Скандинавская мифология

  • Автор темы Автор темы Черная Леди
  • Дата начала Дата начала
  • Просмотры Просмотры

Черная Леди

Изначально основные представления этой мифологии бытовали среди группы родственных народов (в частности, предков нынешних голландцев, немцев и англосаксов), которые в 1–5 вв. мигрировали из Скандинавии на юг и на запад, в Ютландию и низовья Рейна. Именно через скандинавскую мифологию до нас дошли значительно более древние мифы, некогда общие для норвежцев, шведов, датчан, исландцев, голландцев и англосаксов. Комплекс мифов, бытовавших среди этих северо-западных индоевропейцев, никогда не отличался однородностью, поскольку мифология родственных племен непрерывно развивалась вплоть до христианизации этих регионов (Англия в 597; Исландия в 1000). В мифологии северо-западных индоевропейцев наличествуют связи и параллели с мифологиями греков, римлян, индусов, а также хеттов. Проиллюстрировать эти связи можно на примере древнеиндоевропейского верховного божества – Небесного Отца. Индоевропейская форма его имени реконструируется как *Djevs (звездочка показывает, что форма гипотетична). Древним индийцам этот бог был известен как Дьяус, грекам – как Зевс, римлянам – как Юпитер (Йовис), а древним обитателям Северо-Западной Европы – как Тивас; готы звали его Тиз, древние германцы – Зиу, древние фризы и бритты – Тиу, древние норвежцы – Тюр. Все варианты имени однозначно восходят к форме *Djevs.
Два основных литературных источника скандинавских мифов – Старшая Эдда и Младшая Эдда, созданная Снорри Стурлусоном (1178–1241).
КОСМОГОНИЯ
Древние скандинавы не раз пытались объяснить происхождение мира. В скандинавской мифологии существует несколько противоречивых объяснений.
Всеотец. В начале всего был Всеотец; он жил во все времена и имел абсолютную власть над своим царством. Он создал небесный мир, землю, небосвод и род человеческий.
При всем сходстве Всеотца и христианского Бога Отца ряд современных ученых отождествляет этого верховного бога древних северян со стародавним индоевропейским Небесным Отцом по имени *Djevs («сияющий»), которому поклонялись ок. 3500 лет назад.
Гинунгагап(Ginungagap). В начале была Мировая Бездна – Гинунгагап. Внутри ее на севере лежала студеная, туманная, пустынная страна под названием Нифльхейм (Niflheimr, «темный мир»); на юге – жаркая страна Муспелльсхейм (Muspellsheimr, «огненная страна»), где властвовал огненный великан Сурт (Surtr, «черный»), вооруженный пламенным мечом. Посредине Нифльхейма бил великий источник всех рек Хвергельмир (Hvergelmir, «кипящий котел»). Самая северная часть Нифльхейма, скованная страшной стужей, представляла собой ледяные поля и горы, возникшие из вод Эливагара (
Tnr_201.gif
liv
Tnr_225.gif
gar
, «бурные волны») – реки, что протекала там с незапамятных времен. Воды Эливагара были ядовиты, и, когда они застыли, яд инеем выступил на поверхность. Там, где дымный жар Муспелльсхейма встречался с ядовитой стужей Нифльхейма, иней подтаял, и возник великан, обликом схожий с человеком. Звали его Имир (Ymir) или Аургельмир (Aurgelmir). Имир начал потеть, и под левой его рукой выросли мужчина и женщина; одна нога зачала с другою сына: так появилось племя инеистых великанов.
Имира вскормила молоком первозданная корова Аудумла (
Tnr_193.gif
u
Tce_240.gif
umla, «кормилица»), тоже возникшая из инея. Корова лизала ледяные глыбы, на вкус соленые: к исходу первого дня из льда в том месте, которое она лизала, выросли человеческие волосы; на второй день – голова; на третий день возник человек. Это был Бури (B
Tnr_250.gif
ri
, «родитель»), красивый собою, высокий, могучий. Сыном его был Бор (Воrr, «рожденный»), который взял в жены великаншу Бестлу (Bestla), дочь Бёльторна (B
Tnr_246.gif
ltorn). Сыновьями Бора и Бестлы были Один (
Tnr_211.gif
Tce_240.gif
inn), Вили (Vili) и Be (V
Tnr_233.gif
).
Сыновья Бора поссорились с древним великаном Имиром, и трое сынов Бора убили его. Из раны хлынул такой поток крови, что в нем утонули все остальные инеистые великаны, кроме Бергельмира (Bergelmir, «ревущий как медведь») и его жены. Один, Вили и Be бросили тело Имира в самую глубь Гинунгагап и сделали из него землю: из крови великана – море и все воды; из плоти – саму землю, из костей и зубов – горы, валуны и камни. Точно черви, выползли из земляной плоти карлики-цверги, похожие на маленьких людей.
Из черепа Имира сыны Бора сделали небосвод, углы которого поддерживали четыре карлика. Земля была округлая, заключенная в кольцо океана. По берегам океана сыны Бора отвели земли великанам (Ётунхейм, «страна великанов»), а весь мир в глубине суши оградили стеною из век Имира и нарекли эту крепость Мидгард (Mi
Tce_240.gif
gar
Tce_240.gif
r, «средиземье»).
Ночь, день, солнце и луна. Согласно Младшей Эдде, «Нерви (N
Tnr_246.gif
rfi
) или Нарви (Narfi) звался великан, живший в Ётунхейме. Была у него дочь, от рождения черная и сумрачная, по имени Ночь (N
Tnr_243.gif
tt
)... А последним мужем ее был Деллинг (Dellingr), из рода асов». Их Сыном был День (Dagr), он пошел в отца и видом был светел и прекрасен. «Позвал Всеотец Ночь и сына ее по имени День и дал им коней и две колесницы и послал их на небо, дабы раз в сутки объезжали они всю землю».
Вариант, изложенный в обеих Эддах, сообщает, что у человека по имени Мундильфари (Mundilfari) было двое детей, таких светлых и прекрасных, что он назвал сына Месяцем (M
Tnr_225.gif
ni
), а дочку – Солнцем (S
Tnr_243.gif
l
). Но боги прогневались на его гордыню и водворили детей на небо, повелев Солнцу править конями, впряженными в колесницу солнца, а солнце боги сделали из языков пламени, что вылетали из Муспелльсхейма. Прекрасный юноша Мани управлял луной, ее ростом и убыванием. Сам он, по преданию, похитил двух человеческих детей – Биль (Bil, «луна на ущербе») и Хьюки (Hj
Tnr_250.gif
ki, «молодой месяц»).
Быстрое движение солнца и луны по небосводу объяснено в мифе так: за небесными светилами гонятся два чудовищных волка; тот, что преследует Солнце, зовется Обман (Skoll), а тот, что жаждет проглотить Месяца, носит имя Ненавистник сын Хродвитнира (H
tnr_225.gif
ti Hr
Tnr_243.gif
Tce_240.gif
vitnisson). Младшая Эдда упоминает и о сильнейшем из волков – Лунном Псе: «Он пожрет трупы всех умерших и проглотит месяц».
Сотворение рода людского. В Младшей Эдде сказано: «Шли сыновья Бора (Один, Вили и Be) берегом моря и увидели два дерева. Взяли они те деревья и сделали из них людей. Первый дал им жизнь и душу; второй – разум и движенье; третий – облик и речь, слух и зрение. Дали они им одежду и имена: мужчину нарекли Ясенем (Askr), а женщину – Ивой (Embla). И от них-то пошел род людской, поселенный богами в стенах Мидгарда».
Старшая Эдда в песни Прорицание вёльвы (V
Tnr_243i.gif
lusp
Tnr_225i.gif
, 16–17) в основном повторяет тот же рассказ о сотворении людей, но не упоминает о деревьях и об одежде, а главное – сыновья Бора зовутся не Один, Вили и Be, а Один, Хёнир (Hoenir) и Лодур (Lo
Tce_240.gif
urr): «...душу дал Один, разум дал Хёнир, кровь же дал Лодур и цвет живого...»
КОСМОГРАФИЯ
В эпоху викингов сложилась космография, где главную роль играло Мировое Древо – ясень Иггдрасиль (Yggdrasill). Касательно происхождения Иггдрасиля ни та ни другая Эдда не дают мифопоэтических объяснений, хотя существует миф о названии дерева. Иггдрасиль означает «конь Игга», а Игг (Yggr, «ужасный») – одно из имен Одина.
Иггдрасиль. Ветви ясеня Иггдрасиля простерты над всеми мирами и поднимаются выше неба. Из трех его корней один – в мире богов, второй – в мире инеистых великанов, третий – в Нифльхейме. Под последним корнем находится исток всех рек, Хвергельмир, а дракон Нидхёгг (Ni
Tce_240.gif
h
Tnr_246.gif
ggr) подгрызает этот корень снизу.
Под корнем, который змеится к инеистым великанам, журчит источник Мимира, названный так по его стражу, сверхъестественному существу Мимиру (M
Tnr_237.gif
mir) – архетипу мудрости.
Под тем корнем ясеня, что заканчивается в небесах, есть еще один источник, самый священный – Урд (Ur
Tce_240.gif
r). Подле него обитают три сестры-норны, богини судьбы.
Белка по имени Рататоск (Ratatoskr, «грызозуб») снует вверх-вниз по стволу, перенося бранные слова от орла, живущего на верхушке, к дракону Нидхёггу. Четыре оленя – Даин (D
Tnr_225.gif
inn), Двалин (Dvalinn), Дунейр (Duneyrr) и Дуратрор (D
Tnr_250.gif
ratr
Tnr_243.gif
r) – бегают по сучьям ясеня, объедая листья и кору. Раны, которые наносят Иггдрасилю олени, дракон Нидхёгг и прочие змеи, залечивают норны: черпают из источника Урд воду, смешанную с грязью, и поливают ясень, чтобы ветви его и корни не засохли и не зачахли. Важное упоминание можно найти в эддической песни Прорицание вёльвы: «...И девять знаю земель – все девять от древа предела корня земные...»«Девять земель» – это миры асов, ванов, светлых альвов, темных альвов, людей, великанов, сынов Муспелля, мертвых и, вероятно, карликов-цвергов.
Иггдрасиль следует рассматривать как структурную основу материи Вселенной. Когда Иггдрасиль содрогнется – грянет светопреставление, Рагнарёк (Ragnar
Tnr_246.gif
k). По мифу, Иггдрасиль есть опора девяти миров, аналог различных столпов и колонн, фигурирующих в мифах многих неродственных народов – от древних египтян до южноамериканских индейцев.
Асгард(Asgar
Tce_240.gif
r). Если верить Снорри Стурлусону, порядок творения был таков: после убийства Имира сыновья Бора создали землю, моря, небо, страну великанов, Мидгард, тучи, людей и, наконец, Асгард, жилище богов. Это высокая цитадель в середине Мидгарда, стены и башни которой достигают туч, цитадель, защищенная от великанов высокими бастионами и отвесными скалами, но корни ее все же в земле.
Все боги (кроме Тора, бога-громовика) по радужному мосту Биврёст (Bifr
Tnr_246.gif
