Спецкурс по истории искусств

  • Автор темы Автор темы Triste
  • Дата начала Дата начала
  • Просмотры Просмотры

Triste

Закон противоположностей
Помещение довольно комфортное и светлое. Вдоль стен размещаются столы для учеников. На каждом из них лежит по томику книги:"Искусство. Его истоки". Посреди помещения - несколько больших досок и стол учителя. Стены украшены работами разных художников. По углам размещены скульптуры. В этом помещении будут читаться лекции по:
- Истории искусства, как цельного (древность, средние века, новое время)
- Истории видов искусств
 
* Трист зашла в помещение. Оглядевшись вокруг, она приветливо улыбнулась ученикам, уже устроившемся за своими партами, и уверенным шагом проследовала к своему рабочему месту.
- Итак. Прежде всего попытаемся ответить на вопрос: что же такое искусство? Искусство - процесс и результат значимого выражения чувств в образе, часть духовно-творческой культуры человечества. Так написано в ваших учебниках на самой первой странице. Но нельзя говорить об искусстве, не зная, откуда оно появилось.
* Девушка удобно устроилась в своём кресле и продолжила:
- Искусство, как особая область человеческой деятельности, стало возможным только на основе разделения труда. Но так как художественная деятельность есть своеобразная форма познания и творческого труда, то истоки ее гораздо более древни, поскольку люди трудились и в процессе этого труда, познавали окружающий мир. Археологические открытия за последние годы обнаружили многочисленные произведения изобразительного творчества первобытного человека. Это - наскальные росписи, статуэтки из камня и кости, изображения и орнаментальные узоры, вырезанные на кусках оленьих рогов или на каменных плитах.
* Трист встала со своего места и прошла к противоположной стене, на которой были вычерчены всемозможные узоры и изображения.
- Здесь вы можете всё это увидеть. - она смотрела на учеников, которые старательно записывали за ней и рассматривали стену. Это заставила её улыбнуться. Первый опыт преподавания всё-таки удаётся.
- Это произведения, появившиеся задолго до того, как могло возникнуть сознательное представление о художественном творчестве. - Трист прошла обратно к столу.
- Если о начальных стадиях эпоса, музыки, танца приходится судить главным образом по косвенным данным и по аналогии с творчеством современных племен, находящихся на ранних стадиях общественного развития, то детство живописи, скульптуры и графики встает перед нами воочию. Должно было пройти свыше 900 тысяч лет, отделяющих древнейших людей от человека современного типа, прежде чем рука и мозг созрели для художественного творчества. Если бы человек не упражнял и не изощрял свою руку, обрабатывая ради добывания пищи такой трудно поддающийся обработке материал, как камень, он не смог бы научиться рисовать: не овладев созданием утилитарных форм, не мог бы создавать форму художественную. Если бы многие и многие поколения не сосредоточивали способность мышления на поимке зверя — основного источника жизни первобытного человека, — им не пришло бы в голову изображать этого зверя.
* За окном стемнело, девушка кинула быстрый взгляд на древние песочные часы, стоявшие на столе.
- Итак, во-первых, «труд — старше искусства» и, во-вторых, искусство обязано своим возникновением труду. Но чем же был вызван переход от производства исключительно полезных, практически необходимых орудий труда к производству наряду с ними также и «бесполезных» изображений? На этот вопрос мы с вами попробуем ответить вместе на следующем занятии. Для этого вашим домашним заданием будет прочесть первые два параграфа учебника. - Трист кивнула.
- Всем спасибо за внимание.
 

