Немного о русалках

  • Автор темыЧерная Леди
  • Дата начала
  • Просмотры3K
Ч

Черная Леди

Гость
РУСАЛКИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ.

В науке нет единого мнения о том, что означает слово русалка. В настоящее время принято считать, что оно восходит к названию античного праздника роз rosalia, посвященного душам умерших. Однако сам образ русалки, безусловно, исконно славянский и сложился в глубокой древности.
Слово русалка не собственно народное и не единственное название этого персонажа, в некоторых местностях оно вовсе не известно. В северорусских деревнях русалок называют шутовками (от шут — «черт»), чертовками, водянихами, на Украине — лоскотовками, лоскотухами (от украинского глагола лос-котать — «щекотать») или мавками". Белорусы часто называют русалок водяницами, куполками и казытками (они «казычут», т.е. щекочут людей). Русалками становятся женщины, умершие неестественной смертью, чаще всего - утонувшие или умершие до брака девушки, а также проклятые, мертворожденные или умершие некрещеными дети. Русалкой может стать и мужчина, если он умер во время Русальной недели (обычно так называли неделю, следующую за праздником Троицы, реже — предшеству¬ющую ему). Как же выглядят русалки? В русской литературе XIX века не без влияния Н.В. Гоголя сложился образ молодой и прекрасной девушки в белом, с длинными распущенными волосами. Так описывают русалок многие поверья, особенно в тех местностях, где считают, что русалками становятся умершие молодые девушки. В Полесье, например, в русалок верят до сих пор и считают, что русалки — это молодые красавицы с длинными волосами, на которых они носят сплетенные из трав и цветов венки. Волосы у них русые или зеленые, словно речная осока. В поверьях и былинках русалки выглядят как обычные люди, никаких рыбьих хвостов у них нет. Полуженщины-полурыбы, о которых слагают легенды в Западной Европе, у восточных славян назывались фараонами. У русалок неподвижные или закрытые, как у мертвеца, глаза, холодные руки, бледное лицо, почти прозрачное тело, белые одежды (белый цвет в Древней Руси был цветом траура), распущенные волосы (с распущенными волосами хоронили незамужних девушек). Весь облик их свидетельствует о том, что они принадлежат к иному миру. Однако в народной традиции встречается и совсем иной облик русалки — страшной, безобразной, косматой, заросшей шерстью, горбатой, с большим брюхом и острыми когтями. Ее внешность подчеркивает принадлежность к нечистой силе. Очень часто народная молва наделяет русалок длинными обвислыми грудями, иногда даже железными, которыми они насмерть забивают людей. Иногда русалку представляют вымазанной дегтем или смолой и называют смолянкой. Как и прочая нечистая сила, русалки склонны к оборотничеству — они могут принять вид коровы, теленка, собаки, зайца, а также птиц (особенно сорок, гусей и лебедей) и небольших зверьков (белок, крыс или лягушек). Могут они обернуться и возом с сеном, и тенью, которая «столбом идет». Русалки большую часть года проводят в воде — реках, озерах и даже колодцах. На дне водоемов у них есть жилища. По одним сведениям, это что-то вроде птичьих гнезд, по другим — красивые хрустальные дворцы или же чертоги, построенные из морских раковин и драгоценных камней. Русалок часто можно встретить у воды — они любят сидеть на плотах, прибрежных камнях, расчесывают костяными или железными гребнями волосы, моются и умываются, но, чуть завидев человека, ныряют в воду. Многие видели, как русалки стирают белье, колотят его вальком, точь-в-точь как деревенские бабы, а затем расстилают сушиться возле источников. Любят они сидеть на вертящихся колесах водяных мельниц и с криком и шумом ныряют оттуда в воду. На Троицкой неделе русалки переходят на поля, в леса и поселяются на деревьях, предпочитая дубы и березы. Они плетут венки, качаются на ветвях, водят хороводы. Хороводы — самое любимое развлечение русалок, и там, где они танцевали, видны круги вытоптанной и пожелтелой травы, а то она и вовсе перестает расти. Еще они любят качаться на деревьях. Одни былички говорят, что они просто раскачиваются на гибких ветвях, а другие — что они мастерят качели и заманивают молодых мужчин покачаться с ними, чтобы погубить их. На Русальной неделе русалок можно встретить также на «нечистых» пространствах — на межах, на перекрестках дорог, мостах, в болотах.
Женские персонажи в украинской мифологии