st), который иногда называют Мостом Асов, ежедневно съезжаются к источнику Урд, где вершат суд.
В Асгарде множество дивных палат, но самый знаменитый чертог зовется Вальхалла (Valholl), т.е. «чертог убитых» – мужей, что героически погибли на поле брани. Доступ в Вальхаллу преграждают ревущая река Тунд (
Tnr_222.gif
u
ndr) и запертые ворота Вальгринд (Valgin
Tce_240.gif
r). Сам чертог огромен, в нем 540 дверей, в каждую из которых плечом к плечу могут пройти 800 героев. Убитые воины без труда узнают эти палаты, ибо стропила их – копья, крыша – из шлемов и щитов, а скамьи покрыты кольчугами.
Хель(Неl). Люди, населявшие северо-запад Европы в эпоху переселения народов, обозначали подземный мир, царство мертвых, словом *halja, которое изначально толковалось как «место тайного убежища», т.е. предположительно «могила». В древненорвежском это слово стало звучать как hel, и норвежцы представляли себе Хель как обитель тумана и холода.
Согласно преданиям эпохи викингов, те, кто не избран для Вальхаллы, уходят в Хель, где влачат жалкое существование до самого Рагнарёка; в этот день легионы мертвых выйдут из Хеля и под водительством Локи (Loki) выступят против богов.
Описания Хеля довольно скудны. Вход в Хель – мрачная пещера среди скал и пропастей. По некоторым преданиям, стережет эту пещеру чудовищный пес по имени Гарм (Garmr), до наступления Рагнарёка сидящий на цепи. Далее по дороге в Хель течет река Гьёлль (Gj
Tnr_246.gif
ll
, «ужасная»). Мост через Гьёлль охраняет дева Модгуд (M
Tnr_243.gif
Tce_240.gif
gu
Tce_240.gif
r). За мостом – врата Хеля; хозяйка тамошних палат – отродье Локи – тоже зовется Хель.
В некоторых источниках упоминаются также Берега Мертвых (N
Tnr_225.gif
str
Tnr_246.gif
nd
) с чертогом, сплетенным из живых змей: там отбывают наказание клятвопреступники, убийцы и прелюбодеи, которым приходится преодолеть вброд реку Слид (Sl
Tnr_237.gif
Tce_240.gif
r, «свирепая»), где вместо воды – кинжалы и острые мечи.
Хель – прежде всего узилище для тех, кто вырвется на волю и будет сеять уничтожение в Рагнарёк. Это мертвые, Гарм, злобный Фенрир Волк (Fenrir), змеи и дракон Нидхёгг, а также и главный зачинщик всяческого обмана – Локи.
Ётунхейм (J
Tnr_246b.gif
tunheimr
),
страну великанов, разные источники помещают в разные места, хотя в эпоху викингов доминируют два варианта: либо «на востоке», либо на берегах окружающего землю океана. Не случайно Ётунхейм называется еще Утгард (Utgar
Tce_240.gif
r, «внешний предел»), т.е. земли по берегам океана, отведенные великанам сынами Бора.
Ётунхейм считался страной высоких лесов, могучих рек, огромных пещер, исполинских гор и гигантских расстояний – иными словами, все там было как в Скандинавии, только много больше.
Мидгард(Mi
Tce_240.gif
gar
Tce_240.gif
r) – это мир людей, расположенный между Асгардом и Хелем, среди океана, в котором обитает Мировой Змей. Путь из Мидтарда в Асгард лежит через радужный мост Биврёст.
АСЫ И ВАНЫ
В эпоху переселения народов древние северяне называли своих богов асами (слово «ас» –
Tnr_225.gif
ss
– и означает «бог»). В Прологе к Младшей Эдде Снорри Стурлусон пытается возвести слово «асы» к «Азии», возможно, основываясь на традиции, согласно которой культ некоторых богов пришел в Скандинавию с юга, точнее – из Малой Азии.
Весьма вероятно, что боги действительно пришли из тех краев, только не асы, а другое божественное племя, в обеих Эддах именуемое «ванами». Пришествие новых богов описано в мифологии как война асов и ванов, в которой не было победителя. В итоге кое-кто из асов (Мимир, Хёнир) отступает в безвестность, тогда как божества-ваны (Ньёрд, Фрейр и Фрейя) входят в скандинавский пантеон наравне с асами.
Один(
Tnr_211.gif
Tce_240.gif
inn
) – глава богов и отец асов. Имя его восходит к древней северозападной европейской форме *Wodenaz, которая дала в древневерхненемецком форму Вуотан, в древнесаксонском – Водан, в древнеанглийском – Воден, а в древненорвежском – сначала Воден, а затем Один.
Есть два равно обоснованных объяснения смысла всех производных от индоевропейского *Wodenaz: одно предполагает, что *Wodenaz изначально был богом ветра или бури, который властвовал и над мертвыми, второе – что он был божественным магом и, пожертвовав собой, даровал людям мудрость. Отец асов Один вобрал в себя те и другие качества. Как бог бури и бог мертвых он связан со своим бешеным в скачке восьминогим серым конем Слейпниром (Sleipnir, «скользящий»), с Вальхаллой и выбором убитых. Как бог самоотверженности и мудрости, который пострадал ради блага людей, он жертвует один свой глаз Мимиру в обмен на глоток мудрости из Мимирова источника и проводит девять ночей подвешенным к Иггдрасилю, раненый, без пищи и воды, «жертвуя собой», дабы обрести руны мудрости.
Эддический Один обладает и чертами древнего индоевропейского Небесного Отца. «Один, – пишет Снорри, – знатнее и старше всех асов... Одина называют Всеотцом...» Схватка за первенство между Всеотцом и Одином состоялась приблизительно в 1 в. до н.э., а высочайшей мощи *Wodenaz – под скандинавским именем Один – достиг в эпоху переселения народов. Поскольку его приверженцы-викинги были пиратами и жили преимущественно силой своего оружия, они особо подчеркивали воинственность Одина, но этот аспект естественно продолжает давнее представление о нем как о боге мертвых, ведь он становится прежде всего богом убитых в сражении. Теперь он предводительствует душами мертвых воинов, для которых уготовил чертог – Вальхаллу. Фактически Вальхалла – место избранных, ибо войти в ее врата мог только павший смертью храбрых.
Как патрон викингов Один носил золотой шлем. Как судья в сражениях он был вооружен копьем Гунгнир (Gungnir), которое никогда не пролетало мимо цели. Вторым из чудесных сокровищ Одина было золотое кольцо Драупнир (Draupnir), тоже выкованное карликами – Брокком (Brokkr) и Синдри (Sindri). Каждую девятую ночь оно рождало восемь новых колец. Один положил Драупнир на грудь своему сыну Бальдру, когда этот светлый бог лежал на погребальной ладье Хрингхорни (Hringhorni). А потом Хермод видел Драупнир на пальце Бальдра в Хеле.
Один Всеотец, владыка девяти миров, восседал в сторожевой башне Хлидскьяльв (Hli
Tce_240.gif
skjalf), где от его взора ничто не могло укрыться. На плечах Одина сидели два ворона: Хугин (Huginn, «мысль») и Мунин (Muninn, «память»), нашептывая ему на ухо все новости, которые слышали, облетая мир. Пищу свою Один делит с двумя волками – Гери (Geri, «жадный») и Фреки (Freki, «прожорливый»). А пища и питье Одина – вино.
Один часто странствовал инкогнито по девяти мирам в облике старика с посохом, одноглазого, седобородого, в широкополой шляпе.
Top(T
Tnr_243.gif
rr). Второй по значимости после Одина «стоит Тор, который зовется также Аса-Тор или Эку-Тор («Тор с колесницей»). Он сильнейший из богов и людей. Трудвангар (Tr
Tnr_250.gif
Tce_240.gif
vangar, «поля силы») зовутся его владения, а чертог его называется Бильскирнир (Bilskirnir, «неразрушимый» или «освещаемый только на мгновение»)... У Тора есть два козла – Скрежещущий Зубами (Tanngnjostr) и Скрипящий Зубами (Tanngrisnir) – и колесница, на которой он ездит; козлы же везут эту колесницу... Есть у него и еще три сокровища. Одно из них молот Мьёлльнир (Mj
Tnr_246.gif
llnir
, «молния»). Инеистые великаны и горные исполины чуют молот, лишь только он занесен... И другим бесценным сокровищем владеет Тор – Поясом Силы. Лишь только он им опояшется, вдвое прибудет божественной силы. Третье его сокровище – это железные рукавицы. Не обойтись ему без них, когда хватается он за молот!»
Тор – бог грома. Молот его – гроза, вспышка молнии, удар грома; молния и гром – искры и грохот его колесницы, влекомой по небу козлами. Брошенный молот всегда возвращается в руки Тора.
Тор – патрон крестьян и рабов-трэллей; он очень близок земле. Недаром его странно прибывающая сила именуется jar
Tce_240.gif
amegin
, «сила земли». Согласно обеим Эддам, Тор – сын Ёрд (Jor
Tce_240.gif
r), Матери-Земли, и муж Сив (Sif), златовласой богини плодородия. Есть у Тора и другие жены, есть и дети: от великанши Ярнсаксы (J
Tnr_225.gif
rnsaxa
) у него два сына – Моди (M
Tnr_243.gif
d
i, «смелый») и Магни (Magni, «сильный»), а от Сив – дочь Труд (Tr
Tnr_250.gif
Tce_240.gif
r, «сила») и пасынок Улль (Ullr).
Главная задача Тора – защищать Асгард и Мидгард от великанов. Впоследствии облик этого бога порой приобретает комические черты, и он сам становится похож на простоватого, упрямого, рыжебородого великана. В Рагнарёк он гибнет, сражаясь бок о бок с Одином, – убивает Мирового Змея и сам погибает от его яда.
Бальдр(Bal
Tce_240.gif
r). Поначалу может показаться странным, что викинги, известные в истории как жестокие и свирепые воины, так высоко ставили любящего, прекрасного бога Бальдра. «Второй сын Одина – это Бальдр, – говорит Снорри. – О нем можно сказать только доброе. Он лучше всех, и все его прославляют. Так он прекрасен лицом и так светел, что исходит от него сияние. Он самый мудрый из асов, самый сладкоречивый и благостный. Он живет в месте, что зовется Брейдаблик (Brei
Tce_240.gif
ablik, «широкий блеск»), на небесах. В этом месте не может быть никакого порока».
Бальдр (что означает «господин») – один из наиболее привлекательных богов скандинавского пантеона, и миф о его жизни и смерти весьма трогателен и красив. Когда Бальдру приснился сон о неминуемой гибели, его мать Фригг взяла со всех вещей и со всех живых существ клятву, что они не причинят Бальдру вреда. А поскольку ничто теперь не могло ему повредить, боги стали забавляться, бросая в него копья и пуская стрелы. Видя все это, злодей Локи принял облик старухи и навестил Фригг, выпытав у нее, что ничтожная омела не давала клятвы не вредить Бальдру. Локи бысто сделал из омелы копье и уговорил слепого бога Хёда (Ho
