запрещал им заниматься чем-либо ещё. Однако на каком-то этапе жалованья стало недостаточно для того, чтобы на него можно было содержать семью. Многие дворяне обеднели до крайности. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, в 1724 году дворянам было дано разрешение заниматься торговлей, ремёслами или земледелием - и многие семьи вынуждены были податься в фермеры, чтобы прокормить себя. А спустя ещё полтора столетия, в 70-е годы XIX века, после революции Мейдзи, окинавские дворяне, подобно японским самураям, были лишены всех привилегий (включая право на ношение мечей) и жалованья. Если Вы читали "Унесённые ветром", Вы наверняка помните описание того, как вчерашним аристократам приходилось становиться лавочниками и пекарями, чтобы не умереть с голоду. Так же обстояли дела и на Окинаве: члены королевской семьи работали извозчиками и ночными сторожами, князья рубили дрова и продавали на рынке поросят... Началось массовое переселение дворян в деревни. Крестьяне отнюдь не были рады новым соседям, старались выжить их с земли, которую считали своей, зачастую дело доходило до драки... Да и уровень преступности в стране, где еда была ценностью, вырос довольно ощутимо. Так что "князьям-огородникам" пришлось вспомнить навыки рукопашного боя.
Разумеется, потомки благородных семейств предпочли бы использовать в бою не голые руки, а меч - но права носить оружие они были лишены. Что же делает воин, оставшийся без привычного оружия? Старается вооружиться тем, что под рукой! Шаолиньские монахи изобретали приёмы боя корзинкой и тапочками, ниндзя учились убивать своих врагов палочками для еды. Окинавские дворяне, лишившись своего привычного оружия, тоже превратили в оружие всевозможные "подручные средства".
Шесты и палки разной длины (двухметровый рокусякубо, метровый дзё и полуметровый танбо) всегда использовались в качестве вспомогательного оружия, так что о них вспомнили в первую очередь. Но вниманием не обошли и ручки от жерновов домашней мельницы (тонфа), и серпы (кама), багры (нунти-бо), вёсла (эку), мотыги (кува) и другие предметы, которые можно было эффективно использовать в бою. Кому-то на глаза попались две деревяшки, связанные верёвкой. Воин взмахнул ими пару раз, представляя, как бьёт по голове противника, прикинул, как лучше переделать попавшийся под руку предмет в оружие - и на свет появились нунчаку.
Нунчаку не были особенно популярным оружием - об этом можно судить уже хотя бы по тому, что не сохранилось ни одного традиционного ката с нунчаку (для сравнения - существует более десятка ката с шестом). Причина столь невысокой популярности нунчаку скорее всего в том, что они малоэффективны при столкновении с противником, использующим шест или другое длинное оружие, не говоря уже о мече. С другой стороны, человек, умело применяющий нунчаку, мог с лёгкостью обратить в бегство нескольких безоружных или вооружённых ножами и кастетами противников. Поэтому в те годы, как и в наши дни, нунчаку использовались главным образом как средство уличной самообороны, позволяющее отбиться от хулиганов или грабителей.
Подобное нунчаку оружие существует практически во всех развитых боевых искусствах. Назову лишь несколько наиболее популярных разновидностей: китайский эрцзегун, филиппинский табак-тойок, корейский ссанджольбон, европейские боевые цепы - все эти виды оружия конструктивно сходны с нунчаку. Некоторые из этих систем просто позаимствовали нунчаку из кобудо, как, например, это произошло с филиппинскими боевыми искусства - их чако, табак-тойок и драй боло представляют собой всё те же нунчаку, но только сделанные из местных пород дерева. Другие боевые искусства используют своё собственное цепочно-палочное оружие, издавна применявшееся в этом регионе - таковы, к примеру, шаолиньский саньцзегун или европейский цеп. Популярность нунчаку на сегодняшний день так велика, что редко какое вновь возникшее боевое искусство не принимает их на вооружение. Мне даже довелось видеть брошюру, выпущенную одной из новых школ псевдо-старинных псевдо-русских воинских искусств, где говорилось о том, что нунчаку были обычным вооружением древних русичей - но это скорей из области курьёзов.
Из-за простоты в изготовлении, эффективности в условиях уличной драки и широкой известности, полученной с лёгкой руки Брюса Ли, нунчаку переживают в наше время второе рождение. На сегодняшний день нунчаку являются одним из самых распространённых видов холодного оружия, уступая в популярности разве что ножу и палке.
Сюрикен-дзютсу
Если попытаться как следует разобраться, то окажется, что в жизни нас сплошь и рядом окружают различные мифы.
Одним из них является принадлежность одного из наиболее известных видов японского метательного оружия, тонких стальных пластинок сюрикенов, похожих на своеобразные фрезы, исключительно легендарным ниндзя. Источником дезинформации явились многочисленные боевики, в которых люди в масках, не задумываясь, пускают это оружие в ход. На самом деле все было далеко не так сюрикены активно применялись и самыми низшими слоями японского общества, к которым относились ниндзя, и самураями.
Существует еще одно заблуждение касательно качества их изготовления. В некоторых изданиях можно прочитать об их феноменальной прочности и балансировке. Может быть в отношении какого-либо особого, подарочного варианта, это высказывание и верно, но никак не в связи с массовой продукцией. А это была именно массовая продукция, точно также как стрелы или свинцовые пули для мушкетов. Правда, иногда после применения сюрикены возвращались обратно владельцам, но это никак не могло восполнить их потребность.
В любом случае качественное изготовление метательного оружия в больших количествах требовало более высокой технологической организации труда, нежели та, которая существовала в средневековой Японии. Раз так, то обильный спрос удовлетворялся за счет качества продукции. Это вовсе не означает, что метательные звездочки делались кое-как, но методика их изготовления была гораздо проще, чем та по которой ковались мечи. Так что результаты попадания целиком зависели от владельца оружия.
Как и большинство других видов оружия, относящихся к метательному типу, сюрикены носились сразу по несколько штук. Чаще всего их было девять так как это число считалось священным и приносящим удачу. По количеству же разнообразных форм, они уступают только стрелам, которые различались по форме оперения и наконечника и насчитывают более полутора сотен типов.
Во внешнем виде сюрикенов также нашло свое проявление тяга японцев к эзотерике и мистическому символизму. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить их форму с любым из многочисленных изданий посвященным оккультным наукам, в котором показаны соответствующие символы. Помимо информации заключенной в самой форме, мистические знаки наносились иногда на поверхность оружия. В этом нет никакой бравады и делалось это не для красоты ибо люди, изготавливавшие оружие и использовавшие его, свято верили в то, что с их помощью можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы.