Судя по легендам, украинские русалки порядком отличаются от своих западноевропейских сестриц-ундин и классических античных сирен. В давних верованиях украинцев существуют упоминания о морских людях, точнее – полурыбах-полулюдях, покрытых чешуей, имеющих длинный, весьма гибкий рыбий хвост. Они бывают двух полов и обитают в море, слагают и поют в море красивые песни. Именно от них научились петь свои грустные баллады чумаки. Кроме того, среди мифических существ есть мелюзины – полуженщины-полурыбы. Этнографы считают, что поверья о них распространились по Украине через апокрифические христианские легенды о переходе Моисея через Красное море и немецкие и польские истории о фее Мелюзине. Западноевропейская Мелюзина была чаще полуженщиной-полузмеей. По легендам, она за грехи по субботам становилась змеей и поэтому запрещала собственному мужу видеться с ней в этот день. Французские предания утверждают, что Мелюзина даже родила десять детей, но, когда открылась ее двойная натура, превратилась в крылатую змею и исчезла. В украинских легендах и верованиях мелюзинами-полурыбами становятся девушки, умершие перед венчанием. Мелюзины могут быть довольно коварными. Притупив бдительность людей, мелюзины могут им очень навредить (по некоторым верованиям – даже съесть). А вот женщины-змеи часто встречаются в сказках Центральной Украины. В одной из них вокруг шеи сонного мальчика обвилась змея и превратилась потом в царевну каменного царства. За то, что ребенок не убил ее, она всю жизнь помогала ему и даже подарила рубашку из змеиной кожи. В другой сказке парень спасает змею из горящей скирды. Она превращается в красавицу и становится его женой. Но однажды недалекий муж обзывает ее гадиной, и она навсегда исчезает, а дети их превращаются в соловья и жабу. Однако в природе русалок по легендам нет ничего двойственного, да и описывают их чаще вовсе не чешуйчато-хвостатыми. Хотя о происхождении этих созданий в украинской демонологии (верованиях в духов, вредящих и помогающих людям) есть разные истории.
Водяные нимфы или живые мертвецы?

Человекоподобным существам-духам, обитающим в воде, в отечественной мифологии придается особенное значение. Всякий водяной символ – потенциальная возможность и доброго, и злого. Вода имеет двойственную сущность: может быть и помощницей, и местом обитания темных сил. Исследователи утверждают, что обитательницы водоемов – русалки – в древней славянской мифологии связаны с мифом о Праматери Ладе. Весной, когда природа праздновала воскресение и возврат Адониса – Свентовита, они выходили из воды и водили хороводы по лугам, полям и лесам. Подтверженные влиянию Лады такие существа чаще оказывались неопасными при условии мирного сосуществования человека и природы. Но даже в древней мифологии обнаруживается интересная их особенность: водяные создания очень своенравны и часто наделены сверхстрастностью. Древние тексты, дошедшие до наших дней, говорят о том, что воды, в которой обитают «водяные служители» и «водяные змеи-царицы» – знак эротического горения. Поэтому и русалки были носителями лихорадочно-страстного любовного припадка. В Славянском районе до наших дней бытует легенда о «русальих волосах» – тонких, спутанных в клубки водорослях, будто без корней. Они могут оплести тело пловца, возникая в воде «из ничего». По одним поверьям, «русальи волосы» предсказывают скорую страсть (то есть предупреждают о ней), а по другим – сами вызывают в человеке сумасшедшее любовное томление. Более позднее происхождение имеют представления о злой и нечистой природе русалок. Украинский этнограф XIX века Василий Милорадович считал, что русалки – лишь разновидность «живых мертвецов». В народных поверьях тех, кто умер неестественной смертью, называют часто «заложными мертвецами», что после кончины не находят покоя. Среди них оказывались утопленники и дети, умершие некрещеными. Русалки же как раз и есть души молодых женщин, девушек и детей – либо умерших, либо утонувших во время Зеленых праздников на русалочьей неделе в канун Троицы. По некоторым легендам русалками становятся все умершие некрещеными дети. В нашем регионе есть поверье, что молодая утопленица будет русалкой 7 лет, пока родные не отмолят ее душу. А еще поговаривают, что русалки могут появляться перед людьми, превращаясь в жаб или крыс.
Мавки, малки и нявки