Tce_240.gif
r) метнуть его в Бальдра. Бальдр упал смертельно раненный, и тень его низошла в Хель. Тогда Фригг спросила богов, кто из них желает снискать любовь и вечную благодарность, спустившись в Хель за Бальдром, и Хермод (Hermo
Tce_240.gif
r,«мужественный») согласился взять Одинова коня Слейпнира и отправиться в Хель. Там он услышал, что Хель отпустит Бальдра в Асгард, если всякое творение на свете будет оплакивать его смерть. Хермод вернулся с этой вестью, и во все миры поспешили гонцы богов, умоляя всех оплакать Бальдра. И все оплакивало его, кроме старухи великанши по имени Тёкк (Tokkr, «благодарность»), которая на самом деле была переодетым Локи. Но раз она не пожелала оплакать Бальдра, ему пришлось остаться в Хеле. Таково было трагическое событие, первое в цепи катастроф, приведших к Рагнарёку, Гибели богов.
Изначально Бальдр не принадлежал к скандинавскому пантеону. Хотя источники и называют его среди асов, как сына Одина и Фригг, фактически он из числа ванов и родина его – Малая Азия или Палестина. Подобно Адонису, он «кровоточащий бог», «господин», связанный с плодородием и хлебопашеством.
Тюр(T
Tnr_253.gif
r
). Тюра единогласно считают одним из асов, на самом же деле он – один из древнейших богов Северо-Западной Европы, Небесный Отец; однако к концу эпохи переселения народов он уступил свое место Одину.
Среди асов Тюр выглядит довольно туманной фигурой; это бог, «которого воины должны всегда призывать в своих молитвах».
Важнейший миф о Тюре связан с чудовищным Фенриром Волком. Когда стало ясно, что этот волк уничтожит асов, боги «занимали Фенрира Волка, чтобы надеть на него путы Глейпнир, тот не поверил, что его выпустят, пока ему в пасть не положили как залог руку Тюра. А когда асы не захотели отпустить его, он откусил руку в том месте, которое называется теперь волчий сустав. И потому Тюр однорукий».
В Рагнарёк Тюр убивает адского пса Гарма и гибнет сам от его клыков.
Хеймдалль(Heimdallr) – сын Одина. Этот белый ас – страж богов и обитает на краю небес, стережет, не приближаются ли к радужному мосту Биврёст великаны. Хеймдалль связан с белизной, ясностью и благим огнем. Еще он зовется Гуллинтанни (Gullintanni), потому что все зубы у него золотые. Он видит вдаль на сотню лиг, что ночью, что днем. Он слышит, как растут трава и шерсть у овец, а громкий его рог по имени Гьяллархорн (Gjallarhorn) трубит на всю Вселенную; этим рогом Хеймдалль созовет асов на последний бой, когда в Рагнарёк увидит приближение сил зла.
Как несущий огонь благодетель Хеймдалль – антипод другого носителя огня, Локи, и порой скальды называют его «ужасом Локи». В Рагнарёк Хеймдалль убьет Локи и сам падет от его руки.
Ваны: Ньёрд (Nior
Tce_240.gif
r), Фрейр (Freir) и Фрейя (Freiya).
Даже основные источники недоумевают относительно того, что произошло до и после войны в небесах, но результаты очевидны: кое-кто из асов отправился заложником в Ванахейм (Vanaheimr), страну ванов, а кое-кто из ванов остался заложником в Асгарде. Затем двух асов – Хёнира и Мимира – обменяли на заложников Ньёрда, отца Фрейра и Фрейи, и он тоже остался жить в Асгарде.
Чертог Ньёрда на небесах зовется Ноатун (N
Tnr_243.gif
at
Tnr_250.gif
n
, «корабельный двор»). Снорри говорит о Ньёрде: «Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского зверя и рыбу. Столько у него богатства, что он может наделить землями и всяким добром любого, кто будет просить его об этом». Женат Ньёрд на Скади (Ska
Tce_240.gif
i), дочери великана Тьяцци, но мать его двух детей не она.
Во времена викингов Ньёрд определился как бог моря, но древним морским богом северо-западной Европы был, по-видимому, Эгир (
Tnr_198.gif
gir
), женатый на Ран (R
Tnr_225.gif
n
); Эгир фактически не появляется ни в одной, ни в другой Эдде, очевидно, уже уступив место Ньёрду. С другой стороны, ученые считают, что первоначально Ньёрд был тесно связан с древнегерманской богиней Нертус (Nertus), «Матерью-Землей». Оказывается, первоначальное божество было не мужским, а женским и связано с плодородием. По сути, война асов и ванов – это война в человеческих умах между древнейшей религией Севера и культом Ньёрда, Фрейра и Фрейи, которые пришли с юга, из Малой Азии. Ни одна сторона победы не одержала, северные и южные боги стали сосуществовать.
Снорри говорит, что «в Ноатуне у Ньёрда родилось двое детей: сына звали Фрейром, а дочку Фрейей». Согласно Саге об Инглингах (Ynglinga saga), эти дети были плодом союза Ньёрда с родной его сестрой, имя которой не названо. Их бракосочетание состоялось в Ванахейме еще до того, как Ньёрд был взят заложником, и до его женитьбы на северной богине Скади, которая дала имя Скандинавии. Фрейр и Фрейя «были... прекрасны собою и могущественны. Нет аса славнее Фрейра, ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит, и плоды земные, и его хорошо молить об урожае и о мире. От него зависит и достаток людей. Фрейя же – славнейшая из богинь. И когда она едет на поле брани, ей достается половина убитых, а другая половина – Одину... А ездит она на двух кошках, впряженных в колесницу. Она всех благосклоннее к людским мольбам, и по ее имени знатных жен величают госпожами. Ей очень по душе любовные песни. И хорошо призывать ее помощь в любви... Фрейю почитают наравне с Фригг. Она вышла замуж за человека по имени Од (
Tnr_211.gif
Tce_240.gif
r)... Од отправился в дальние странствия, и Фрейя плачет по нему, а слезы ее – это красное золото».
Фрейр и Фрейя («госпожа» и «господин») связаны с азиатским культом «господина», примером которого являются культы Ваала, Адониса, Осириса и Таммуза. Ядро их мифа – история бога или богини, которые были похищены в подземный мир и остаются во мраке, пока верхний мир в трауре. Приходит время – и божество возвращается, принося с собою плодородие и свет.
Другие боги. Среди второстепенных скандинавских богов следует прежде всего назвать Браги (Bragi), бога поэзии, мужа богини плодородия Идунн (
Tnr_205.gif
Tce_240.gif
unn); сюда же относятся и слепой Хёд, невольный убийца Бальдра; и Видар (Vi
Tce_240.gif
arr
) – сын Одина, который отомстит за отца в Рагнарёк, разорвав челюсти Фенрира Волка. Улль, сын Сив, особо искусен в беге на лыжах и в стрельбе из лука; он покровительствует воинам, ведущим бой в одиночку (возможно, некогда Улль был одной из ипостасей древнего Небесного Отца Тиваса). Кроме них, можно назвать еще Форсети (Forseti), сына Бальдра, – это бог справедливого суда и закона; Вали, или Али (V
Tnr_225.gif
li
,
Tnr_193.gif
li), сына Одина и Ринд, который мстит за Бальдра; Квасира (Kvasir), бога мудрости, в котором соединились черты асов и ванов.
Три загадочные фигуры среди богов – Хёнир, Лодур и Мимир. Хёнир и Лодур вкупе с Одином фигурируют в мифе о сотворении первых людей, Ясеня и Ивы. Лодур упоминается только в связи с этим деянием и только однажды – в Прорицании вёльвы. Хёнир тоже вскоре исчезает из традиции, ибо отдан ванам в заложники после войны в небесах: его место в Асгарде занимает Ньёрд; но после Рагнарёка Хёнир, наделенный даром предвидения, вступает в новые небеса. Мимир – страж источника мудрости; ваны отрезали ему голову и вернули Одину, который «пропел над нею руны и тем дал ей силу говорить с собой, что позволило Одину узнать множество тайн». Перед Рагнарёком эта голова давала Одину советы мудрости.
Богини. Древнейшей из богинь, по-видимому, была Мать-Земля. Ночь (N
Tnr_243.gif
tt
) тоже древняя богиня, по некоторым сведениям она древнее Ёрд, фактически ее мать. Есть и еще две богини, претендующие на ровесниц Матери-Земли. Это солнечная богиня (у германцев Сунна, у скандинавов Соль) и морская богиня. Возможно, была еще и богиня подземного мира, часть атрибутов которой отошла к Хель.
Как бы там ни было, к началу христианской эры главное место занимала Мать-Земля. В эпоху переселения народов Мать-Земля стала у северян богиней по имени Ёрд, или Фьёргюн (Fj
Tnr_246.gif
rgyn
), впоследствии она принимает имя Фригг. Фригг и ее двойник Фрейя суть плодородная, радостная Мать-Земля, остальные же богини скандинавского пантеона, по сути, просто литературные персонификации присущих Матери-Земле качеств, таких, как мудрость или справедливость. К их числу относятся Фрейя, Гевьюн (Gefjun, «дающая»), Хлин (Hl
Tnr_237.gif
n
, «защитница»), Сага (S
Tnr_225.gif
ga
, «провидица»), Эйр (Eir, «пощада, милость») и многие другие.
ЛОКИ И ЕГО ОТРОДЬЕ
И люди, и боги пребывали в затруднении, когда речь заходила о Локи: кем его считать – богом или дьяволом? С одной стороны, он вроде бы ас, с другой же стороны – заключен в Хель и выйдет оттуда лишь в Рагнарёк, чтобы отомстить асам.
Отец Локи – великан Фарбаути (F
Tnr_225.gif
rbauti
, «грозный напастник»), а мать – Лаувейя (Laufey, «лиственный остров», т.е. дерево), что наводит на мысль о том, что изначально Локи был олицетворением грозного пожара, возникающего от удара молнии в лесное дерево. Он «пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки». Локи вхож в Асгард, но среди асов и ванов держится особняком, он им не друг, его единственная цель – погубить богов и все мироздание. И вот ведь парадокс: боги прекрасно знают, что среди них находится зло и что они не справятся с ним, но поделать ничего не могут.
Жену Локи зовут Сигюн (Sigyn), а сыновей его – Нари (Nari), или Нарви (Narfi), и Вали (V
Tnr_225.gif
li
). Когда козни Локи привели к гибели Бальдра, боги схватили Локи, связали кишками Нари, разорванного братом Вали в образе волка, и заточили в Хель, где на лицо ему капает змеиный яд. Верная Сигюн, стремясь облегчить муки супруга, собирает змеиный яд в чашу. Когда чаша наполняется и Сигюн нужно опорожнить ее, яд попадает на лицо Локи, и он бьется в судорогах, вызывая землетрясения. Такое заточение вполне подстать злому духу огня.