В отличии от кино, на практике дистанция эффективного поражения сюрикеном была не так велика. В основном она зависела от физических кондиций и мастерства воина и только отчасти от конструкции и веса самого оружия. В любом случае, она составляла не более двадцати метров. Да и на таком расстоянии он был эффективен только в том случае, если противник был без доспехов и не видел броска.
Сюрикен просто идеально создан для метания, поэтому сделать это не так сложно, как, например, при броске ножа. Его конструкция такова, что он легко втыкается. Главное, это научиться попадать туда, куда необходимо. Существуют несколько способов метания. Наиболее распространенный в вертикальной плоскости, от плеча с замахом от уха. При необходимости же это можно было делать в любой плоскости, любым способом, лишь бы попасть в цель.
Очень близким по форме и способам применения, является сякен.
В отличии от сюрикена, острые, иглообразные концы сякена торчат в разные стороны. Благодаря такой конструкции, это оружие могло не только метаться в противника, но и разбрасываться на земле осложняя преследование и маневрирование пеших и конных противников. Правда, эта же особенность несколько затрудняет ношение стальных колючек, что, впрочем, не мешало активно применять их и самураям и ниндзя.
Вообще, класс метательного оружия включает в себя довольно большое количество разнообразных видов, различающихся между собой по форме, конструкции, способу применения и т. д. Большинство из них не имеют ярко выраженной социальной окраски, но некоторые все-таки могут быть отнесены к конкретному классу.
Одним из основных видов оружия самураев был большой меч катана. Без всякого преувеличения это настоящее произведение искусства. Рассказ о нем будет продолжен в следующей книге серии. В этой мы коснемся только одного предмета, входящего в экипировку меча. Это небольшой нож козука. Его основное предназначение не боевое, а вспомогательное, хозяйственное. В частности, он применялся во время еды. В случае же необходимости козука мог был использован и в качестве метательного оружия на дистанции, не превышающей 5 6 метров, что обусловлено небольшим весом ножа.
крис – национальное оружие Юго-Восточной Азии
В Малайзии и Индонезии, в Брунее, на Филиппинах и в Таиланде почетное место на стенах жилищ и в витринах музеев занимает необычный кинжал с изогнутым лезвием – крис, символ национальной гордости и независимости. Можно видеть его и в составе национального церемониального костюма – по большим праздникам. Кинжал невелик - длина от кончика кинжала до рукояти составляет от пятнадцати до шестидесяти сантиметров (редко – до ста), ширина клинка, резко увеличивающаяся к рукояти – от пяти до восьми.
Рукоятка (восемь – десять сантиметров длиной) резная, изогнута посередине. Рисунок на рукояти обыкновенно изображал Гаруду – мифического царя птиц, ракшасу – злобного демона, змею, орла, бойцового петуха. Ножны малайского криса резными не делались, в Индонезии же и на Филиппинах их украшали богатой резьбой. Обыкновенно ножны деревянные, наиболее ценные изготовлены из слоновой кости и серебра, использование же золота в декоре ножен – привилегия королевской семьи.
Клинок причудлив, изогнут волнами, число их – всегда нечетное. Обычно волн пять или семь, но прославленные крисы имели от девятнадцати до тридцати одной волны. Благодаря этим волнам-выступам, крис наносил поистине сокрушительную рану. Мало того, что рана была и глубока, и широка – выступы оставляли множество порезов, которые во влажном климате мгновенно воспалялись и становились гнездом для кладки насекомых.
Однако же слава криса связана не только с его реальными боевыми свойствами, но и с магическими. Число выступов на клинке имеет определенное ритуальное значение. Три – это три языка пламени, пять напоминают о пятерых братьях-пандавах из «Махабхараты», семь символизируют гору, холм или подземный мир, девять связываются с пещерой или воротами. Крис без волн – «крис сапукал» - символизирует единство, власть и богатство.
В сложном комплексе культуры региона крис играет немаловажную роль. Успешные битвы и подвиги легендарного малайского героя Ханг Туаха во времена малаккского султаната были обеспечены, как гласит легенда, именно тайной силой и мощью принадлежащего ему криса. Эпос «Сказание о лаксмане Ханг Туахе» повествует о том, как военачальник с двумя крисами в руках одолел в бою нескольких японцев, отрезав наиболее именитому одним взмахом нос и уши. Крис Ханг Туаха летал по воздуху, преследуя врагов. А у Радена Патах, другого национального героя войны против империи Маджапахит, при малейшем признаке опасности с криса слетали рои шершней.
Иным знаменитым крисам приписывались возможности самостоятельно сбрасывать ножны, стонать в ножнах, предупреждая владельца об угрозе или измене; лечить раны и рассекать огонь, пропуская через него героя; испускать из лезвия воду; летать по воздуху, преследуя жертву; сражать противника одним касанием или убивать, поражая его след. Считалось, что это оружие имеет не только свою душу – оно хранит глубоко в металле и дух своего хозяина.
Некоторые крисы, напротив, имели репутацию проклятых, способных убить владельца. Для некоторых специально вели счет жертв, причем весьма именитых – в частности, только крисом могли убить коронованную особу, применение другого оружия для цареубийства считалось бесчестным по отношению к жертве.
Как священное оружие, крис даже чистят особым образом – протирают металл маленькими лимончиками, держат над дымом ритуального алкогольного напитка, читая при этом молитвы. После чистки его укладывают в ножны – отдыхать. Делают это в четверг вечером. В мусульманских семьях каждую пятницу крису подносят символические дары и окуривают его дымом благовоний.
Крис присутствовал в «инвентаре» брунейских колдунов – «бомох». Рассказывают, что при церемонии исцеления одного из раджей «бомох», как водится, прочитал подобающие молитвы и заклинания, а затем так сжал пальцами клинок, что с него стали падать капли, а затем потекла струйка. Вместе с мутной, «нечистой» жидкостью ушла и болезнь правителя.
В прежние времена крисы изготавливали из метеоритного железа. Природный никель, содержавшийся в нем, образовывал «муаровые» узоры на клинке. Такие древние крисы называются «маджапахит». Затем клинки делали пластинчатыми, слоистыми, с золотой или серебряной насечкой. Клинок криса должен быть выкован по крайней мере из двух сортов металла. Хорошим считается тот, который сплавлен не менее чем из семи. Кузнецы, изготавливавшие крисы, верили, что за их работой наблюдают духи. Клинок ковался с молитвами, обращениями к предкам. Нередко для придания клинку магических смертоносных свойств в сталь добавлялись ржавчина и яд.
Проверка пригодности криса для владельца осуществлялась таким способом: на ось лезвия под крестовину накладывался большой палец правой руки, затем – левой, и так – поочередно. Если ширина последнего пальца совпадает с концом лезвия – клинок должен быть счастливым. Старые мастера могли определить качество криса по его виду, запаху, звуку металла.
