Правила стихосложения

  • Автор темы Автор темы Triste
  • Дата начала Дата начала
  • Просмотры Просмотры

Triste

Закон противоположностей
1. Уяснить для себя "Зачем я пишу стихи?", "Что это дает мне и читателю?", " Кто это будет читать?"
2. В стихах выражать исключительно свой собственный мир, свое видение мира. Делать это своими словами и эпитетами.
3. Писать откровенно. Главное - честность.
4. Писать так, чтобы читатель тебе верил ("...будто про меня").
5. Не писать в одном и том же состоянии. Стараться разнообразить душевные порывы и выражать их на бумаге.
6. Меньше метафор в тексте. Лучше ярко обыграть одну находку, чем писать метафорический словарь.
7. Меньше воды. Писать короче и точнее. Искать такие слова, чтобы их не хотелось заменить или вставить что-то еще.
8. Вывод и мораль не обязательны. Дай читателю думать и размышлять.
9. Стихи должны жить. Энергетика слова, сила порыва должны чувствоваться.
10. Искать новые стихотворные формы.
11. Работать над формой, ритмом и рифмой. Это важно.
12. Писать просто и понятно. Стихи должны быть умные и красивые.
13. Больше читать классической литературы. Обогащать словарный запас.
14. Штампам не место в хорошей поэзии!



Дарья Чужая (после участия в творческом семинаре СП)

Взято с http://lit-hall.narod.ru/rules.htm
 
Не знаю, я в таких семинарах не учавствую, но часы, проведенные на курсах, посвященных поэзии, поэтике, и стихосложению, научили меня следующему:

1. Не должно быть никаких правил (кто-то из футуристов, не помню, написал "Песнь о красном коне". В ней нет ни одного слова, но попробуйте опубликовать пустой лист, и вас сразу же обвинят в плагиате)
2. Классики не всегда описывали свой мир и не всегда говорили правду. Да и плагиата у некоторых хватает за глаза.
3. Мне кажется, или между пунктом 2 и пунктом 4 есть некое противоречие?
4. Если стихотворца долго обрабатывать такими правилами, он начнет писать другие стихи. Возможно, они ему не будут нравиться.

А так неплохо. Только отпугнет, наверное, кого-нибудь.
 
Я думаю,что штампы - это неотъемлемая часть поэзии любого начинающего ибо это происходит за неимением опыта.
Насчёт плагеата - это спорный вопрос...можно писать похоже(...но это не будет являться плагеатом...)так как начиная писать стихи они по-любому похожи на любимых нами авторов...
До наших дней написано столько,что наши стихи не могут быть чем - то просто супер новым...Так как уже много сотен, да что там тысяч лет люди пишут стихи...Да и всё новое - это хорошо забытое старое!!
Зачем вообще изобретать велосипед!?Он уже давно изобретён,нам остаётся лишь усовершенствовать его...вносить современное звучание поэзии...но радикально новое создать - невозможно...


И вообще насчёт того,что не нужно следовать правилам...Это с моей точки зрения абсолютно неверно,так как все поэты, а том числе великий Пушкин писал,опираясь на поэтические различные правила...
 
Ну будешь ты следовать правилам, напишешь еще одни пушкинские или ахматовские строчки, и будешь этому радоваться. Дальше-то что? После курса стиховедения многие из моих приятелей перестали писать стихи. Чтобы не делать плагиат. Поэзия представилась тогда настолько прямоугольной, настолько изученной, что, казалось, ей было место только на книжной полке. Мы с тобой думаем, что создать кардинально нового в поэзии нельзя, потому что нас так научили, воспитали. из-за убогости нашего серого вещества... Кто-то, возможно, будет думать иначе - и создаст что-то новое. Нам назло


Насчет правил и т.д. у одного из американских фантастов есть хороший рассказ "Уровень шума". Герои - сильнейшие ученые Америки. Им показывают якобы настоящую пленку о том, как один умник построил антигравитационную машину, и взрывается вместе с ней. Они изучают пленку, останки, кабинет и книги изобретателя. Одни приходят к выводу, что это фальшивка, другие, опровергая Эйнштейна, строят вторую машину. В конце выясняется, что пленка фальшивая, а нам зачитывают лекцию о вреде фильтров в нашем мозгу. Чтобы создать что-то новое. нужно отказаться от старого - этому учит рассказ. В данном случае он как нельзя кстати.
 