Было у Локи и другое потомство – чудовищные дети великанши Ангрбоды (Angrbo
Tce_240.gif
a, «сулящая горе»), зачатые диковинным способом. Локи съел сердце Ангрбоды, которое оплодотворило его, и родил трех хтонических чудовищ: Фенрира Волка, Мирового Змея Ёрмунганда и Хель. Андрогинная натура Локи проявляется в мифах не единожды, ведь Локи, обернувшийся кобылой, родил и коня Одина – восьминогого Слейпнира.
ПРОЧИЕ МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА
Есть целый ряд мифических существ, которых трудно причислить к богам, однако же они нечто большее, чем персонажи светского фольклора.
Великанысеверных мифов не одинаковы: это инеистые великаны хримтурсы (hrimturs) и более поздние ётуны (j
Tnr_246.gif
tunn
), которых можно назвать существами хтоническими, и великаны огненные, воплощающие разрушительную силу огня. Видом великаны похожи на людей-исполинов. По их милости происходят все природные явления и катаклизмы: камнепады, оползни, лавины, лесные пожары, северное сияние, морозы и т.д.
Норны(nornir) – древние, могущественные богини судьбы, имена их –Урд (Ur
Tce_240.gif
r, «судьба»), Верданди (Ver
Tce_240.gif
andi, «становление») и Скульд (Skuld, «долг»). Они пряли нити человеческих судеб и в урочный час обрывали их. Еще их называли хранительницами материи всего творения, ведь они орошали Мировое Древо Иггдрасиль водою источника Урд, смешав ее с грязью, чтобы ясень не гнил. Даже Один подвластен был норнам; эти божества древнее Одина, а возможно, древнее и самого индоевропейского Небесного Отца. По мнению ряда ученых, происхождение норн связано с фазами Луны. На исходе каждого дня тьма поглощала Небесного Отца, отдавая мир во власть одной из трех ипостасей Луны – растущего месяца (Урд), полнолуния (Верданди) или месяца убывающего (Скульд).
Валькирии. Древнеисландское слово «валькирия» (valkyrja) означает «выбирающая мертвых, убитых», и в эпоху викингов валькирий изображали как дев-воительниц: сверкая оружием, они мчались на летучих конях над полем брани, верша судьбы войны и унося в Вальхаллу павших смертью храбрых, а затем прислуживая им на пирах в этом чертоге. Иногда валькирий называют девами Одина.
Но есть и другая традиция, рисующая валькирий как существ более примитивных, необузданных, диких – недаром они зовутся Хлёкк (Hl
Tnr_246.gif
kk
, «шум битвы»), Гёль (G
Tnr_246.gif
ll,
«вой, стон»), Скёгуль (Sk
Tnr_246.gif
gul
, «яростная») и т.д. Такие существа, упоенные кровью и убийством, предстают перед нами в исландской Песни Дёрруда (Darradarlj
Image1.gif
), иначе называемой Песнью валькирий. Они безусловно тоже связаны с Одином, но с Одином – предводителем Дикой Охоты.
Эйнхерии(einherjar), или избранные мертвые воины, живут в Вальхалле. Преодолев реку Тунд и войдя во врата Вальгринд, «люди, убитые оружием», вступают в Вальхаллу, где повар Андхримнир (Andhr
Tnr_237.gif
mnir
) варит неиссякающее мясо вепря Сэхримнира (S
Tbl_227.gif
hr
Tnr_237.gif
mnir) в котле Эльдхримнир (Eldhr
Tnr_237.gif
mnir
). Пьют воины неиссякающее медовое молоко козы Хейдрун (Heidr
Tnr_250.gif
n
), которая щиплет иглы с ветвей дерева Лерад (Lera
Tce_240.gif
r), растущего подле чертога. Эйнхерии или пируют, или бьются друг с другом в бесконечном сражении, причем в конце дня все раненые чудесным образом исцеляются, а мертвые оживают, готовые утром продолжить лихую битву. Так будет продолжаться до Рагнарёка, когда, поднятые криком петуха Гуллинкамби, эйнхерии выступят на помощь богам в их битве с силами зла.
ЭСХАТОЛОГИЯ
Рагнарёк(Ragnar
Tnr_246.gif
k
) – самый страшный, самый жуткий и все же самый поэтичный из скандинавских мифов. Слово «Рагнарёк» буквально означает «судьба [гибель] богов». Это понятие включает полное уничтожение всего силами зла, и в истории не найдется, пожалуй, второй столь же мрачной концепции судьбы человечества и созданных им богов.
Прелюдией к Рагнарёку станет падение человеческой нравственности, когда три зимы кряду весь мир будет охвачен войной. Брат пойдет на брата ради наживы, ни у отца, ни у сына не шевельнется чувство жалости друг к другу. Затем настанет лютая великанская зима Фимбульветр – три зимы кряду круглый год, и не будет иных времен года, только снег валит со всех сторон, свирепы ветры и жестоки морозы. И тогда один Волк поглотит солнце, а другой – луну. Задрожат земля и горы, деревья повалятся, горы разломятся сверху донизу, и все оковы и цепи будут разорваны и разбиты. Фенрир Волк вырвется на свободу, и море хлынет на сушу, потому что Мировой Змей в ярости поползет на берег. Корабль Нагльфар (Naglfar), снаряженный в Хеле, возьмет на борт команду мертвецов и под водительством Локи поплывет из болот Хеля, подхваченный исполинским валом. Фенрир Волк устремится вперед с разверстой пастью: нижняя челюсть до земли, верхняя – до неба; будь больше места, он бы распахнул пасть еще шире. Пламя пышет у него из глаз и ноздрей. А рядом с Волком ползет Мировой Змей, изрыгая яд на небо и землю.
Средь этого грохота раскалывается небо, и несутся сверху сыны Муспелля. Впереди Сурт, окруженный огнем, и в руке у него огромный меч, сверкающий ярче солнца. Когда эта жуткая рать мчится по Биврёсту, мост, как предсказано, рушится, а орды Муспелля выплескиваются на равнину, называемую Вигрид (V
Tnr_237.gif
gr
Tnr_237.gif
Tce_240.gif
), чтобы там соединиться в Фенриром и Мировым Змеем. Локи приводит туда же несчетное воинство мертвецов и ставит подле пламенных отрядов Муспелля. Здесь же и все инеистые великаны под водительством Хрюма (Hrymr). Неисчислимые рати выстроены по огромному полю Вигрид, на сто лиг в каждую сторону.
Теперь встает бог Хеймдалль и трубит в рог Гьяллархорн, поднимая богов. Один во весь опор скачет к источнику Мимира, спросить совета для себя и своего воинства. Трепещет ясень Иггдрасиль, в ужасе небо и земля. Гуллинкамби кричит в последний раз, созывая эйнхериев: воины и боги вооружаются и выступают на поле брани. Впереди едет Один – в золотом шлеме, с копьем Гунгнир в руке. Он выходит на бой с Фенриром Волком; бок о бок с ним – Тор, но не может он помочь Одину, ибо сражается с Мировым Змеем. Фрейр единоборствует с Суртом, пока не падает мертвым.
Гарм, заточенный в Хеле, в бездонной пещере Гнипахеллир, вырывается на волю. Он вступает в яростную схватку с богом Тюром, и они поражают друг друга насмерть. Тор убивает Мирового Змея, но, отойдя на девять шагов, падает наземь, отравленный тлетворным дыханием гада.
Волк проглатывает Одина; но Одинов сын Видар пробивается вперед и ставит ногу на нижнюю челюсть Волка. Эта нога обута в башмак, который делался по частям от начала времен. Видар хватает Волка рукой за верхнюю челюсть и разрывает ему пасть. Волк подыхает. Но Сурт мечет огонь на землю и сжигает весь мир. Так свершается Рагнарёк, Гибель богов.
После Рагнарёка. Рагнарёк, однако, не есть, как обычно считают, окончательная гибель скандинавских богов. Обе Эдды повествуют о новом небе, новой земле, новом Хеле и населяют их соответствующими обитателями. «Поднимется из моря земля, зеленая и прекрасная, – пишет Снорри. – Поля, незасеянные, покроются всходами. Живы Видар и Вали, ибо не погубили их море и пламя Сурта. Они поселятся на Идавёлль-поле, где прежде был Асгард. Туда приходят и сыновья Тора – Моди и Магни и приносят с собою молот Мьёлльнир. Вскоре возвращаются из Хель Бальдр с Хёдом. Все садятся рядом и ведут разговор, вспоминая свои тайны и беседуя о минувших событиях, о Мировом Змее и о Фенрире Волке. Находят они в траве золотые тавлеи, которыми владели асы... А в роще Ходдмимир (Hoddm
Tnr_237.gif
mir
– читай: Иггдрасиль) от пламени Сурта укрылись два человека – Лив (L
Tnr_237.gif
f
, «жизнь») и Ливтрасир (L
Tnr_237.gif
ftrasir, «пышущий жизнью»)... И от них-то пойдет столь великое потомство, что заселит оно весь мир... И... солнце породило дочь, не менее прекрасную, чем оно само, и дочь последует путем матери».
Текст Снорри в целом соответствует поэтическим источникам Старшей Эдды. Концовки других рукописей Прорицания вёльвы говорят в заключительных стихах о пришествии единого бога, что, по-видимому, можно отнести на счет христианских влияний.
Происхождение мифа о Рагнарёке. В мифе существуют некоторые неувязки, обусловленные тем, что сложился он из нескольких обособленных мифов. В Рагнарёке заложены две главные идеи: во-первых, уничтожение божественных сил сынами Муспелля; а во-вторых, помощь божественным силам со стороны воинов, которые пали смертью храбрых на поле брани и вознесены на небеса. Но вековечная битва, из которой выросла эта концепция, уже существовала отдельно в кельтской традиции и в традиции северо-западной Европы, а гибель Одина в пасти Волка и Тюра от зубов Гарма – тот же миф, но восходящий к индоевропейской эпохе и ведущий речь о вр
Tnr_233.gif
менном исчезновении богов. В таком случае Рагнарёк можно разделить следующим образом: 1) временное исчезновение Небесного Отца (Одина, Тюра); 2) временное исчезновение «господина» (Бальдра, Фрейра) в Нижнем мире; 3) вековечная битва (эйнхерии); 4) Дикая Охота (Один, валькирии); 5) миф о потопе («море хлынуло на сушу») и 6) миф об огне (Сурт).
Рагнарёк как целое сложился довольно поздно и, возможно, является чисто норвежским или исландским развитием мифа Северо-Западной Европы. Викинги придавали очень большое значение мифам, сосредоточенным вокруг смерти Одина и Бальдра. В обоих случаях новое появление бога, его воскресение, изначально было основополагающим мотивом. Лишь впоследствии переписчики сделали упор на Гибели богов и стали уже вскользь говорить о возвращении Бальдра и др. Высокородные короли и знать – воины и фаталисты – вместе со своими скальдами и бардами развивали «уничтожительную» сторону мифа, и именно она была прежде всего отвергнута, когда народы Севера приняли христианство.