Крис принято носить на правом боку в мирное время и на левом во время войны. Обычно крис был засунут за пояс и прикрыт одеждой. На Яве принято было носить три криса: личный, родовой (полученный от предков) и семейный (полученный от тестя). На торжественных приемах под одеждою прятали и рукоять – в противном случае это символизировало недоверие и готовность принять бой. Обменяться крисами означало поклясться в вечной дружбе…
В жилищах крис хранят не просто как украшение. Считается, что крис обладает свойством приносить семье мудрость, благополучие, славу, обеспечивает ее защиту. Крис можно показывать гостям, давать в руки – только вынимать и вкладывать крис в ножны должен владелец. Когда крис извлекают из ножен, звук раздается короткий, звенящий - это радуется стальная душа оружия. Когда его вкладывают обратно, раздается жалобный скрип – оружие досадует, что ему не нашлось работы. Он возвращается в ножны и засыпает – чутким, беспокойным сном…
Немного об оружие ниндзя
Наручные когти (сюко или текаги) – надеваемые на внутреннюю или наружную сторону ладони деревянные пластины с загнутыми металлическими шипами. Подобные приспособления были изобретены очень давно и первоначально представляли собой ошипованную обувь для ходьбы по снегу или льду.
Позднее когти перекочевали на руки и использовались для лазания по деревьям. В бою они могли погасить неточный удар меча, либо сильно оцарапать соперника, причиняя ему крайне болезненные раны. Жертва с повреждениями от когтей выглядела так, будто на нее напало дикое животное, что якобы могло отвести подозрения от ниндзя.
Так как ниндзя редко вели наступательные бои, большинство видов их оружия было ориентированно на поддержку отступления. Таковыми были многогранные шипы микибаши – их горстями бросали под ноги преследователям. В то время многие воины носили соломенные сандалии, поэтому шипы сильно повреждали им ноги. Иногда упомянаются макибиши, производившие при сжатии слабый взрыв – их называли «бакура-биши».
Багнак (багнакх; baghnakh (или "bugnuk", как написано в профайле)) – индийское ударное наручное холодное оружие. Часто – парное. Представляет собой несколько когтей (шипов), соединенных пластиной.
По краям пластины расположены кольца для продевания указательного пальца и мизинца.
В некоторых вариантах багнаков кольца крепились так, чтобы в них можно было продевать «средние» пальцы ладони.
Число «когтей» варьировалось от трёх до пяти. Соединяющая их пластинка иногда выступала с одной или с обеих сторон кулака, переходя в острия.
Здесь следует обратить внимание на один важный момент. Форма багнака такова, и это хорошо видно на рисунках, что, чтобы «когти» работали правильно, они должны располагаться с внутренней стороны ладони. В противном случае их изгиб не позволит нанести сильный колющий удар.
И действительно, багнаки надевались на руку так: с внешней стороны пальцев были видны только кольца, а «когти» - прятались за пальцами. До тех пор, пока человек не сжимал кулак, собираясь нанести удар, оружие в его руке было практически незаметно.
Сюкю (сюко) – ударное наручное холодное оружие. Чаще всего – парное. Представляет собой шипы или когти, крепящиеся на руке при помощи ремешков.
Сюкю применялось как для атаки, так и для защиты. Когтями можно было даже блокировать удар меча.
Кроме того, сюкю использовали как средство преодоления препятствий. Тогда когти надевались не только на руки, но и на ноги. Когти для крепления на ногах назывались асико;
Тэккокаги – жесткая разновидность сюкю, представляющая собой подобие металлической перчатки с четырьмя длинными когтями.
Дзюттэ - японское холодное оружие, с клинком в виде цилиндрического или многогранного стержня без лезвия. Рукоять с круглым навершием и половинчатой гардой, загнутой в сторону клинка, что представляет собой ловушку для оружия противника. Общая длина 300 -600 мм. Встречаются варианты дзюттэ с заточенным острием - хасивара - это весьма специфический кинжал, явно предназначенный для бреширования доспехов, но способный затормозить и "захватить" клинок меча при наличии некой сноровки у его владельца.
Судя по найденным образцам, длины и материалы дзюттэ могли быть различны, также как и декоративные части. Некоторые дзюттэ очень детализированы и включают художественное оформление. Дзюттэ может включать ручки (?) или даже тсуба (защиту руки), которые кажутся почти идентичными используемым для меча самурая.
Дзюттэ разработан так, чтобы его пользователь мог захватить, и на мгновение удержать, оружие противника. Даже не любое оружие, а именно меч, дзюттэ был особенно эффективен против меча, при правильных условиях.
Методы работы с дзюттэ очень близко связаны с таковыми в тэйджутсу или джиу-джитсу. На самом деле, вопреки популярной уверенности, не очень трудно освободить меч или другое оружие от дзюттэ. Реальный смысл - время, которое требуется на такое освобождение. В течение этого короткого интервала, можно продолжить нужным способом движение противника, либо нанести удар свободной рукой. Стоит заметить, что про ломание клинка противника с помощью дзюттэ явно говорится только у Г.Л. Олди. Имхо в реальности это крайне маловероятно, если только захваченный клинок удастся прижать к какой-либо поверхности (опять же – был такой эпизод у Олди).
Мне лично показалось, что стиль боя с дзюттэ должен быть очень похож на бой с современной резиновой дубинкой европейского образца, это которая с дополнительной перпендикулярной ручкой. Те же захваты удара противника, то же использование для блока по предплечью. Даже визуально похоже.
История
Оружие Феодальной японской Полиции
Чтобы поддерживать контроль, полицейские Периода Эдо и их помощники не-самураяи развивали много уникального оружия и методов ареста против нарушителей спокойствия.
Одно из наиболее уникального оружия полиции самурая был дзюттэ. По сути железный жезл, дзюттэ был популярен, потому что мог парировать удар острого как бритва меча и разоружить противника без нанесения серьезных ран. По существу является защитным или ограничивающим оружием.
Единственный крюк или вилка, названная каджи, эдакая «полугарда» использовалась для захвата или даже ломки лезвий клинкового оружия, так же как для тычков и ударов, по принципу простой дубинки. Каджи мог также использоваться, чтобы запутать одежду или пальцы противника. Таким образом, феодальная японская полиция использовала дзюттэ, чтобы разоружить и арестовать подозреваемых без серьезного кровопролития. В конечном счете, дзюттэ также стал символом официального статуса.
Дзюттэ был известен многими названиями.. Иероглиф состоит из двух «канджи», одно представление числа "десять" и второго представления "рука", таким образом предлагая, что дзюттэ дал пользователю "власть десяти рук ."