Писать стихи без правил невозможно - это будут уже не стихи... а что-то другое...
К примеру,писать стихи в рифму - это условие жанра...то есть это определённое правило...
Попробуй напиши стихи без рифмы - что будет!?
Наша жизнь - это рамки в которых мы находимся, выйти за эти рамки - значит не жить...Тоже самое с поэзией...
И вообще что значит напиши пушкинские строки...это невозможно ибо ты не Пушкин!!
Забыть старое и сделай новое...бред...это невозможно ибо на всём старом строится новое!!
 
Кардинально новое не строится на старом... вернее, оно его отвергает. Так пписали футуристы, раздвигая наши привычные рамки поэзии. Они дали и выдуманные слова, и раздробленные строчки, и графическое оформление стиха ("Падающая башня", опять забыл автора).

Написать пушкинские строки можно, и для этого не нужно быть Пушкиным. Писать так, как он пишет, не так уж и трудно, я, правда, не брался. На стиховеении у нас почти получалось. Взять полученные строчки, малоизвестный стих Пушкина, предложить профану указать просто авторов... Даю голову на отсечение, профан не назовет ни Пушкина, ни подделку под Пушкина. Черт, даже захотелось такой эксперимент поставить!

По-твоему, стихов без рифмы не бывает? Но ведь есть такое явление, как белый стих. Еще есть верлибр, где нет рифмы, размера, строчки разнй длины, но это тоже стих. Есть стихотворная проза (лермонтовское "Синие горы Кавказа, присветствую вас..." и иже с ним), с которой вообще непонятки (куда ее? в прозу или в поэзию?). И люди, которые их начали писать, отвергали тем самым классическую поэзию... Можно сказать, что они остались в тех же рамках, но тогда эти рамки оказались очень сильно раздвинуты... В конце концов, рамки поэзии, жизи, всего на свете, создают сами люди...
 
Во первых, про раннего Пушкина...Когда он писал стихи,как начинающий...он ещё не был тем,кем мы его знаем...Да и образования соответствующего он тогда не получил ещё...
Сейчас любой может написать стих,как ранний Пушкин...это естественно
Я имею ввиду Пушкина в его расцвете...Пушкина - взрослого,мыслящего,полноценного поэта...
Потом...Новое - это опровержение старого...на нашей земле уже воздали и опровержение старого и старое и всё что угодно...
да что тут рассуждать...
Напиши мне стих...да даже дай мне стих твоего друга...Точно тебе говорю что любое,что бы ты не взял - буде тпохоже на что-нибудь когда-либо написанное...даже если взять само самое креативное и оригинальное...
 
Без молодого Пушкина не было бы зрелого. Если бы Пушкин не впитал в себя Гейне и иже с ним, то зрелого Пушкина мы бы не увидели еще очень долго.

Так и я имею в виду зрелого Пушкина! Мы именно над ним и экспериментировали. И получалось очень-очень похоже. Изменить размер тут и там, поменять рифму, клаузулу, тематику... Я попытаюсь найти конспекты у товарищей, может, кто-то записал наши вирши... Если нет, то через два года курс повторится, и тогда материад на данную тему точно будет...

Естественно, что можно провести аналогию между почти любимыми стихотворениями или авторами. Но, как говорит рассказ "Скальпель Оккама", надо ли проводить кореляцию между ростом ДТП и увеличением числа потреблений плстиковых сосок для грудничков? Исследования на тему "Метр и смысл" - туда же: при желании можно сказать, что тематика стихотворения определяется уже выбором размера...

Стихотворение

И когда начинается снег,
Ты придешь, и знакомый сонет
Унесет нас туда, далеко.
Там, где жизнь или смерть - все равно...