Утащила с http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/52/1005225/1005225F.htm
 
Это одна из глав старшей Эды, повествующей как раз о Регнареке

ПРОРИЦАНИЕ ВЁЛЬВЫ

1

Внимайте мне все

священные роды,

великие с малыми

Хеймдалля дети!

Один, ты хочешь,

чтоб я рассказала

о прошлом всех сущих,

о древнем, что помню.

2

Великанов я помню,

рожденных до века,

породили меня они

в давние годы;

помню девять миров

и девять корней

и древо предела,

еще не проросшее.

3

В начале времен

не было в мире

ни песка, ни моря,

ни волн холодных.

Земли еще не было

и небосвода,

бездна зияла,

трава не росла.

4

Пока сыны Бора,

Мидгард создавшие

великолепный,

земли не подняли,

солнце с юга

на камни светило,

росли на земле

зеленые травы.

5

Солнце, друг месяца,

правую руку

до края небес

простирало с юга;

солнце не ведало,

где его дом,

звезды не ведали,

где им сиять,

месяц не ведал

мощи своей.

6

Тогда сели боги

на троны могущества

и совещаться

стали священные,

ночь назвали

и отпрыскам ночи –

вечеру, утру

и дня середине –

прозвище дали,

чтоб время исчислить.

7

Встретились асы

на Идавёлль-поле,

капища стали

высокие строить,

сил не жалели,

ковали сокровища,

создали клещи,

орудья готовили.

8

На лугу, веселясь,

в тавлеи играли,

все у них было

только из золота, –

пока не явились

три великанши,

могучие девы

из Ётунхейма.

9

Тогда сели боги

на троны могущества

и совещаться

стали священные:

кто должен племя

карликов сделать

из Бримира крови

и кости Блаина.

10

Модсогнир старшим

из племени карликов

назван тогда был,

а Дурин – вторым;

карлики много

из глины слепили

подобий людских,

как Дурин велел.

11

Нии и Ниди,

Нордри и Судри,

Аустри и Вестри,

Альтьов, Двалин,

Нар и Наин,

Нипинг, Даин,

Бивур и Бавур,

Бёмбур, Нори,

Ан и Анар,

Оин, Мьёдвитнир,

12

Гандальв и Вейг,

Виндальв, Торин,

Трор и Траин,

Текк, Вит и Лит,

Нюр и Нюрад –

вот я карликов –

Регин и Радсвинн –

всех назвала.