Различные виды иероглифов также использовались, чтобы описать это довольно уникальное полицейское орудие. Например, иерогиф, используемый в течение Эры Сенгоку представляет "правду". Хотя название кажется почти тем же самым, значением, "рука правды," это был, возможно, намек на символическое значение оружия. Другие интерпретации включают "десять рычагов," "десять даже," "художественная рука," и примерно "десять хитов" или "на цели." Более «красивые» названия для дзюттэ - "топор кости," "железный меч," или "железная алебарда " [перевод дословный, прим. Strike’а]
Фактическое происхождение дзюттэ - все еще тайна.
Стиль боя с дзюттэ - Джиттетохри-рю (Jittetohri-ryu)
Многие знакомы с деяниями Миямото Музаши. Его оригинальное имя было Миямото Мазана, но он был также иногда известен позже в жизни как Нитен. Чтобы улучшать свое искусство фехтования, Миямото Музаши путешествовал по Японии так, чтобы он мог бросить вызов другим фехтовальщикам. Основатель Нито-рю, или «ограждения с двумя мечами», он был также опытным художником и автором Книги Пяти Колец, образцовый трактат по искусству фехтования.
Миямото Музаши ввёл военное искусство, известное как Джиттетохри-рю. Этот специфический стиль, иногда также упомянутый более просто как Тохри-рю кенджутсу, использовал несколько военного оружия, включая использование обоих мечей (nitoh-кругозор), копье, и дзюттэ. Практики Джиттетохри-рю были особенно известны их джаджи-яри-джутсу, методы, вовлекающие использование копья. По общему мнению, Миямото Манизэй также считали владельцем железного жезла и дзюттэ-джутсу.
Современные методы полиции.
Полиция в Японии использовала дзюттэ после конца Периода Эдо. Фактически, некоторые чиновники носили дзюттэ для самообороны до начала двадцатого столетия. Поскольку полицейский отдел подвергся модернизации, дзюттэ был в конечном счете постепенно выведен.
В начале 1960-ых японская полиция приняла своего рода современную версию дзюттэ, названного токушу кеибо, своего рода пружинным жезлом. Подталкивание рычага в ручке заставило телескопед жезл простираться автоматически на приблизительно длину дзюттэ. Японская полиция развивала ряд методов для того, чтобы разоружить и ограничивать подозреваемых, использующих токушу кеибо. Кеибо-джутсу (полицейское искусство жезла) методы - теперь часть их специального тэйхо-джутсу (искусство ареста). Многие из этих современных токушу кеибо методы основаны на подобных методах от более древних японских военных художественных стилей, использующих дзюттэ, типа Иккаку-рю дзюттэ-джутсу методы от Синто Музо-рю.
Кама и Кусаригама
Кама - Оружие японских ниндзя, клевец, трансформировавшееся из сельскохозяйственного серпа; имеет круглую рукоять длиной 45 см, изогнутый однолезвийный наконечник, крепящийся перпендикулярно рукояти. Иногда рукоять, усиленная шипами, выполняет функцию кастета. Кама часто использовалась как парное оружие
Кусаригама
Идею использования в качестве оружия обычного серпа следует считать достаточно древней. В Японии использованию серпа в качестве оружия способствовало его широкое сельскохозяйственое применение первыми поселенцами. С формированием класса профессиональных воинов в конструкцию серпа был внесен ряд изменений, а к концу 15 века начали использовать оружие, представлявшее собой серп с прикрепленной к нему цепью с грузом на конце - кусаригама.
Существуют два разных типа кусаригама. Первый - это оружие фермера, второй - оружие воина. Для первого характерно относительно короткое лезвие, по форме напоминающее клюв попугая и прикрепленное в рукоятке из твердого дерева. Оружие воина - это практически короткий меч, закрепленный на рукоятке. Цепь с грузом есть в обоих типах кусаригама, хотя длина и способ крепления цепи различаются. В отличие от оружия воина, оружие фермена имеет значительно меньшие пределы досягаемости и убойную силу.
Кусаригама - это несколько видов оружия в одном. Это одновременно режущее (серп), ударно- дробящее и метательное оружие. Кусаригама-дзюцу - искусство работы серпом с цепью представляет собой совокупность защитных техник с очень интересными возможностями. Использование кусаригама позволяет воину рудить врага острым лезвием, заточенным с двух сторон, наносить колющие удары концом серпа, резко органичить подвижность врага или лишить его возможности использовать свое оружие с помощью тяжелой прочной цепи, нанести способный сломать кость инерционный удар железным грузом на конце цепи, а также наносить удары рукояткой.
Для достижения мастерского уровня владения кусаригама нужды тысячи часов тренировки. В первую очередь необходима отрабока маки - техники обматывания цепью оружия противника. Для такого навыка нужно очень тонкое чувство атаки противника, в момент которой, например при поднимании меча и последующем ударе, к нем надо приблизится. Оценка ма-ай имеет решающее значение, поскольку малейшая ошибка может оказаться роковой. Но, помимо подобных тонких моментов, мастер, работающий с кусаригама в бою будет иметь значительное преимущество за счет разнообразия возможностей применения этого оружия.
Кусаригама используют примерно в ста рю. По историческим данным первенство в этой области принадлежит Иссин рю, созданной в 15 веке монахом по имени Дзион.
Тонфа
Тонфа (или туй-фа или тонгва) была поначалу сельскохозяйственным инструментом, превращённым ушлыми окинавскими аграриями в оружие против японских оккупантов клана Сацума. Импровизированное оружие обладало внушительной мощью в руках опытного крестьянина. Тонфа - это всего лишь черенок из твёрдого дерева, длиной около 50 см, который вставлялся в вертикальную часть каменного жернова, предназначенного для размола зёрен кукурузы и других зерновых культур. На расстоянии в три четверти длины палки вертикально закреплялась цилиндрическая рукоятка, позволявшая приводить в движение весь механизм. В случае необходимости, она могла быть быстро извлечена из камня, и послужить какой-то другой цели или просто бесполезно валяться на земле. Даже при большом желании не возможно было обвинить всех владельцев тонф в том, что они прячут оружие. И даже, если кто-то попытался конфисковать все тонфы, это привело бы лишь к тому, что жители островов, а за ними и сами оккупанты лишились бы всех средств пропитания! И так каждый раз элемент случайности был на стороне окинавцев.
Невозможно точно определить, в какой именно момент у тонфы произошло это "изменение области применения". Многие народы использовали и используют тонфу по прямому сельскохозяйственному назначению. Но вот однажды какой-то мирный крестьянин, ведомый инстинктом самосохранения, хватается за рукоятку тонфы, извлекает её из жернова и бросается на солдата или бандита. Такое могло случиться в любое время и в любую эпоху. Что совершенно очевидно, так это то, что первые следы такого вот неординарного применения сельскохозяйственного инструмента теряются где-то на острове Окинава, где имело место систематическое применение мирного черенка в военных целях. Именно там и была создана методика боевого применения тонфы, исходя из приобретённого человеческого опыта, и родилась эта методика в сотнях маленьких деревень и посёлков, (к этому обязывала война). И пусть никого не удивляет различие в названии приёмов, они-то все одинаковы, а разница в названиях объясняется географической изолированностью деревень и маленьких островков архипелага Рю-Кю, центром которого была Окинава.