Ты придешь, как всегда, не спеша.
Я с улыбкой тебя обниму.
Мы поймем, что за нас все решали
Наши губы где-то там, наверху...

Даже снегу придется несладко:
На любовь он насмотрится всласть.
Ты, моргнув, мне расскажешь украдкой,
Как тебя пожирает страсть

Мы пройдем по знакомым дорогам,
Там, где время стучится в окно,
Где не ждется у моря погоды,
Где, как воду, мы пили вино.

Но придет та пора расставанья -
На прощанье тебя обниму.
Хоть не ждешь ты второго признанья,
Все равно мне прошепчешь: "Приду!"


Стихотворение мое собственное, и я нахожу его отвратительным. Меня утомляют знакомые рифмы, знакомые метафоры, знакомые размеры и рифмы (подражание незнакомому классику - больше моя память ничего выдернуть из себя не может...). И так я написал множество, а прочел еще больше. Именно поэтому я ценю стихотворения с этого форума - ведь они другие (возможно)... Кстати, твое мнение, на кого это похоже?
 
Нужны ли правила в написании стихов? И да, и нет. Сначала нужно разобраться для чего мы пишем стихи. Для меня - это способ излить то, что на душе. И я не хочу чтобы этот процесс чем-то ограничивался! Мне это напоминает клаустрофобию. Но...с другой стороны должны быть и свои правила. Взять к примеру природу. У неё есть свои законы, правила - физические законы. Так и нам нужно иметь хоть что-то базовое. Вот и имеем рифму) Мне этого хватает)
 
Кому-то рифма показалась тесной, и тогда на свет появились белый стих и верлибр. Поэзия, если, конечно, можно сравнивать ее с природой (почему спрашиваю - потому что я думаю, что нынешняя физика - это никакие не законы, а просто попытка обобщить эмпирические наблюдения), зависит всецело от человека, а потому установление границ мне представляется ошибочным. Зачем навязывать кому-то правила в написании стихов? Пусть себе пишет, что хочет. Будут ли это читать - вопрос
 
А какая разница будут читать это или ет? Лично я для себя пишу что-то мне навится, а что-то нет, а до мнения других мне нет дела На вкус и цвет товарища нет...
 
Это так, спорить с этим тяжеловато... Но мне всегда были непонятно то, что называется заумными стихами. Их ведь, кроме авторов, никто понять, наверное, и не в силах. Я все-таки не могу понять - зачем нужно творчество, которое, кроме тебя, никто не увидит и которое никому не нужно, кроме тебя? Может, вы дадите ответ на этот вопрос?
 
Похоже на анкету или "клятву юных пионэров" :)

1. Уяснить для себя "Зачем я пишу стихи?", "Что это дает мне и читателю?", " Кто это будет читать?"
- Для себя (разобраться в себе и мире), для других (поделиться понятым и прочувствованным), а иногда просто ради игры :) Просто потому, что иначе уже не можешь...
По поводу читателя - не думаю, что вопросы о нём существенны для творчества. Уж очень такие вопросы идеологией "соцреализма" попахивают :)

2. В стихах выражать исключительно свой собственный мир, свое видение мира. Делать это своими словами и эпитетами.
- Непонятно, что за мир подразумевается под "своим собственным". Если имеется в виду субъективность творчества, то любой человек субъективен (поскольку субъект, а не объект), зато слова языка, на котором он пишет, не им придуманы :) Можно, конечно, сочинить что-то типа "дыр бул щир", но, думаю, требовать поголовного словоизобретательства бессмысленно.
Если имеется в виду недопустимость плагиата, то это и так прописано законодательно, не только касаемо литературного творчества.
Если же имеется в виду запрет на подражание какой либо литературной школе или традиции - то это бессмысленно вдвойне :) Даже число сюжетов мировой литературы в принципе ограничено. А учёба без преемственности просто невозможна :)

3. Писать откровенно. Главное - честность.
- Слова, слова, слова... Абсолютно туманное утверждение, ничем не подтверждённое. Сложно понять, что в нём подразучевается - число трактовок слишком велико для "правила" :)

4. Писать так, чтобы читатель тебе верил ("...будто про меня").
- Какой читатель, зачем это нужно и кому? С чего вообще здесь введено понятие "вера"? Кто кому что ДОЛЖЕН? :)

Остальные пункты, увы, аналогичны :) На "правила" не тянет. Так, общие спорные рекомендации.