Вложения

  • pic6.webp
    pic6.webp
    26.2 KБ · Просмотры: 25
  • pic7.webp
    pic7.webp
    31.1 KБ · Просмотры: 23
  • pic10.webp
    pic10.webp
    6.4 KБ · Просмотры: 21
* Трист внимательно наблюдала за учениками и слушала скрежет перьев о пергамент.
- Рада вас снова видеть. Мы остановились на том, что искусство и, в частности, изобразительное искусство у своих истоков было одной из сторон труда, развившегося до определенной ступени сознательности. Давайте представим себе, что человек рисует зверя: тем самым он синтезирует свои наблюдения над ним, он все более уверенно воспроизводит его фигуру, повадки, движения, различные его состояния. Он формулирует свои знания в этом рисунке и закрепляет их. Трудно переоценить прогрессивную роль художественного творчества в изменении сознания человека и его отношения к природе. Последняя теперь для него не так уж темна, не так зашифрована — мало-помалу, еще ощупью, он ее изучает. - Трист встала и подошла ближе к партам.
- Таким образом, первобытное изобразительное искусство — это одновременно и зародыши науки, точнее — первобытное знание. Понятно, что на той младенческой, примитивной ступени общественного развития эти формы познания и не могли еще расчленяться, как они расчленились в позднейшие времена; они сначала выступали слитно. Это еще не было искусство в полном объеме этого понятия и не было знание в собственном смысле слова, а нечто такое, в чем неразъединимо сочетались первичные элементы того и другого.
Но говоря о том, что первобытное искусство было одной из первоначальных форм познания, изучения окружающего мира, мы не должны полагать, что, следовательно, в нем не было ничего в собственном смысле слова эстетического. Эстетическое не есть нечто в корне противоположное полезному.Искусство первобытно-общинного строя несет на себе печать мужественности, простоты и силы. В своих рамках оно реалистично и полно искренности. Не может быть и речи о «профессионализме» первобытного искусства. Конечно, это не значит, что живописью и скульптурой занимались поголовно все члены родовой общины. Возможно, что элементы личной одаренности уже играли известную роль в этих занятиях. Но они не давали никаких привилегий: то, что делал художник, было естественным проявлением всего коллектива, это делалось для всех и от лица всех.
* Трист посмотрела на одного из учеников, который упорно зевал и демонстрировал свою скуку. Девушка хитро улыбнулась и подошла к нему:
- Неужели так неинтересно?
- Нам нравится! - засуетились остальные.
- Я рада, что Вам нравится, но мне очень интересно мнение этого молодого человека. Судя по его виду, ему известно об истоках искусства больше, чем мне.
* Паренёк потянулся и лениво заговорил:
- Нет, просто...Второй урок подряд мы говорим об истории, о том, как всё это появлялось. Но ваш предмет предполагает также изучение истории опеределённых видов искусства. Не могли бы вы чередовать?
* Все внимательно посмотрели на учительницу. Трист немного подумала, потом кивнула:
- Хорошо. Следующая лекция будет об одном из видов искусства - скульптуре. - ученики стали довольно переглядываться и перешёптываться.
- Ну всё, хватит. Дайте мне завершить. Но содержание этого искусства еще бедно, кругозор его замкнут, сама его цельность покоится на неразвитости общественного сознания. Дальнейший прогресс искусства мог осуществляться только ценой утраты этой первоначальной цельности, что мы и видим уже на поздних этапах первобытно-общинной формации. Схематизируя изображение, первобытный художник учится обобщать, абстрагировать понятия прямой или кривой линии, окружности и т. п., приобретает навыки сознательного построения, рационального распределения элементов рисунка на плоскости. Без этих накапливаемых навыков был бы невозможен переход к тем новым художественным ценностям, какие создаются в искусстве древних рабовладельческих обществ. Таким образом, художественное творчество поздних стадий родового строя является, с одной стороны, закономерным симптомом его разложения, с другой — переходной ступенью к искусству рабовладельческой формации.

st002_00.jpg
 
* Ученики уже собрались в классе. Трист вошла и весело проговорила:
- Ну что ж, как я и обещала - Архитектура! - все довольно переглянулись. Девушка устроилась в своём кресле и начала лекцию:
- Я не буду мучить вас сегодня проникновениями в самые корни архитектуры. Начнём с готического стиля, который преобладает и сейчас.
Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады 2-, реже 3-этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки королей постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся средоточием городской жизни.Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире. Осным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъёма декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.
божественных сил над человеком. - Трист говорила всё это на одном дыхании. Сегодня она рассказывала об одном из своих любимых видов архитектуры. Она указала рукой на дальнюю стену, на которой вдруг появились изображения замков и соборов, выполненных в готическом стиле.
- Вот, взгляните. В Фэнтвисе тоже есть подобный собор. Как-нибудь выберемся и я устрою вам экскурсию.
* Трист стала бродить по помещению:
- В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальности, к наблюдению и изучению натуры, возросшая роль творческой индивидуальности подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия. Об этом расскажу вам на следующем уроке.
13s.jpg
10s.jpg
14s.jpg
 