Тонфа состоит из продолговатого тела, снабжённого рукояткой, вделанной в первую треть тонфы. Основное строение тонфы остаётся неизменным вне зависимости от того, какие модели можно встретить в различных Доджо (круглого сечения, трапециевидного, квадратного, из различных пород дерева). Их объединяет одно: из какого бы дерева не была сделана тонфа, какого бы сечения она не была, в какой бы цвет не была окрашена, главное - это балансировка и плотность материала, из которого она сделана. Это определяет, сможет ли человек придать инструменту, который находится в его руках, скорость, необходимую для вращения, или нет. То есть, годится ли тонфа для практического применения или это просто предмет интерьера.
Так же как саи, тонфа используется в паре. Она крепко удерживается в положении вдоль предплечья. Практика применения требует хорошей концентрации, общего равновесия тела, силы и гибкости в запястьях.
Те советы, которые можно дать при использовании сай и нунчаку, применимы и в овладении тонфой: весь корпус принимает участие в том движении, которое описывает тонфа, её всегда нужно рассматривать как простое продолжение руки.
Нунчаку
Базовая модель цепа представляет собой два куска твёрдого дерева одинаковой длины. Каждая половина длиной от 30 до 60 см, в зависимости от длины предплечья того, кто их использует. Идеальной считается длина от середины ладони до локтя. Каждая половина слегка утолщается к свободному концу для увеличения прочности. Соединяются они посредством верёвки, сплетённой из конского волоса, или бечёвки сделанной из трёпаной рисовой соломы. Иногда для того, чтобы соединительную верёвку не рассекло режущее оружие, её заменяли тонкой цепочкой. Длина этого соединения составляет около 10 см. Если сделать её длиннее, то движения могут быть опасными для самого использующего нунчаку (амплитуда движений становится очень большой), более короткая стесняет свободу движения, уменьшает радиус действия оружия, оно начинает двигаться быстрее.
По природе своей нунчаку является цепом, которым крестьяне обмолачивали зерно.
Существует некоторое количество моделей нунчаку, которые различаются и формой, и размером, и конструкцией. Некоторые древние виды имеют три или четыре секции. Так же бывают традиционно двухсекционные, но разной длины (это похоже на цеп, который использовали крестьяне на Западе). Другие виды - это новинки последнего десятилетия (их "усовершенствования" представляют скорее коммерческий интерес: утяжелённые концы, концы обитые металлом, заострённые, модели из резины, чтобы уменьшить риск при тренировках (так называемые "безопасные нунчаку"), нунчаку, залитые свинцом, модели из дуба, облегчённые аллюминивые и т. д. : Нас интересуют только традиционные виды нунчаку:
ХАКАКУКЕЙ НУНЧАКУ Две восьмигранные секции равной длины.
МАРУ-ГАТА НУНЧАКУ Две цилиндрические секции равной длины.
СО-СЕТСУ-КОН НУНЧАКУ Одна рукоятка короче другой, чтобы избежать травм, когда вторая секция возвращается после удара.
ХАН-КЕЙ НУНЧАКУ Две секции равной длины имеют полукруглое сечение и очень хорошо прилегают одна к другой (сделаны из одного куска дерева, распиленного вдоль). Такая конструкция делает этот вид нунчаку очень удобной для переноски на теле.
САН-СЕТСУ-КОН НУНЧАКУ Это цеп, состоящий из трёх секций равной длины. Он может быть более длинным, чем классические нунчаку, что делает его использование менее удобным. Либо он может быть значительно короче. Есть разновидность, которая имеет одну секцию нормальной длины, а две других короткие.
ЙОН-СЕТСУ-КОН НУНЧАКУ Этот цеп четырех секционный. Как правило, две секции (крайние) длинные, а две (внутренние) короткие.
Техника нунчаку чрезвычайно разнообразна и включает в себя блоки (УКЕ-ВАДЗА), тычковые удары (ТСУКИ-ВАДЗА), круговые удары во всех плоскостях и направлениях, с различной амплитудой и длиной траектории (ФУРИ-УЧИ), захваты и болевые, удушения.
История нунчаку
Кочующий из книги в книгу популярный миф гласит, что нунчаку - бывший цеп для обмолота риса, превращённый японскими крестьянами в грозное оружие, которым они сражались против самураев.
Однако этот миф содержит сразу четыре грубых ошибки. Нунчаку отнюдь не являются японским оружием, они никогда не были цепом, использовали это оружие вовсе не крестьяне - и вовсе не против самураев.
Нунчаку в том виде, в котором мы их знаем, пришли с Окинавы (Рюкю) - архипелага, являющегося сегодня частью Японии, однако заселённого другим народом, говорящим на другом языке. В японском языке даже нет слова для обозначения нунчаку - когда надо написать слово "нунчаку", используется либо запись "ну-н-тя-ку" на катакане - слоговом алфавите, которым японцы записывают иностранные слова, либо китайский иероглиф "двухчленная дубинка" ("двухзвенный цеп"), который на китайском языке читается как "шуан-цзе-гун", на окинавском - как "нун-тя-кун", а на японском - как "со-сэцу-кон".
Многие считают, что нунчаку ведут своё происхождение от цепа для обмолотки риса (уцу) - но это ошибка. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе, что Вам нужно молотить нунчаку (причём не концом, а всей поверхностью палки) лежащие на земле колосья - для этого Вам придётся согнуться в три погибели, почти что упираясь носом в собственные колени, а при каждом взмахе Вы будете бить себя по спине. Настоящий окинавский цеп - как, впрочем, и японский, китайский или европейский - имеет ручку длиной в рост человека, так что им можно бить по земле, не скрючиваясь буквой "зю". Поэтому версия о происхождении нунчаку от цепа совершенно несостоятельна. Причина путаницы, судя по всему, кроется как в конструктивном сходстве нунчаку и цепа, так и в том, что в арсенал окинавского кобудзюцу входит другое оружие - боевой цеп (утибо) - действительно являющееся модификацией крестьянского цепа.
Иероглиф "со-сэцу-кон"
Существует несколько более разумных версий относительно того, какой предмет послужил прототипом нунчаку. Наиболее правдоподобная из них (её придёрживается ряд современных мастеров кобудо) гласит, что нунчаку в оригинале представляли собой удила - часть конской упряжи. В исходном варианте нунчаку палки были изогнуты, как показано на фотографии, и лишь позднее начал применяться известный сегодня вариант с прямыми ручками. Существуют также версии о происхождении нунчаку от колотушки ночного сторожа или от инструмента для обдирания коры со ствола бананового дерева (из коры банана на Окинаве делали лучшую ткань). Наконец, ещё одна версия, которую признают такие авторитеты, как Мияги и Икэда, гласит, что оружие, послужившее прототипом нунчаку, привезли на Окинаву китайские иммигранты. Косвенным подтверждением этой версии служит то, что для обозначения нунчаку используется слово, заимствованное из китайского языка.