Правила-то знать, несомненно, следует - законы композиции, метрики и тоники, формы и т.п. Для того, хотя бы, чтобы научиться писать БЕЗ них, если это тебе нужно :)

Даже штампы и банальные рифмы порой уместны - когда работают на идею и форму произведения.
Вот здесь очень любопытный конкурс проводился, "Шедевр рифмой не испортишь", тут подведение итогов и интересная статья по теме конкурса

По-моему, творчество - свобода внутренняя (загнать его в чужие рамки - убить). А свобода -

свобода

бесстрашие сердца

всегда
вне оков и пределов

вне лжи
будто сущее смертно

вне войн
между чёрным и белым



вне боли
запретов и рамок

вне шрамов кошмаров ошибок

вне мнимости поздно и рано

свой выбор
вершин и ушибов




вне мер и канонов

вне масок

вне слов ярлыков и обёрток
делений на касты и расы
дорог легионами стёртых



не ведая в пламени брода

бесстрашие сердца


с в о б о д а


:)
 
Последнее редактирование:
Интересный стих как по содержанию, так и по оформлению.

Да, мне тоже понравилось. Добротный амфибрахий, по-моему. Капля Ветра, решпектъ, сударыня! :give_rose:

А интересно по оформлению - потому, что желтым написано и межстрофные интервалы расставлены? :)

Кстати, Капля Ветра, Вы в целом по делу о "правилах" говорили... но все же, смысл в них есть. Часто тот, кто начинает писать, сам не знает, зачем его в эту область понесло, да и сказать ему особо нечего... кроме как "без нее я жить не буду, застрелюсь я - где патроны?!" :))) Эти и подобные... гм... рекомендации хоть как-то могут выстроить представление юного автора - что делать после того, как возникло желание наследить в мировой литературе. :)

А мое скромное мнение, что начинающему поэту надо очень много читать... "Писатель, который не читатель"... ну, помните, наверное, этот старый анекдот.
 
- Какой читатель, зачем это нужно и кому? С чего вообще здесь введено понятие "вера"? Кто кому что ДОЛЖЕН? :)

Остальные пункты, увы, аналогичны :) На "правила" не тянет. Так, общие спорные рекомендации.

Правила-то знать, несомненно, следует - законы композиции, метрики и тоники, формы и т.п. Для того, хотя бы, чтобы научиться писать БЕЗ них, если это тебе нужно :)

Низкий вам поклон!! Я это и хотел сказать, правда, не получалось, полемикой увлекся)) Хорошо, хоть кто-то понимает вред этих рекомендаций))))


Не знаю)) Я начал писать стихи еще в школе, где никакого стиховежческого образования я еще получить не успел)) И ничего, по-своему доволен))
 
Спасибо-спасибо!)

Наверняка многие пробуют писать стихи, но им... не нравиться результат (как мне, например). Я привыкла к прозе, хотя порой рифмы и строфы нейдут из головы... а начнешь писать - задумаешься: то -не то, а может быть можно еще лучше, а почему говорят, что здесь ничего не сходиться (хотя кажись - хорошо). И другие забаные людские мысли. Полезно иногда что-то подобное прочесть, собрать из в кучу и не заблудиться в трех соснах).
 
offtop: Под забавными мыслями я имелла в виду не что-то смешное... ладно, затра-послезавтра напишу вариацию на эту тему и выложу в соответствующей теме - поймете, о чем я)
 
offtop: Да нет же! Вы опечатались, вместо "забавные" получилось "забаные"... я поэтому и говорю, что кому-нибудь из модераторов пригодится: бросить этак невзначай: "Хм... Забанные мысли!" :))
 
Назад
Сверху