PlR9L94[1].webp

Совет безопасности России на заседании 26 октября поручил Минкомсвязи совместно с ФСБ до 1 июня 2018 года разработать дополнительные меры регулирования деятельности организаторов распространения информации (ОРИ) в интернете, то есть всех интернет-ресурсов, которые дают пользователям возможность обмениваться сообщениями. В частности, речь идет о распространении на онлайн-игры и социальные сети требований, которым с 1 января 2018 года должны подчиняться мессенджеры, — об обязательной идентификации пользователей по номеру мобильного телефона и передаче этих данных правоохранительным органам по запросу. Информация об этом поручении содержится в протоколе заседания Совбеза, подписанном 5 ноября президентом России Владимиром Путиным (копия есть у РБК, его подлинность подтвердил один из федеральных чиновников).



Деятельность ОРИ регулирует закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». По нему ОРИ должны предоставлять по требованию ФСБ ключи шифрования от переписки пользователей, но идентифицировать их они не обязаны. Однако с 1 января 2018 года вступят в силу поправки к закону, по которым один из видов ОРИ — мессенджеры — должны будут проводить такую идентификацию. Владельцы мессенджеров будут заключать договоры с сотовыми операторами и запрашивать у пользователей номера мобильных телефонов, чтобы в дальнейшем идентифицировать их через базу данных оператора.



Как именно будет организован процесс, пока непонятно. Детали должны быть описаны в подзаконных актах, которые еще не приняты, говорит главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Он напоминает, что согласно так называемому закону Яровой с 1 июля 2018 года ОРИ будут обязаны в течение года хранить на территории России всю информацию о фактах коммуникации пользователей и до шести месяцев — содержание их переписки. «Требования «закона Яровой» делают предложение о дополнительной идентификации пользователей неактуальным и избыточным. Операторы уже идентифицируют абонентов по действующему законодательству. Сопоставление данных абонентов и пользователей ОРИ будет тривиальной задачей», — говорит Казарян. Он считает странным распространение требования на онлайн-игры. «Соцсети в принципе и сейчас запрашивают у пользователей номер мобильного телефона для подтверждения аккаунта. Судя по всему, миф о террористах, общающихся в массовых многопользовательских онлайн-играх, все еще актуален», — указывает Казарян.


Представители органов власти действительно несколько раз отмечали, что игры используются для общения террористами. «В Париже террористы организовывали свои коммуникации не только посредством шифрованных мессенджеров, но и, насколько я знаю, через PlayStation 4, где невозможно определить, относятся ли призывы стрелять и убивать к событиям виртуальной игры или реальной террористической атаки», — говорил в феврале 2016 года глава Роскомнадзора Александр Жаров.


В реестре ОРИ, который ведет Роскомнадзор, сейчас несколько десятков сервисов обмена сообщениями, среди которых мессенджеры Telegram и WeChat, социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», сайты знакомств Badoo и Mamba и др. По данным Mediascope на октябрь 2017 года, ежемесячная аудитория наиболее популярной в России социальной сети «ВКонтакте» составляет 41,3 млн человек, «Одноклассников» — 27,5 млн, Facebook — 19,1 млн. По данным игрового проекта StreamPub, в России насчитывалось 47 млн пользователей онлайн-игр по итогам 2016 года. Годом ранее, по данным Mail.Ru Group, число геймеров в стране составляло 43 млн человек.


Игра в прятки


«У руководства нашей страны есть странная мысль, что для борьбы с терроризмом нужно контролировать любые каналы общения людей. Во всем мире выпускаются десятки тысяч игр в год, значительная часть из них содержит в себе чаты, в которых игроки могут общаться. Каким образом они собираются заставить всех разработчиков в мире исполнять требования российского законодательства, когда доля российского рынка от мирового составляет около 2%?» — говорит Сергей Орловский, основатель компании-разработчика игр Nival. Он прогнозирует, что большая часть иностранных разработчиков игр проигнорирует это требование. «Я думаю, лишь крупные производители игр из топ-10 подчинятся данному требованию», — считает Орловский.



Собеседник РБК на игровом рынке отмечает, что власти могут быть обеспокоены не только террористической угрозой, но и обсуждением и координацией митингов оппозиции в игровых чатах. «У популярных игр вроде World of Tanks аудитория большая, и в чатах там действительно могут обсуждать и политическую повестку», — говорит собеседник РБК.



В то же время руководитель игрового направления Mail.Ru Group Василий Магурян говорит, что идентификация позволит пользователям защитить свой аккаунт. «Сейчас подтвердить аккаунт в игре можно либо с помощью адреса электронной почты, либо через социальные сети. А они, в свою очередь, в большинстве случаев и так привязаны к номеру мобильного телефона. Новые способы верификации дают больше возможностей защитить аккаунт. То есть каждый может выбрать то, что удобно именно ему. Поэтому, оценивая целесообразность того или иного способа идентификации пользователей, нужно в первую очередь понимать, сделает ли он их игровой опыт лучше», — говорит Магурян.



Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и пресс-секретарь премьер-министра России Наталья Тимакова отказались от комментариев. Представители Минкомсвязи и ФСБ не ответили на запросы РБК. Источник


Думаю, что уже никто этому не удивлен. Кто-то паникует и считает это проблемой анонимности. Анонимность в интернете сейчас бессмысленна, так как теряется доступ к огромному множеству полезных сервисов, ведь все платежные системы ( пока еще кроме криптовалют, да) требуют идентификации.

Проблема на мой взгляд в том, что похоже им там наверху совсем нечего делать, если занимаются такой ерундой, и ищут террористов в онлайн играх. Ну и как обычно потратят миллионы на блокировку, с которой справится какой-нибудь сервис с фейковыми регистрационными данными и прокси.

В Корее уже давно введены KSSN, только в последние годы я их практически не встречаю, интересно почему? Быть может потому что несмотря на идентификацию, там все равно на каждом бета-тесте играло пол сервера русских?

И это действительно деструктивные действия, опасные для общества. Убив и ограничив самый безвредный антидепрессант ( а игры являются именно таковым) , что мы получим? Вырастет число психических расстройств.



Даже если предположить что все онлайн игры будут по паспорту, ведь помимо игр в интернете множество чатов. Можно создать свое приложение. А что по поводу прямых соединений? Люди могут никуда не заходя общаться друг с другом посредством компьютеров.

И ведь это еще один толчок к развитию блокчейна - анонимные чаты теперь войдут в моду?