Как же мирный предмет обихода превратился в оружие? И кто пользовался этим оружием? Чтобы ответить на эти вопросы, придётся совершить экскурс в историю.
В 1429 году король Сё Хаси, основатель династии Сё, объединил три области Окинавы (Хокудзан, Нандзан и Тюдзан) в одно королевство и сделал столицей город Сюри. Спустя почти век один из последующих правителей, король Сё Син, завершил объединение страны, превратив кучку княжеств в единое государство. Чтобы предотвратить возможный мятеж, он собрал всех князей (андзи) в Сюри и издал "Указы об оружии" (кин-бу), запрещающие ношение оружия и обладание значительным количеством вооружения. В результате королевское войско стало единственной в стране армией.
В книгах о каратэ любят писать, что окинавские боевые искусства развивались среди крестьян - но это чепуха. Окинава была небогатой страной, а попав в XVII веке под власть японцев, и вовсе обнищала. Крестьяне вынуждены были работать от рассвета до заката, чтобы прокормить себя - и всё равно голодное истощение было довольно распространённой причиной смерти вплоть до середины XX века. Поэтому занимались боевыми искусствами главным образом дворяне. Причём если аристократы (кадзоку) - принцы и князья - практиковали боевые искусства скорее в качестве хобби, то для служилых дворян (сидзоку) владение приёмами рукопашного боя было насущной необходимостью: многие из них служили в армии и полиции, работали сборщиками налогов и т.д. Если взглянуть на генеалогическое дерево практически любого стиля окинавского каратэ или кобудзюцу, обнаружится, что либо основатель стиля сам был родом из дворянской семьи, либо изучал боевые искусства у дворянина.
В 1609 году королевство Рюкю, существовавшее до тех пор как независимое государство, было оккупировано японским княжеством Сацума и стало его вассалом, а в 1879 году, после революции Мэйдзи, Окинава была аннексирована Японией. Но японское присутствие на Окинаве всё это время было крайне незначительным - не более нескольких десятков самураев на всю страну. Японцы подтвердили "Указы об оружии" Сё Сина, да ещё добавили запреты на импорт оружия и на владение огнестрельным оружием. Однако истории о тотальном разоружении жителей Окинавы являются не более чем сказкой: окинавским дворянам, как и прежде, разрешено было иметь мечи, а членам королевской семьи и князьям - даже ружья.
"Позвольте!" - скажет тут человек, знакомый с арсеналом окинавского кобудзюцу - "Если создателями окинавских боевых искусств и вправду были дворяне, и если они имели право носить мечи, зачем им было изобретать приёмы боя серпом, веслом, мотыгой и другими предметами крестьянского обихода?!" Автора этих строк тоже долгое время занимал этот вопрос - и вот что удалось выяснить:
Служилые дворяне на Окинаве, как явствует из названия, несли государственную либо военную службу ("защищали закон и поддерживали порядок"), и жили с жалованья, которое платил им за это король. Других источников дохода у них не было и не могло быть - закон запрещал им заниматься чем-либо ещё. Однако на каком-то этапе жалованья стало недостаточно для того, чтобы на него можно было содержать семью. Многие дворяне обеднели до крайности. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, в 1724 году дворянам было дано разрешение заниматься торговлей, ремёслами или земледелием - и многие семьи вынуждены были податься в фермеры, чтобы прокормить себя. А спустя ещё полтора столетия, в 70-е годы XIX века, после революции Мейдзи, окинавские дворяне, подобно японским самураям, были лишены всех привилегий (включая право на ношение мечей) и жалованья. Если Вы читали "Унесённые ветром", Вы наверняка помните описание того, как вчерашним аристократам приходилось становиться лавочниками и пекарями, чтобы не умереть с голоду. Так же обстояли дела и на Окинаве: члены королевской семьи работали извозчиками и ночными сторожами, князья рубили дрова и продавали на рынке поросят... Началось массовое переселение дворян в деревни. Крестьяне отнюдь не были рады новым соседям, старались выжить их с земли, которую считали своей, зачастую дело доходило до драки... Да и уровень преступности в стране, где еда была ценностью, вырос довольно ощутимо. Так что "князьям-огородникам" пришлось вспомнить навыки рукопашного боя.
Разумеется, потомки благородных семейств предпочли бы использовать в бою не голые руки, а меч - но права носить оружие они были лишены. Что же делает воин, оставшийся без привычного оружия? Старается вооружиться тем, что под рукой! Шаолиньские монахи изобретали приёмы боя корзинкой и тапочками, ниндзя учились убивать своих врагов палочками для еды. Окинавские дворяне, лишившись своего привычного оружия, тоже превратили в оружие всевозможные "подручные средства".
Шесты и палки разной длины (двухметровый рокусякубо, метровый дзё и полуметровый танбо) всегда использовались в качестве вспомогательного оружия, так что о них вспомнили в первую очередь. Но вниманием не обошли и ручки от жерновов домашней мельницы (тонфа), и серпы (кама), багры (нунти-бо), вёсла (эку), мотыги (кува) и другие предметы, которые можно было эффективно использовать в бою. Кому-то на глаза попались две деревяшки, связанные верёвкой. Воин взмахнул ими пару раз, представляя, как бьёт по голове противника, прикинул, как лучше переделать попавшийся под руку предмет в оружие - и на свет появились нунчаку.
Нунчаку не были особенно популярным оружием - об этом можно судить уже хотя бы по тому, что не сохранилось ни одного традиционного ката с нунчаку (для сравнения - существует более десятка ката с шестом). Причина столь невысокой популярности нунчаку скорее всего в том, что они малоэффективны при столкновении с противником, использующим шест или другое длинное оружие, не говоря уже о мече. С другой стороны, человек, умело применяющий нунчаку, мог с лёгкостью обратить в бегство нескольких безоружных или вооружённых ножами и кастетами противников. Поэтому в те годы, как и в наши дни, нунчаку использовались главным образом как средство уличной самообороны, позволяющее отбиться от хулиганов или грабителей.