13

Фили и Кили,

Фундин, Нали,

Хефти, Вили,

Ханар, Свиор,

Биллинг, Бруни,

Бильд и Бури,

Фрар и Хорнбори,

Фрег и Лони,

Аурванг, Яри,

Эйкинскьяльди.

14

Еще надо карликов

Двалина войска

роду людскому

назвать до Ловара;

они появились

из камня земли,

пришли через топь

на поле песчаное.

15

Это был Драупнир

и Дольгтрасир с ним,

Хар и Хаугспори,

Хлеванг и Глои,

Дори и Ори,

Дув и Андвари,

Скирвир, Вирвир,

Скафинн и Аи,

16

Альв и Ингви,

Эйкинскьяльди,

Фьялар и Фрости,

Финн и Гиннар;

перечень этот

предков Ловара

вечно пребудет,

пока люди живы.

17

И трое пришло

из этого рода

асов благих

и могучих к морю,

бессильных увидели

на берегу

Аска и Эмблу,

судьбы не имевших.

18

Они не дышали,

в них не было духа,

румянца на лицах,

тепла и голоса;

дал Один дыханье,

а Хёнир – дух,

а Лодур – тепло

и лицам румянец.

19

Ясень я знаю

по имени Иггдрасиль,

древо, омытое

влагою мутной;

росы с него

на долы нисходят;

над источником Урд

зеленеет он вечно.

20

Мудрые девы

оттуда возникли,

три из ключа

под древом высоким;

Урд имя первой,

вторая Верданди, –

резали руны, –

Скульд имя третьей;

судьбы судили,

жизнь выбирали

детям людей,

жребий готовят.

21

Помнит войну она

первую в мире:

Гулльвейг погибла,

пронзенная копьями,

жгло ее пламя

в чертоге Одина,

трижды сожгли ее,

трижды рожденную,

и все же она

доселе живет.

22

Хейд ее называли,

в домах встречая, –

вещей колдуньей, –

творила волшбу

жезлом колдовским;

умы покорялись

ее чародейству

злым женам на радость.

23

Тогда сели боги

на троны могущества

и совещаться

стали священные:

стерпят ли асы

обиду без выкупа

иль боги в отмщенье

выкуп возьмут.

24

В войско метнул

Один копье,

это тоже свершилось

в дни первой войны;

рухнули стены

крепости асов,

ваны в битве

врагов побеждали.

25

Тогда сели боги

на троны могущества

и совещаться

священные стали:

кто небосвод

сгубить покусился

и Ода жену

отдать великанам?

26

Разгневанный Тор

один начал битву –

не усидит он,

узнав о подобном! –

крепкие были

попраны клятвы,

тот договор,

что досель соблюдался.

27

Знает она,

что Хеймдалля слух

спрятан под древом,

до неба встающим;

видит, что мутный

течет водопад

с залога Владыки, –

довольно ль вам этого?

28

Она колдовала

тайно однажды,

когда князь асов

в глаза посмотрел ей:

"Что меня вопрошать?

Зачем испытывать?

Знаю я, Один,

где глаз твой спрятан:

скрыт он в источнике

славном Мимира!"

Каждое утро

Мимир пьет мед

с залога Владыки –

довольно ль вам этого?

29

Один ей дал

ожерелья и кольца,

взамен получил

с волшбой прорицанья, –

сквозь все миры

взор ее проникал.

30

Валькирий видала

из дальних земель,

готовых спешить

к племени готов;

Скульд со щитом,

Скёгуль другая,

Гунн, Хильд и Гёндуль

и Гейрскёгуль.

Вот перечислены

девы Одина,

любо скакать им

повсюду, валькириям.

31

Видала, как Бальдр,

бог окровавленный,

Одина сын,

смерть свою принял:

стройный над полем

стоял, возвышаясь,

тонкий, прекрасный

омелы побег.

32

Стал тот побег,

тонкий и стройный,

оружьем губительным,

Хёд его бросил.

У Бальдра вскоре

брат народился, –

ночь проживя,

он начал сражаться.

33

Ладоней не мыл он,

волос не чесал,

пока не убил

Бальдра убийцу;

оплакала Фригг,

в Фенсалир сидя,

Вальгаллы скорбь –

довольно ль вам этого?

34

Сплел тогда Вали

страшные узы,

крепкие узы

связал из кишок.

35

Пленника видела

под Хвералундом,

обликом схожего

с Локи зловещим;

там Сигюн сидит,

о муже своем

горько печалясь, –

довольно ль вам этого?

36

Льется с востока

поток холодный,

мечи он несет, –

Слид ему имя.

37

Стоял на севере

в Нидавеллир

чертог золотой, –

то карликов дом;

другой же стоял

на Окольнир дом,

чертог великанов,

зовется он Бримир.

38

Видела дом,

далекий от солнца,

на Береге Мертвых,

дверью на север;

падали капли

яда сквозь дымник,

из змей живых

сплетен этот дом.

39

Там она видела –

шли чрез потоки

поправшие клятвы,

убийцы подлые

и те, кто жен

чужих соблазняет;

Нидхёгг глодал там

трупы умерших,

терзал он мужей –

довольно ль вам этого?

40

Сидела старуха

в Железном Лесу

и породила там

Фенрира род;

из этого рода

станет один

мерзостный тролль

похитителем солнца.

41

Будет он грызть

трупы людей,

кровью зальет

жилище богов;

солнце померкнет

в летнюю пору,

бури взъярятся –

довольно ль вам этого?

42

Сидел на холме,

на арфе играл

пастух великанши,

Эггдер веселый;

над ним распевал

на деревьях лесных

кочет багряный

по имени Фьялар.

43

Запел над асами

Гуллинкамби,

он будит героев

Отца Дружин;

другой под землей

первому вторит

петух черно-красный

у Хель чертога.

44

Гарм лает громко

у Гнипахеллира,

привязь не выдержит –

вырвется Жадный.

Ей многое ведомо,

все я провижу

судьбы могучих

славных богов.

45

Братья начнут

биться друг с другом,

родичи близкие

в распрях погибнут;

тягостно в мире,

великий блуд,

век мечей и секир,

треснут щиты,

век бурь и волков

до гибели мира;

щадить человек

человека не станет.

46

Игру завели

Мимира дети,

конец возвещен

рогом Гьяллархорн;

Хеймдалль трубит,

поднял он рог,

с черепом Мимира

Один беседует.

47

Трепещет Иггдрасиль,

ясень высокий,

гудит древний ствол,

турс вырывается.

В ужасе все

на дорогах в Хель,

прежде чем Сурта

родич заглотит.

49

Гарм лает громко

у Гнипахеллира,

привязь не выдержит –

вырвется Жадный.

Ей многое ведомо,

все я провижу

судьбы могучих

славных богов.

50

Хрюм едет с востока,

щитом заслонясь;

Ёрмунганд гневно

поворотился;

змей бьет о волны,

клекочет орел,

павших терзает;

Нагльфар плывет.

51

С востока в ладье

Муспелля люди

плывут по волнам,

а Локи правит;

едут с Волком

сыны великанов,

в ладье с ними брат

Бюлейста едет.

48

Что же с асами?

Что же с альвами?

Гудит Ётунхейм,

асы на тинге;

карлики стонут

пред каменным входом

в скалах родных –

довольно ль вам этого?

52

Сурт едет с юга

с губящим ветви,

солнце блестит

на мечах богов;

рушатся горы,

мрут великанши;

в Хель идут люди,

расколото небо.

53

Настало для Хлин

новое горе,

Один вступил

с Волком в сраженье,

а Бели убийца

с Суртом схватился, –

радости Фригг

близится гибель.

54

Гарм лает громко

у Гнипахеллира,

привязь не выдержит –

вырвется Жадный.

Ей многое ведомо,

все я провижу

судьбы могучих

славных богов.

55

Сын тут приходит

Отца Побед,

Видар, для боя

со зверем трупным;

меч он вонзает,

мстя за отца, –

в сердце разит он

Хведрунга сына.

56

Тут славный приходит

Хлодюн потомок,

со змеем идет

биться сын Одина,

в гневе разит

Мидгарда страж,

все люди должны

с жизнью расстаться, –

на девять шагов

отступает сын Фьёргюн,

змеем сраженный –

достоин он славы.

57

Солнце померкло,

земля тонет в море,

срываются с неба

светлые звезды,

пламя бушует

питателя жизни,

жар нестерпимый

до неба доходит.

58

Гарм лает громко

у Гнипахеллира,

привязь не выдержит –

вырвется Жадный.

Ей многое ведомо,

все я провижу

судьбы могучих

славных богов.

59

Видит она:

вздымается снова

из моря земля,

зеленея, как прежде;

падают воды,

орел пролетает,

рыбу из волн

хочет он выловить.

60

Встречаются асы

на Идавёлль-поле,

о поясе мира

могучем беседуют

и вспоминают

о славных событьях

и рунах древних

великого бога.

61

Снова найтись

должны на лугу

в высокой траве

тавлеи золотые,

что им для игры

служили когда-то.

62

Заколосятся

хлеба без посева,

зло станет благом,

Бальдр вернется,

жить будет с Хёдом

у Хрофта в чертогах,

в жилище богов –

довольно ль вам этого?