* Трист подошла к покрытом чёрной тканью инструменту в дальнем углу помещения. Скинув ткань, все присутствующие могли полюбоваться искусно сделанным гномами клавесином.
- Один из видов искусства - музыка. Предлагаю сегодня поговорить о ней.
* Девушка села за инструмет и заиграла медленную мелодию.
- Художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал — отдельные звуки или звуковые комплексы (гармонические последовательности, ритмические фигуры, мелодические интервалы, лады и так далее).
В историческом контексте вообще развитие музыки неотделимо от деятельного развития чувственных способностей человека — ход слухового освоения человеком музыкального материала в изменяющихся культурных условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории музыки.
В рамках первобытного синкретического искусства, содержавшего также зачатки танца и поэзии, музыка была лишена многих качеств, ставших доминирующими позднее.
В раннестадиальном фольклоре различных народов музыкальный звук неустойчив по высоте, неотрывен от речевой артикуляции. Мелодия зачастую представляет собой совокупность глиссандирующих подъёмов и спадов (экмелика), объединяющих контрастные высотные зоны в ритмическом порядке, зависящем от ритмики словесного текста и танца. Однако этот первичный звуковысотный контраст уже наделён эмоциональной выразительностью благодаря изначальной связи музыкального интонирования с психо-физиологическими состояниями людей, со словом, пластическим движением; благодаря включённости музицирования в быт, в трудовые процессы, в ритуалы (народная музыка).
* Трист встала из-за инструмента и прошла по рядам.
- В профессиональном творчестве зрелых музыкальных культур сохраняется воздействие на интонацию танцевального движения, обрядовых ситуаций, других видов искусства. В то же время музыка в ряде жанровых направлений постепенно освобождается от непосредств. зависимости от слова, бытового или ритуального контекста. Интонационные элементы и законы их организации (гармония, (музыкальная форма))обретают логическую самостоятельность и собственную историческую жизнь, хотя тем не менее в символически-ассоциативной форме сохраняют многозначную связь со словом и социальным контекстом. Появляется автономный музыкальный язык, способный выразить одновременно и конкретность переживания, и обобщённость мысли.
- Специфика музыки как особой эстетической ценности раскрывается в соотношении прикладных и художественных целей творчества. Формирование первичных жанров связано с выполнением музыкой прикладных задач (прикладная музыка), которые подразумевали использование канонизированных выразительных средств. Ценность музыки в этих условиях зависела от типичности её формы, от близости к нормативным образцам. Формирование автономного музыкального языка и особой сферы распространения музыки, не равнозначной ни быту, ни церемониалу, ни культу, привели к осознанию новой цели: оригинального воплощения индивидуальной авторской мысли (композиция). В этих условиях ценность музыки состоит в неповторимой структуре произведения музыкального (музыкальное произведение)и одновременно во внутренней смысловой оправданности избранных композитором средств. Снижение художественного, качества в автономной музыке может являться результатом либо стандартности авторского мышления (к примеру, салонная музыка), либо самодовлеющей ориентации на использование оригинальных эффектов, противоречащей внутренней цельности произведения.
О музыкальном искусстве говорят как о «наиболее чувственном среди искусств». Поэзию или живопись, к примеру, невозможно воспринимать на уровне физиологических реакций, музыка может не только восприниматься, но и воспроизводиться без включения интеллекта, и горизонт такого слушания и музицирования достаточно широк (медитативная практика отключения рационального мышления посредством определенных напевов, танцы в дискотеке, пение больных с нарушениями речи и расстройством логического аппарата). Нейрофизиологическое воздействие музыки издавна использовалось в медицине.