Подобное нунчаку оружие существует практически во всех развитых боевых искусствах. Назову лишь несколько наиболее популярных разновидностей: китайский эрцзегун, филиппинский табак-тойок, корейский ссанджольбон, европейские боевые цепы - все эти виды оружия конструктивно сходны с нунчаку. Некоторые из этих систем просто позаимствовали нунчаку из кобудо, как, например, это произошло с филиппинскими боевыми искусства - их чако, табак-тойок и драй боло представляют собой всё те же нунчаку, но только сделанные из местных пород дерева. Другие боевые искусства используют своё собственное цепочно-палочное оружие, издавна применявшееся в этом регионе - таковы, к примеру, шаолиньский саньцзегун или европейский цеп. Популярность нунчаку на сегодняшний день так велика, что редко какое вновь возникшее боевое искусство не принимает их на вооружение. Мне даже довелось видеть брошюру, выпущенную одной из новых школ псевдо-старинных псевдо-русских воинских искусств, где говорилось о том, что нунчаку были обычным вооружением древних русичей - но это скорей из области курьёзов.
Из-за простоты в изготовлении, эффективности в условиях уличной драки и широкой известности, полученной с лёгкой руки Брюса Ли, нунчаку переживают в наше время второе рождение. На сегодняшний день нунчаку являются одним из самых распространённых видов холодного оружия, уступая в популярности разве что ножу и палке.
Сюрикен-дзютсу
Если попытаться как следует разобраться, то окажется, что в жизни нас сплошь и рядом окружают различные мифы.
Одним из них является принадлежность одного из наиболее известных видов японского метательного оружия, тонких стальных пластинок сюрикенов, похожих на своеобразные фрезы, исключительно легендарным ниндзя. Источником дезинформации явились многочисленные боевики, в которых люди в масках, не задумываясь, пускают это оружие в ход. На самом деле все было далеко не так сюрикены активно применялись и самыми низшими слоями японского общества, к которым относились ниндзя, и самураями.
Существует еще одно заблуждение касательно качества их изготовления. В некоторых изданиях можно прочитать об их феноменальной прочности и балансировке. Может быть в отношении какого-либо особого, подарочного варианта, это высказывание и верно, но никак не в связи с массовой продукцией. А это была именно массовая продукция, точно также как стрелы или свинцовые пули для мушкетов. Правда, иногда после применения сюрикены возвращались обратно владельцам, но это никак не могло восполнить их потребность.
В любом случае качественное изготовление метательного оружия в больших количествах требовало более высокой технологической организации труда, нежели та, которая существовала в средневековой Японии. Раз так, то обильный спрос удовлетворялся за счет качества продукции. Это вовсе не означает, что метательные звездочки делались кое-как, но методика их изготовления была гораздо проще, чем та по которой ковались мечи. Так что результаты попадания целиком зависели от владельца оружия.
Как и большинство других видов оружия, относящихся к метательному типу, сюрикены носились сразу по несколько штук. Чаще всего их было девять так как это число считалось священным и приносящим удачу. По количеству же разнообразных форм, они уступают только стрелам, которые различались по форме оперения и наконечника и насчитывают более полутора сотен типов.
Во внешнем виде сюрикенов также нашло свое проявление тяга японцев к эзотерике и мистическому символизму. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить их форму с любым из многочисленных изданий посвященным оккультным наукам, в котором показаны соответствующие символы. Помимо информации заключенной в самой форме, мистические знаки наносились иногда на поверхность оружия. В этом нет никакой бравады и делалось это не для красоты ибо люди, изготавливавшие оружие и использовавшие его, свято верили в то, что с их помощью можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы.
В отличии от кино, на практике дистанция эффективного поражения сюрикеном была не так велика. В основном она зависела от физических кондиций и мастерства воина и только отчасти от конструкции и веса самого оружия. В любом случае, она составляла не более двадцати метров. Да и на таком расстоянии он был эффективен только в том случае, если противник был без доспехов и не видел броска.
Сюрикен просто идеально создан для метания, поэтому сделать это не так сложно, как, например, при броске ножа. Его конструкция такова, что он легко втыкается. Главное, это научиться попадать туда, куда необходимо. Существуют несколько способов метания. Наиболее распространенный в вертикальной плоскости, от плеча с замахом от уха. При необходимости же это можно было делать в любой плоскости, любым способом, лишь бы попасть в цель.
Очень близким по форме и способам применения, является сякен.
В отличии от сюрикена, острые, иглообразные концы сякена торчат в разные стороны. Благодаря такой конструкции, это оружие могло не только метаться в противника, но и разбрасываться на земле осложняя преследование и маневрирование пеших и конных противников. Правда, эта же особенность несколько затрудняет ношение стальных колючек, что, впрочем, не мешало активно применять их и самураям и ниндзя.
Вообще, класс метательного оружия включает в себя довольно большое количество разнообразных видов, различающихся между собой по форме, конструкции, способу применения и т. д. Большинство из них не имеют ярко выраженной социальной окраски, но некоторые все-таки могут быть отнесены к конкретному классу.
Одним из основных видов оружия самураев был большой меч катана. Без всякого преувеличения это настоящее произведение искусства. Рассказ о нем будет продолжен в следующей книге серии. В этой мы коснемся только одного предмета, входящего в экипировку меча. Это небольшой нож козука. Его основное предназначение не боевое, а вспомогательное, хозяйственное. В частности, он применялся во время еды. В случае же необходимости козука мог был использован и в качестве метательного оружия на дистанции, не превышающей 5 6 метров, что обусловлено небольшим весом ножа.
крис – национальное оружие Юго-Восточной Азии
В Малайзии и Индонезии, в Брунее, на Филиппинах и в Таиланде почетное место на стенах жилищ и в витринах музеев занимает необычный кинжал с изогнутым лезвием – крис, символ национальной гордости и независимости. Можно видеть его и в составе национального церемониального костюма – по большим праздникам. Кинжал невелик - длина от кончика кинжала до рукояти составляет от пятнадцати до шестидесяти сантиметров (редко – до ста), ширина клинка, резко увеличивающаяся к рукояти – от пяти до восьми.
Рукоятка (восемь – десять сантиметров длиной) резная, изогнута посередине. Рисунок на рукояти обыкновенно изображал Гаруду – мифического царя птиц, ракшасу – злобного демона, змею, орла, бойцового петуха. Ножны малайского криса резными не делались, в Индонезии же и на Филиппинах их украшали богатой резьбой. Обыкновенно ножны деревянные, наиболее ценные изготовлены из слоновой кости и серебра, использование же золота в декоре ножен – привилегия королевской семьи.
Клинок причудлив, изогнут волнами, число их – всегда нечетное. Обычно волн пять или семь, но прославленные крисы имели от девятнадцати до тридцати одной волны. Благодаря этим волнам-выступам, крис наносил поистине сокрушительную рану. Мало того, что рана была и глубока, и широка – выступы оставляли множество порезов, которые во влажном климате мгновенно воспалялись и становились гнездом для кладки насекомых.