63

Хёнир берет

прут жеребьевый,

братьев обоих

живут сыновья

в доме ветров –

довольно ль вам этого?

64

Чертог она видит

солнца чудесней,

на Гимле стоит он,

сияя золотом:

там будут жить

дружины верные,

вечное счастье

там суждено им.

65

Нисходит тогда

мира владыка,

правящий всем

властелин могучий.

66

Вот прилетает

черный дракон,

сверкающий змей

с Темных Вершин;

Нидхёгг несет,

над полем летя,

под крыльями трупы –

пора ей исчезнуть.
 
немного более развернуто по Персонажам

Асы (Aesir)

Андримнир (Andrimnir)
Повар а Валхалле, который готовит Сэримнира — кабана, чья плоть каждую ночь поглащается героями Валхаллы, и который каждый день воскресает. Андримнир выполняет свои обязанности при помощи Элдримна — котла бесконечной провизии.
Бальдер (Balder)
Бог интеллекта, набожности, мудрости, а также весны; сын Одина и Фригг. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов. Его мать Фригг взяла клятву с огня, воды, металлов, земли, камней, а также всех птиц и животных, в том, что они никогда не принесут ему вреда. Поэтому во время пиров в Асгарде он использовался как мишень для метания дротиков и камней. Когда Локи узнал это, он замаскировался и спросил у Фригг, почему Бальдеру всё нипочём. Фригг рассказала ему, а также добавила, что растение омела было единственным, что не дало клятвы. Локи немедленно изготовил стрелы из омелы и отдал их брату Бальдера Хеду, а также помог ему прицелиться во время стрельбы по Бальдеру. Бальдер умер, но попал не в Валхаллу, а в мир мёртвых Хель. Богиня мёртвых потребовала, чтобы все в мире плакали за Бальдера — тогда она отпустит его. Однако замаскировавшийся Локи отказался плакать, и он остался у Хель. После Рагнарека он и Хед выбираются из разрушенного мира Хель и помогают строить новый мир.
Бор (Bor)
Сын Бури, женившись на Бестле, стал отцом Одина, Вили и Ве.
Браги (Bragi)
Бог поэтов и скальдов. Сын Одина, муж Идунн. Никто не умеет так хорошо слагать стихи и песни, как он, и всякий, кто хочет стать поэтом, должен просить его покровительства. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов. Часто о нём говорят «Длиннобородый»
Бури (Buri)
Существо, освобождённое изо льда коровой Аудумлой, отец Бора.
Вали (Vali)
Вали лучше всех владеет оружием и в сражениях не уступает самому Тюру, но он плохой советчик и не очень мудр. Вали убивает Хеда после того, как тот убил Бальдера. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов.
Вар (Var)
Богиня истины. Вар выслушивает и записывает клятвы людей.
Вьёфн (Vjofn)
Богиня согласия и примерения, решающая разногласия среди смертных.
Видар (Vidar)
Бога Видара зовут Молчаливым Асом, так как он не любит говорить, несмотря на то, что очень мудр и храбр. Молчаливый Ас — сын Одина и великанши Грид — почти так же могуч, как и бог грома Тор. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов.
Вор (Vor)
Богиня любопытства и разрешения загадок.
Гефюн (Gefju)
Богиня садоводства и плуга.
Гна (Gna)
Прислужница и посланница Фригг, путешествующая по разным мирам, выполняя поручения своей хозяйки.
Ёрд
Мать Тора; богиня земли.
Идунн (Idun)
Жена Браги; богиня вечной юности. Она скромна и тиха, но без нее асов уже давно не было бы в живых. У Идунн есть корзина с яблоками вечной молодости, которыми она угощает богов. Эта корзина волшебная: она никогда не пустеет, так как взамен каждого вынутого яблока в ней сейчас же появляется новое.
Лёвн (Lofn)
Богиня Лёвн освещает браки между людьми.
Магни (Magni)
Сын Тора, бог физической силы. Он выживет после Рагнарека и с помощью своего брата Моди отнесёт Мъёллнир на луга, где выжившие соберутся, чтобы строить новый мир.
Моди (Modi)
Сын Тора и Сиф, иногда упоминающийся как покровитель берсеркеров. Он выживет после Рагнарека и с помощью своего брата Магни отнесёт Мъёллнир на луга, где выжившие соберутся, чтобы строить новый мир.
Нанна (Nanna)
Богиня плодородия, жена Бальдера, не пережившая его смерти.
Один (Odin)Статуэтка Одина
Правитель Асгарда, верховное божество скандинавского пантеона, бог воинов. Он был богом неба, а также и богом мертвых. Был наделен сверхчеловеческими качествами, что не мешало ему продолжать собирать мудрость и знания повсюду. У Одина была специальная зала — Валхалла, куда он приглашал избранных воинов, уже погибших на земле. После многодневных тренировок и боев воины, восстановив силы, отправлялись на празднество в великую залу, находясь под заботливым присмотром девушек-воинов — Валькирий. Пилось на этом пире огромное количество медовухи. Один, создавший людей, иногда путешествует среди них, одетый либо в серую, либо в синюю робу. Бродит он по деревушкам и городам, надвинув капюшон на лицо, чтобы скрыть свое искалеченное лицо, давая советы и отвечая на вечные вопросы. Один — бог волшебства и мудрости, который ради знания неоднократно приносил в жертву собственное тело: первый раз — пожертвовав свой глаз, во второй — распнув себя на стволе Иггдрасилля. Таким образом, он достиг просветления, добыл и даровал асам, ванам, гномам, альвам, гигантам и людям смысл рун. Им же рождены многие искусства, включая поэзию. На плечах у него сидят два ворона: Гугин и Мунин, а у его ног лежат волки Гери и Фреки. Гугин и Мунин каждый день облетают землю, а Гери и Фреки каждую ночь обегают её и рассказывают своему хозяину обо всем, что они видели и слышали. На голове у Одина крылатый золотой шлем, а в правой руке он держит копье Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадет. Конь отца богов, восьминогий серый жеребец Слейпнир, может скакать не только по земле, но и по воздуху. Владыка мира часто объезжает на нем землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу. В Рагнарек Один воткнёт своё копьё Гунгнир в грудь волка Фенрира, но тот повалит Одина на землю.
Сага (Saga)
Богиня историй игенеалогии.
Сиф (Sif)
Богиня плодородия; жена Тора. Красотой Сиф уступает лишь Фрейе, а таких волос, как у нее, нет ни у кого в мире. Эти волосы сделаны из золота гномами.
Снотра (Snotra)
Богиня мудрости и вежливости.
Сьёвн (Siofn)
Богиня Сьёвн стремится к тому, чтобы люди жили мирно и дружно.
Сюн (Syn)
Богиня Сюн охраняет дома людей от воров.
Тор (Thor)
Бог грома.Тор, борющийся с Йормунгандом во время Рагнерека. На заднем плане виден Один на Слейпнире. Иллюстрация из книги XIX века Сын Одина и богини земли Ёрд. Тор высок, мускулист, рыжеволос. После Одина, своего отца, Тор считался самым могущественным богом. Еще ребенком он поражал всех своей силой и мощью. Есть сказка о том, как однажды в детстве мать Тора увидела его жонглирующим десятью мешками медвежьих шкур. Она сначала испугалась, но, поняв, что это всего лишь игра ребенка, успокоилась. Он был веселым и добрым ребенком, но иногда у него были приступы странной ярости — он становился совершенно неуправляемым. Когда Тор вырос, он вернулся в Асгард и занял одно из двенадцати мест в храме суда. Он не так мудр, как его отец, но зато во всем мире нет никого равного ему по силе, как нет на земле человека, который бы смог перечислить все его подвиги. Он покровительствует крестьянам-хлебопашцам и зорко охраняет их дома и поля от нападений злобных великанов — хримтурсов. Недаром люди говорят, что, если бы не было Тора, великаны уничтожили бы весь мир. Бог грома велик и тяжел, и его не может выдержать ни одна лошадь, а поэтому он или ходит пешком, или ездит по небу в своей окованной железом колеснице, запряженной двумя козлами: Тангиостром и Тангрисниром. Они быстрее ветра, быстрее даже восьминогого жеребца Одина мчат своего хозяина через моря, леса и горы. У Тора есть волшебный пояс, который в два раза увеличивает его силу, на руках у него толстые железные рукавицы, а вместо копья, меча или лука он носит тяжелый железный молот Мьёлльнир, разбивающий вдребезги самые толстые и крепкие скалы. Тор редко бывает в Асгарде: он дни и ночи сражается на востоке с великанами. Но когда асам угрожает опасность, им стоит только произнести вслух его имя — и бог грома сейчас же является на помощь. В Рагнарек Тор убьет Йормунганда своим молотом Мьёллниром, но потом сделает девять шагов назад и упадёт, отравленный ядом змея.
Тюр (Tyr)
Бог войны, сын Одина и сестры морского великана Хюмира, — третий из асов после Одина и храбрейший среди них. У него одна левая рука, так как правую он потерял, спасая богов от Фенрира, но это не мешает Тюру быть искусным воином и принимать участие в сражениях. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов. В Рагнарек он и волк Гарм убьют друг друга.
Форсети (Forseti)
Сын Бальдера, бог правосудия и победы в спорах.
Фригг (Frigga)
Богиня брака и продления рода; жена Одина. Фригг правит живущими в Асгарде богинями. Она столь же мудра, как и её муж, но никогда не говорит о том, что знает. Подобно Одину, Фригг часто спускается на землю и, переодетая, бродит среди людей, внимая их горестям и заботам. Богини Фулла, Сага, Хлин и Гна прислуживают Фригг и выполняют её поручения.
Фулла (Fulla)
Богиня, прислужница Фригг.
Хед (Hoder)
Его называют Слепой Ас, и он так же, как Тюр, Хеймдалль и Браги — сын Одина. Он обладает огромной силой, но никогда не покидает Асгард и редко выходит из своего дворца. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов. После убийства им Бальдера его убьёт Вали. После Рагнарека он и Бальдер выбираются из разрушенного мира Хель и помогают строить новый мир.
Хеймдалль (Heimdall)
Также его называют Мудрым Асом. Страж моста Биврест. Сын Одина. Конь его зовется Золотая Челка. Он живет в месте под названием Химинбьерг, у самого моста Биврест. Хеймдалль спит меньше, чем птица, видит на сто дней пути в любом направлении и имеет такой острый слух, что может услышать рост травы и шерсти. Есть у него рог, что зовется Гьяллахорн, и когда трубит он, слышно по всем мирам. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов. В Рагнарек он и его главный враг Локи убьют друг друга копьями.
Хенир (Hoenir)
Бог жреческих функций. Часто его называют Тихим Богом.
Хермод (Hermod)
Посыльный Асгарда. Его имя упоминается в связи с безуспешной попыткой вернуть Бальдера из царства Хель.
Хлин (Hlin)
Посыльная Фригг, защищающая тех, кого её хозяйка хочет защитить.
Эйр (Eir)
Покровительница врачей.
Элли (Elli)
Богиня старости.