Music_sign.png
 
* Трист включила медленную музыку и проговорила:
- Встаньте пожалуйста в пары. Сегодня я расскажу вам об ещё одном виде искусства - танце.
* Пары закружились в вальсе, а девушка начала свою лекцию.
- Танец — способ невербального самовыражения, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца: балет, бальные танцы, свинг...И мой любимый танец - танго.
Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен.
Термин "Балет" появился давно, но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего героев мифов. После таких «выходов» начинался общий танец — «большой балет».
* Трист сделала музыку потише.
- Прародителями вальса называют и народный танец лендлер, и провансальский танец вольта. Оба эти танца – парные и танцевались под музыку в размере ¾, и если в лендлере кавалер, выведя понравившуюся ему партнершу на круг, вращал ее вокруг себя, то в вольте вначале преобладали прыжки, а затем появились и быстрые повороты и вращения.
* Трист достала из своего стола плакат и повесила на доску:
Характеристики медленного вальса:

Движение: Свинговое (с замахом), Мягкое, Плавное, По кругу, Маятниковое.
Настроение: Чувственное, Романтическое, Грустное, Лирическое.
Жизненность: Знакомство, Любовь, Нежность, Грусть
Цвет: Теплый, Мягкий.
Музыкальный размер: 3/4
Тактов в минуту: 29-30
Акцент: на 1 удар
Соревнование: 1,5 - 2 минуты
Подъем и Снижение: Начинается подъем в конце 1, продолжается подъем на 2 и 3, снижение в конце 3.

- Если кому-нибудь будут интересны характеристики других танцев - у меня они есть. - глаза учеников загорелись, особенно у девочек.
* Трист села в кресло. Заиграло Танго.
- Танго - танец страстный и чувственный, темпераментный и драматический, но оно всегда окрашено грустью. Движения танго выражают самые крайние чувства и взрывную страсть. В отличие от регулярно повторяющегося ритма вальса, танго включает в себя паузы и изменение ритма – ускорение, замедление. Внезапные изменения движения чередуются с медленными движениями, создавая особую, экспрессивную атмосферу танца. Танго четко разделяет мужчину и женщину: они исполняют разные шаги, и тут особенно важен малейший жест. В танце есть нечто, что можно считать не просто схемой, а практически сценарием, где у мужчины и у женщины – своя роль. Танго передает особый мир сильных чувств. Неудивительно, что танго лежало в основе прекрасных фильмов и неплохой литературы, что танго не только танцуют, его еще играют и поют.
Танго имеет размер 2/4 с ритмом 30-32 такта в минуту. Один медленный шаг чередуется с двумя быстрыми.
* Трист вывесила следующий плакат:
- Характеристики танго:

Движение: Компактное, Резкое, Убедительное, Плавное, Плоское, Стаккатированное, Быстрая смена от медленного к быстрому, Без свинга (без замаха).
Настроение: Страстное, Огненное, Уверенное Агрессивное, Быстрая смена настроения.
Жизненность: Любовь, Страсть, Борьба, Ненавсить, Нежность.
Цвет: Черный, Оранжевый (Танго).
Музыкальный размер: 2/4
Тактов в минуту: 32-33
Акцент: на 1 и 3 удар
Соревнование: 1,5 - 2 минуты
Подъем и Снижение: Нет, за исключением отдельных элементов.

* Один из учеников поднялся со своего места и спросил:
- А можете рассказать немного о медленном фокстроте? И есть ли у вас его характеристика? - Трист улыбнулась.
- Этот танец - один из наиболее естественных танцев, по которому члены жюри могут видеть, может ли пара танцевать или нет. Движения естественны и верны для нормального шага. Танец имеет множество разновидностей, которые позже, адаптированные или неадаптированные, были внесены в Вальс. Мы и сейчас ориентируемся на неподражаемое исполнение этими замечательными танцорами таких фигур, как шаг-перо и изменение направления. Невозможно вообразить современный медленный фокстрот без этих двух элементов. - Девушка прикрепила ещё один плакат к доске:
- Характеристики Медленного фокстрота:

Движение: Линейное, Поступательное, Непрерывное, Свинговое (с замахом), Мягкое, Плавное, сочетание Маятникового и Метрономного.
Настроение: Элегантности, Вежливости, Любезности, Обходительности.
Жизненность: Романтический вечер.
Цвет: Благородный.
Музыкальный размер: 4/4
Тактов в минуту: 29-30
Акцент: 1 и 3 удар (1 сильнее)
Соревнование: 1,5 - 2 минуты
Подъем и Снижение: Подъем в конце 1, Верх на 2, Подъем/Снижение в конце 3.
* Трист посмотрела на часы и проговорила.
- Уже поздно. Мне нужно идти. - увидев разочарование на лицах учеников, она добавила.
- Сейчас придёт мой очень хороший друг и его партёрша. - в зал вошли двое эльфов.
- Они научат вас танцевать эти танцы.
* Ученики были довольны, а Трист попрощалась и удалилась.
f8ca523e30752e90e924e2f94e2aa3ba.jpg
c631805e042f801767db3361987e1ffa.jpg
 
* Трист сидела в мягком кресле и вертела в руках лёгкое пёрышко редкой птицы.
- Давайте поговорим о том, как же возникли виды искусства. И об искусстве, как о форме культуры.
* Ученики кивнули и достали бумагу с перьями, чтобы записывать.
- Как мы уже с вами говорили, искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.
Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.
* Потом она подошла к парте одного из учеников и спросила:
- Скажи мне, что такое художественный образ? - ученик неуверенно промямлил:
- Художественный образ...Это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций.
- Почему так неуверенно? Совершенно верно! Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.
Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.
- А что же такое виды искусства? - услышала она вопрос с последней парты.
- А виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения:
- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов);
- литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;
- музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);
- архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность. - Девушка прикрепила к доске таблицу с краткой характеристикой основных видов искусства.
- Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.
В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:
— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,
— в процессе исторического развит ия образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),
— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф...).
В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:

— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;
— тяготения к синтезу искусств.

- Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную карт пну мира. Такую картину может создать i олько вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.

Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.

Итак, на сегодня всё. На следующем занятии поговорим о литературе.
 

Вложения

  • bild179.webp
    bild179.webp
    50.4 KБ · Просмотры: 20
  • piranesi.webp
    piranesi.webp
    36.4 KБ · Просмотры: 26
- Я очень надеюсь, что в этой студии собраны читающие люди, потому что, как я и обещала, сегодня мы поговорим о литературе.
* На столе лежало несколько разных книг. Трист открыла одну из них и начала свою лекцию.
- Что же такое литература? В широком смысле этого слова, литература - совокупность любых словесных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. Однако это современное понимание не следует прямо применять к культуре отдалённых от сегодняшнего дня эпох. Отделяя художественную литературу других периодов от литературы религиозной, философской, научной, публицистической, мы проецируем наши современные представления в прошлое, и это требует осторожности.
Тем не менее у литературы есть ряд универсальных свойств, неизменных во всех национальных культурах и на всем протяжении человеческой истории, хотя каждое из таких свойств связано с определёнными проблемами и оговорками.
* Трист попросила учеников обратить внимание на доску, где была приготовлена таблица со свойствами этого вида искусства:
1.К литературе относятся авторские тексты (в том числе и анонимные, т. е. такие, у которых автор по тем или иным причинам неизвестен, и коллективные, т. е. написанные группой лиц — иногда довольно многочисленной, если речь идёт, к примеру, об энциклопедии, но все-таки определённой). То, что текст принадлежит определённому автору, создан им, важно в данном случае не с юридической точки зрения и не с психологической (автор как живой человек, сведения о котором читатель может попытаться извлечь из читаемого текста), а потому, что наличие у текста определённого автора обеспечивает этому тексту законченность: автор ставит последнюю точку, и после этого текст начинает существовать сам по себе. История культуры знает типы текстов, существующие по другим правилам, — например, фольклорные: из-за отсутствия авторства сам текст окончательно не закреплён, и тот, кто в очередной раз его пересказывает или переписывает, волен вносить в него изменения, порой довольно существенные.

2.С предыдущим свойством связано и другое: к литературе относятся письменные тексты и не относятся устные. Устное творчество исторически предшествует письменному и прежде, в отличие от письменного, не поддавалось фиксации.

3.К литературе относятся тексты, материалом которых являются исключительно слова человеческого языка, и не относятся тексты синтетические и синкретические, т. е. такие, в которых словесный компонент не может быть оторван от музыкального, визуального или какого-либо иного. Песня или опера сами по себе не являются частью литературы. Если песня написана композитором на уже имеющийся текст, написанный поэтом, то проблемы и не возникает. В ряде случаев синтетические произведения все-таки воспринимаются и квалифицируются как литературные, если несловесных элементов в них относительно немного.