Однако же слава криса связана не только с его реальными боевыми свойствами, но и с магическими. Число выступов на клинке имеет определенное ритуальное значение. Три – это три языка пламени, пять напоминают о пятерых братьях-пандавах из «Махабхараты», семь символизируют гору, холм или подземный мир, девять связываются с пещерой или воротами. Крис без волн – «крис сапукал» - символизирует единство, власть и богатство.
В сложном комплексе культуры региона крис играет немаловажную роль. Успешные битвы и подвиги легендарного малайского героя Ханг Туаха во времена малаккского султаната были обеспечены, как гласит легенда, именно тайной силой и мощью принадлежащего ему криса. Эпос «Сказание о лаксмане Ханг Туахе» повествует о том, как военачальник с двумя крисами в руках одолел в бою нескольких японцев, отрезав наиболее именитому одним взмахом нос и уши. Крис Ханг Туаха летал по воздуху, преследуя врагов. А у Радена Патах, другого национального героя войны против империи Маджапахит, при малейшем признаке опасности с криса слетали рои шершней.
Иным знаменитым крисам приписывались возможности самостоятельно сбрасывать ножны, стонать в ножнах, предупреждая владельца об угрозе или измене; лечить раны и рассекать огонь, пропуская через него героя; испускать из лезвия воду; летать по воздуху, преследуя жертву; сражать противника одним касанием или убивать, поражая его след. Считалось, что это оружие имеет не только свою душу – оно хранит глубоко в металле и дух своего хозяина.
Некоторые крисы, напротив, имели репутацию проклятых, способных убить владельца. Для некоторых специально вели счет жертв, причем весьма именитых – в частности, только крисом могли убить коронованную особу, применение другого оружия для цареубийства считалось бесчестным по отношению к жертве.
Как священное оружие, крис даже чистят особым образом – протирают металл маленькими лимончиками, держат над дымом ритуального алкогольного напитка, читая при этом молитвы. После чистки его укладывают в ножны – отдыхать. Делают это в четверг вечером. В мусульманских семьях каждую пятницу крису подносят символические дары и окуривают его дымом благовоний.
Крис присутствовал в «инвентаре» брунейских колдунов – «бомох». Рассказывают, что при церемонии исцеления одного из раджей «бомох», как водится, прочитал подобающие молитвы и заклинания, а затем так сжал пальцами клинок, что с него стали падать капли, а затем потекла струйка. Вместе с мутной, «нечистой» жидкостью ушла и болезнь правителя.
В прежние времена крисы изготавливали из метеоритного железа. Природный никель, содержавшийся в нем, образовывал «муаровые» узоры на клинке. Такие древние крисы называются «маджапахит». Затем клинки делали пластинчатыми, слоистыми, с золотой или серебряной насечкой. Клинок криса должен быть выкован по крайней мере из двух сортов металла. Хорошим считается тот, который сплавлен не менее чем из семи. Кузнецы, изготавливавшие крисы, верили, что за их работой наблюдают духи. Клинок ковался с молитвами, обращениями к предкам. Нередко для придания клинку магических смертоносных свойств в сталь добавлялись ржавчина и яд.
Проверка пригодности криса для владельца осуществлялась таким способом: на ось лезвия под крестовину накладывался большой палец правой руки, затем – левой, и так – поочередно. Если ширина последнего пальца совпадает с концом лезвия – клинок должен быть счастливым. Старые мастера могли определить качество криса по его виду, запаху, звуку металла.
Крис принято носить на правом боку в мирное время и на левом во время войны. Обычно крис был засунут за пояс и прикрыт одеждой. На Яве принято было носить три криса: личный, родовой (полученный от предков) и семейный (полученный от тестя). На торжественных приемах под одеждою прятали и рукоять – в противном случае это символизировало недоверие и готовность принять бой. Обменяться крисами означало поклясться в вечной дружбе…
В жилищах крис хранят не просто как украшение. Считается, что крис обладает свойством приносить семье мудрость, благополучие, славу, обеспечивает ее защиту. Крис можно показывать гостям, давать в руки – только вынимать и вкладывать крис в ножны должен владелец. Когда крис извлекают из ножен, звук раздается короткий, звенящий - это радуется стальная душа оружия. Когда его вкладывают обратно, раздается жалобный скрип – оружие досадует, что ему не нашлось работы. Он возвращается в ножны и засыпает – чутким, беспокойным сном…
Немного об оружие ниндзя
Наручные когти (сюко или текаги) – надеваемые на внутреннюю или наружную сторону ладони деревянные пластины с загнутыми металлическими шипами. Подобные приспособления были изобретены очень давно и первоначально представляли собой ошипованную обувь для ходьбы по снегу или льду.
Позднее когти перекочевали на руки и использовались для лазания по деревьям. В бою они могли погасить неточный удар меча, либо сильно оцарапать соперника, причиняя ему крайне болезненные раны. Жертва с повреждениями от когтей выглядела так, будто на нее напало дикое животное, что якобы могло отвести подозрения от ниндзя.
Так как ниндзя редко вели наступательные бои, большинство видов их оружия было ориентированно на поддержку отступления. Таковыми были многогранные шипы микибаши – их горстями бросали под ноги преследователям. В то время многие воины носили соломенные сандалии, поэтому шипы сильно повреждали им ноги. Иногда упомянаются макибиши, производившие при сжатии слабый взрыв – их называли «бакура-биши».
Багнак (багнакх; baghnakh (или "bugnuk", как написано в профайле)) – индийское ударное наручное холодное оружие. Часто – парное. Представляет собой несколько когтей (шипов), соединенных пластиной.
По краям пластины расположены кольца для продевания указательного пальца и мизинца.
В некоторых вариантах багнаков кольца крепились так, чтобы в них можно было продевать «средние» пальцы ладони.
Число «когтей» варьировалось от трёх до пяти. Соединяющая их пластинка иногда выступала с одной или с обеих сторон кулака, переходя в острия.
Здесь следует обратить внимание на один важный момент. Форма багнака такова, и это хорошо видно на рисунках, что, чтобы «когти» работали правильно, они должны располагаться с внутренней стороны ладони. В противном случае их изгиб не позволит нанести сильный колющий удар.
И действительно, багнаки надевались на руку так: с внешней стороны пальцев были видны только кольца, а «когти» - прятались за пальцами. До тех пор, пока человек не сжимал кулак, собираясь нанести удар, оружие в его руке было практически незаметно.
Сюкю (сюко) – ударное наручное холодное оружие. Чаще всего – парное. Представляет собой шипы или когти, крепящиеся на руке при помощи ремешков.
Сюкю применялось как для атаки, так и для защиты. Когтями можно было даже блокировать удар меча.
Кроме того, сюкю использовали как средство преодоления препятствий. Тогда когти надевались не только на руки, но и на ноги. Когти для крепления на ногах назывались асико;
Тэккокаги – жесткая разновидность сюкю, представляющая собой подобие металлической перчатки с четырьмя длинными когтями.