Ваны (Vaner)

Аегир (Жgir)
Бог моря. Аегир управляет настроением морской поверхности, и говорят, что он имеет девять дочерей (Гьяльп, Грейп, Эйстла, Эйргьява, Ангейя, Атла, Ульврун, Имд, Ярнсакса), каждая из которых представляет какой-либо тип волны; и они, как одна сущность, являются матерью Хеймдалля.
Гулльвейг (Gullveig)
Одна из главных противниц асов. Асы говорят о ней как о ведьме и колдунье, изображая её в самых чёрных тонах. Во время войны асов с ванами она три раза входила в Валхаллу и три раза была убита, каждый раз воскресая.
Ньёрд (Njord)
Муж Скади. Покровительствует мореплаванию, рыболовству, кораблестроению и ему подвластны ветры и море. Ньёрд богаче всех асов и, как все ваны, очень добр. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов.
Рэн (Ran)
Жена Аегира. Богиня погоды и штормов, требующая регулярных жертвоприношений в виде душ.
Улль (Uller)
Пасынок Тора, сын Сиф. Замечательный стрелок из лука. Все его стрелы попадают в цель, как бы далека и мала она ни была. Улль также быстрее всех бегает на лыжах. От него этому искусству научились и люди. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов. Бог плодородия, связанный с небом, морем и особенно Законом.
Фрейр (Frey)
Бог плодородия, а также бог лета. Сын Ньёрда, названный сын Одина. Священным животным Фрейра был кабан. Этому богу подвластен солнечный свет, он прекрасен собой и могущественен, он ван, посылающий богатства. Фрейр мало уступает в красоте самому Бальдру и так же добр, как его отец Ньёрд. Он не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле как между отдельными людьми, так и между целыми народами. В Рагнарек главный враг его Сурт подстережёт Фрейра на охоте и убьёт его, при этом получив в глаз олений рог. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов.
Фрейя (Freya)Статуэтка Фрейи
Дочь Ньёрда и сестра Фрейра, богиня любви Фрейя — её называют также Ванадис — первая в Асгарде после Фригг. Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а её сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого. У Фрейи есть волшебное соколиное оперение, надев которое она часто летает над облаками, и чудесное золотое ожерелье Брисингамен, а когда она плачет, из её глаз капают золотые слезы. Также Фрейя является предводительницей валькирий.

Гиганты

Асвид (Asvid)
Гигант, принёсший добытые Одином руны в Ётунхейм.
Бельтор (Bolthor)
Отец Бестлы.
Бестла (Bestla)
Жена Бора, мать Одина.
Гирд (Gerd)
Жена Фрейра. Их союз символизирует брак земли и неба.
Имир (Ymir)
Ледяной гигант, возникший из мрака Гиннунгагап. Один, Вили и Ве убили его и создали из его тела мир Мидгард. Кровь Имира стала морями и озерами. Его череп стал небом, которое было установлено над землей. Мозги Имира были подброшены в воздух и стали облаками. Скелет Имира стал горами Мидгарда. Его зубы и челюсти стали скалами и камнями. Волосы Имира стали деревьями. Личинки, оказавшиеся в плоти Имира, стали гномами.
Локи (Loki)
Бог огня; побратим Одина. Локи высок ростом, смел и красив, но он очень насмешлив и коварен. Хотя родом он гигант, асы приняли его к себе и не раз попадали из-за него в беду, но часто он же выручал их своей изворотливостью. Например, Локи выступает инициатором создания волшебных вещей, строительства стены вокруг Асгарда и виновником нарушения данной асами клятвы. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов. Он же — вдохновитель убийства Бальдера. После убийства Бальдера боги поймали Локи и заточили его под землёй под змеем, с зубов которого на Локи капает яд. Его жена Сигюн держет над ним чашу, но когда она наполняется, и она идёт вылить из неё яд, судороги Локи пораждают землетрясения. Во время битвы в Рагнарек Локи возглавит гигантов в борьбе против асов. Он убьёт Хеймдалля, но и сам погибнет от его копья.
Мимер (Mimer)
Гигант, охраняющий источник мудрости, находящийся у корней Игграсиля. Один пожертвовал свой глаз, чтобы выпить из этого источника. Когда Мимер перестанет охранять свой колодец, равновесие в мире нарушится — это и будет Рагнарек.
Сигюн (Sigyn)
Жена Локи, известная тем, что после того, как его наказали за убийство Бальдера, держит над его головой чашу, исключая то время, когда она опусташает её.
Скади (Skadi)
Жена Ньёрда, хотя они не живут вместе (он не может жить в горах, она не может жить у моря). Именно она придумала наказание для Локи.
Сурт (Surt)
Предводитель огненных гигантов Мупельхейма. Во время Рагнарека он убьёт Фрейра своим огненным мечом, правда погибнет при этом сам.
Трюм (Thrym)
Король Ётунхейма. Убит Тором за то, что украл его молот.
Фьёргун (Fjцrgvin)
Отец Фригг.

Тёмные Альвы (Гномы)

Двалин (Dvalin)
Вождь тёмных альвов, повелитель Свартальвхейма. Он же принёс туда добытые Одином руны.
Квасир (Kvasir)
Квасир был создан во время пира по случаю заключения мира в войне между асами и ванами. Позже Квасир был убит гномами, а из его крови изготовили напиток, названный мёдом поэзии — каждый, выпивший его, становился поэтом. Первым этот напиток попробовал Один.

Альвы

Даин (Dain)
Альв, принёсший добытые Одином руны в Лессавльхейм.

Другие Существа

Аудумла (Audhumla)
Корова, кормившая своим молоком Имира и, облизывая ледяные блоки, освободившая Бури.
Биль (Bil)
Уменьшающаяся луна, одна из трёх, наравне с Хъюк и Мани.
Вердфельнир
Ястреб, живущий в кроне Игграсиля.
Гарм (Garm)
Волк Хель, стерегущий врата подземного мира. Приход Рагнарека будет ознаменован тем, что он порвёт свои путы. Он убьёт и будет убит Тюром.
Йормунганд (Jormungand)
Сын Локи, мировой змей, лежащий на дне океана Мидгарда. В Рагнарек они с Тором убьют друг друга.
Мани (Mani)
Луна как божество, одна из трёх, наравне с Хъюк и Биль.
Мунин (Muninn)
Один из двух воронов, служащих Одину и сидящих на его плечах.
Нидхегг (Nidhog)
Дракон, лежащий в колодце Хвергельмер и грызущий один из корней Игграсиля.
Слейпнир (Sleipnir)
Восьминогий конь Одина, рождённый Локи
Соль
Солнце, брат Мани (месяца)
Сэримнир
Кабан, чья плоть каждую ночь употребляется в пищу героями Валхаллы, и который каждый день воскресает, чтобы вновь быть сваренным.
Фенрир (Fenrir)Статуя Фенрира
Сын Локи, огромный волк, связанный до Рагнарека. В Рагнарек убьёт Одина и будет убит Видаром.
Хель (Hel)
Дочь Локи, правительница подземного царства, королева мёртвых (кроме героев, живущих у Одина в Валхалле). Выше пояса она — обычная женщина, а ниже — скелет.
Хугин (Huginn)
Один из двух воронов, служащих Одину и сидящих на его плечах.
Хъюк (Hjuke)
Растущая луна, одна из трёх, наравне с Биль и Мани.
Хёйдрун
Коза, живущая в Асгарде и питающаяся листьями с вершины Игграсиля. Все в Асгарде питаются её молоком, крепким, как мёд, и его хватает на всех.
 
Назад
Сверху