Среди этих существ тоже есть несколько видов. В русалок-детей превращаются мертворожденные, некрещеные и убитые собственными матерями новорожденные. Их также называют потерчатами, мавками или малками. По легендам, мавками могут стать и дети, украденные злыми духами. Часто их представляют красивыми молодыми женщинами и девочками со светлыми волосами (в отличие от зеленовласых русалок-утопленниц), у мавок-мальчиков волосы рыжие и курчавые. Накануне Троицы маленькие мавки летают по селам в виде сорок и аистов и просят себе крещение. По поверьям в таком случае нужно кинуть платок как крижмо и назвать имя, приговаривая: «Крещу тебя». Только после этого душа ребенка обретет покой. Но, если до семи лет с маленькой мавкой этого не случается, она становится злым духом. Нередко отличительная черта мавок и нявок – дыра сзади, сквозь которую видны все внутренности. Кроме мавок-красавиц легенды рассказывают и о страшных русалках, обитающих в водоемах в чаще леса. Отличительная их особенность – огромные груди, которые они закидывают через плечи на спину. Эти существа очень похожи на лесниц – враждебных человеку «лесных женщин». Они умеют копировать голос и облик какой-нибудь девушки и заманивать мужчин в чащу. Существуют и легенды, по которым русалки становятся женами водяников и живут вместе с ними в водоворотах рек и возле мельниц Большинство поверий гласит, что русалки показываются людям в день Святого Духа и в Навский Великдень перед Троицей. Однако на Слобожанщине можно встретить поверья, по которым они появляются в теплое время года в периоды от молодого месяца до полнолуния. Русалки качаются на ветвях деревьев, чешут свои волосы («из осоки»), устраивают гульбища и кричат как кошки. Особенно любят они стоячую воду, мелкие водоемы или реки с медленным течением. Прячась от людей, русалки предпочитают давать о себе знать хлопками в ладоши. Легенды говорят, что тело у них сине-голубое, а глаза очень блестящие. В Славянском районе бытует поверье, что в «русалочьих местах» часто на рассвете можно встретить странные маленькие следы на дне, которые подолгу не размывает вода. Но попытки увидеть русалок и их старшую (или старшего – водяного деда) чреваты последствиями. Русалки – существа почти бестелесные, нередко даже не слишком злобные, но очень шаловливые: они нападают на людей, могут защекотать до смерти и увлечь в воду. На Слобожанщине бытуют рассказы о том, что русалки могут во время случайных встреч с девушками загадывать им загадки и в случае неправильных ответов – забирать несчастных с собой. Чтобы обезопасить себя, нужно носить с собой растения-обереги: полынь, любисток, лук, чеснок. Можно также уберечь себя от русалок, вывернув наизнанку рубашку. Существует довольно опасный способ девичьего гадания на суженого: нужно спросить о нем русалку, но она в шутку может и обмануть. В народе говорят и о том, что в обмен на завитой венок русалки могут наслать жениха. Есть и способы задобрить русалок. На подоконниках по селам и по сей день раскладывают остывать хлеб и булки. старые люди говорят, что паром от хлеба как раз и питаются полевые русалки. А вот другой обычай – развешивать полотно на деревьях на рубашки русалкам – в наше время почти не сохранился. Зато есть примета, которую нынче мало кто связывает с русалками. Скорлупу от яиц нельзя кидать в воду, а то водяные создания рассердятся и будут вредить. Для того же, чтобы обезопасить себя во время купания (особенно в «русалочьи» дни и на молодой месяц) нужно взять с собой полынь и сказать: «На тобi, мавко, полинь, а мене покинь». Если же ходить по «русалочьим местам» и в «русалочьи дни» делать то, что можно отложить до лучшего времени, то может вырасти «мавская кость» – твердый костяной нарост на теле, который очень болит. В наши дни в разных вариациях можно услышать историю о парне, девушка которого умерла и стала русалкой. Он очень тосковал и хотел, чтобы она вернулась, поэтому пошел на молодой месяц в поле и лег возле межи (русалки за нее не забегают). Видит: посреди ночи бегут русалки, и его девушка – с краю. Схватил он ее за руку, а она ему и говорит: «Хоть и поймал, хоть и не пускаешь, все равно вместе не будем». И вырвалась, ведь что скажет русалка в такую минуту, то и будет. Можно верить или не верить в подобные легенды, но русалочьи следы и волосы до сих пор можно встретить в наших водах.
 
Я даже самой польской мифологии найти не смогла, а уж о русалках помалкиваю.
 
Назад
Сверху