4.К литературе относятся тексты, сами по себе имеющие социальное значение (или рассчитанные на то, чтобы таковое иметь). Это значит, что не рассматриваются как литература частная и служебная переписка, личные дневники, школьные сочинения и т. п. Данный критерий кажется простым и очевидным, но на самом деле и он вызывает целый ряд сложностей. С одной стороны, личная переписка может становиться фактом литературы (художественной или научной), если её ведут значительные авторы: недаром собрания сочинений и писателей, и учёных включают раздел писем, и в этих письмах подчас содержатся важные и ценные для литературы и науки сведения; то же относится и к школьным сочинениям будущих писателей, учёных, политиков: они могут быть задним числом втянуты в пространство литературы, проливая неожиданный свет на последующее творчество своих авторов. Более того, в некоторых случаях писатели, философы, публицисты целенаправленно превращают частную переписку или дневник в факт литературы: пишут их с расчётом на постороннего читателя, публично исполняют отрывки, издают и т. п.
* Девушка закрыла ту книгу, что была открыта в начале урока, и взяла другую. Внимательно пролистав её, она сказала:
- А сейчас я хочу ознакомить вам с основными видами литературы.
Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению, и полностью соблюсти принцип единства основания при классификации литературы затруднительно. К тому же такая классификация способна вводить в заблуждение, объединяя совершенно непохожие и действительно различные явления. Зачастую типологически различные тексты одной и той же эпохи гораздо ближе друг к другу, чем типологически одинаковые тексты разных эпох и культур. Поэтому общий список основных видов литературы может носить только приблизительно-ориентировочный характер, а конкретная структура литературного пространства может быть установлена только применительно к данной культуре и данному периоду времени.
* Трист вытянула ладонь вперёд и на ней появился маленький шарик молнии. Девушка что-то прошептала ему, и он, прыгнув к доске, наделил своим разрядом таблицу свойств литературы, после чего текст на ней изменился. Дети сидели и смотрели на происходящее с широко раскрытыми глазами.
- Итак, обратите внимание на следующую таблицу.

Художественная литература.

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Справочная литература.

Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы:

* Словари, упорядочивающие информацию по основным для данной сферы знаний (или для всего языка в целом) словам и выражениям, чаще всего — в алфавитном порядке;
* Справочники, в которых информация упорядочена каким-то другим способом, в соответствии с собственной структурой данной сферы знаний (например, медицинский справочник — по локализации заболеваний или характеру симптомов);
* Энциклопедии — наиболее комплексные и системные своды информации по данной сфере знания.

В идеале справочные издания должны содержать только считающиеся объективно установленными факты и адекватно отражать существующий в данный момент уровень человеческих знаний. Однако на практике невозможно полностью отделить факты от интерпретаций и неявных, подразумеваемых допущений, поэтому та или иная доля тенденциозности в любом справочном издании присутствует

Учебная литература.

Учебная литература, делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно с тем, чтобы адресат текста составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом востребованных в этой части знаний навыков, будь то умение решать уравнения или правильно расставлять знаки препинания. Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.

Техническая литература.

Техническая литература — это литература, относящаяся к области техники и производства (каталоги изделий, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, каталоги деталей, патенты и т. п.).

- А в заключение, немного о носителях литературы. Литературный текст остаётся самим собой независимо от того, каково его материальное воплощение: рукопись, книга...Не следует, однако, думать, что эволюция носителей текста никак не влияет на саму литературу. Напротив, состояние литературы в обозримом прошлом полностью определяется цивилизационной революцией.

* Трист захопнула книгу и улыбнулась.

- Выучите лекцию. В следующий раз дам вам небольшую срезовую работу. До встречи.
 

Вложения

  • 200px-Brockhaus_Lexikon.webp
    200px-Brockhaus_Lexikon.webp
    9.5 KБ · Просмотры: 21
  • 300px-Merton_College_library_hall.webp
    300px-Merton_College_library_hall.webp
    17.6 KБ · Просмотры: 26
Назад
Сверху