Размышления о христианстве

Дарон

Призрак
Регистрация
27 Ноябрь 2007
Сообщения
21
Монеты
🪙140
Брильянты
💎0
Прошу заинтересовавшихся прочесть и если что-обсудить.



Большая часть нападок на христианство связана с непониманием того факта, что нельзя ставить знак равенства между сущностью христианства (учением Иисуса Христа) и отдельными деяниями церкви и людей, называющих себя христианами. Ведь, если в воде иногда тонут люди, никто же не осуждает воду. Как говорил Козьма Прутков: "Зри в корень". Крестовый поход был связан со стремлением наложить лапу на арабские богатства, а лозунг "Освободим гроб Господень!" послужил лишь фетишем, знаменем, под которое было созвано войско, ибо собирать войска для грабительского похода (коим и явился Крестовый) под лозунгом "Разграбим Иерусалим!" цивилизованным странам не пристало. Парадокс заключался в том, что большая часть крестоносцев прекрасно понимала, ради чего было затеяно это мероприятие. Меньшая часть понимала, но нуждалась в моральном оправдании своих действий. Паладины, бывшие истинными рыцарями веры и собранием добродетели, были столь малочисленны, что их не стоило принимать всерьез.

Подобная же ситуация сложилась и во времена инквизиции. Гонения на науку и охота на ведьм преследовали своей целью упрочить власть церкви как государственного института. В России преследования раскольников-старообрядцев были связаны с противоборством двух партий при дворе. Примеры можно продолжить, но главная мысль должна быть ясна - во всех этих случаях преступления против людей были вызваны волей и властью патриархов церкви и были связаны с их интересами, и не имели ничего общего с христианской этикой и моралью. Вопросы существования церкви как государственного института мы рассмотрим подробнее позже, а сейчас поговорим о том, что же на самом деле составляет сущность христианства.

Итак, чему же собственно хотел научить людей Иисус Христос. Первым, краеугольным камнем учения Христа является идея самопожертвования. Христос взошел на крест, чтобы спасти людей от кары за их грехи. Будучи сыном Божьим (по религиозным канонам) он тем не менее был человеком во плоти, и страдал при распятии не меньше других казненных.

Подобный поступок не лежит в сфере обычных человеческих действий. Он не рационален. Он не логичен. Он не имеет смысла. Таковы доводы противников христианства. Попробуем на них ответить.

Отступим от религиозного утверждения о божественной сущности Христа. Тогда мы имеем личность (или ряд личностей, впоследствии объединенных в одно лицо), стремящуюся провести в жизнь новое мировоззрение, опирающееся на основы иудаизма. Предпосылки возникновения подобной идеи - римский диктат и разочарование в политике иудаистских священнослужителей. Исход? Предрешен. Одиночке, бросившему вызов системе, не выжить. Бороться с оружием в руках? Но это - отказ от идей, которые понятны и близки простому люду, который видит в Иисусе надежду на изменение существующих порядков. Иисус, с окровавленным мечом стоящий над трупом Пилата, это революционер, диктатор, завоеватель, но уж никак не Учитель.

Самопожертвование Христа дает мощный толчок развитию христианства как морально-этического учения. Христос становится идеалом поведения и эталоном духовной силы. Погибая сам, он на века продлевает жизнь своему учению. Таким образом, его распятие логически завершает его жизненную миссию.

Те, кто смеется над решением Христа, наверное забывают о тех, кто подобно ему жертвовал жизнью ради торжества справедливости. Наверное, им так же смешно читать о подвигах на фронтах Великой Отечественной, когда люди жертвовали жизнью ради победы. Между прочим, Зоя Космодемьянская всего лишь подожгла конюшню, однако вряд ли кто-то осмелиться отрицать идеологическую значимость ее подвига. Как вы думаете, сумел бы СССР победить во второй мировой войне, если бы не было Матросова, Гастелло, подольских курсантов?! Сумели ли бы выжить ленинградцы во время блокады, если бы не делились друг с другом последней коркой хлеба?! Что было бы с Россией, если бы ее народ не был готов на самопожертвование?!

Без института самопожертвования общество никогда не выстоит во внешних невзгодах. Человек, никогда и ни чем не жертвовавший для другого, не сможет прожить полноценную жизнь, ибо ему не узнать ни любви, ни дружбы. Его взаимоотношения с окружающими будут строиться только на коммерческой основе. От этого христианская мораль отговаривает, в стремлении воспитать человека, способного испытать жизнь во всей ее полноте и величии.

К сожалению, общественные отношения разделили людей на богатых и бедных, здоровых и больных, счастливых и несчастных. Ведь все люди разные - кто-то умнее, кто-то хитрее, кто-то образованнее. При этом у кого-то наблюдается излишек чего-либо, а другой испытывает в этом острую нужду. Но мы не всегда готовы делиться с нуждающимся, ибо то, что мы имеем, принадлежит нам по праву сильного, умного, смелого, предприимчивого и т.д. Но не лучше ли было, если бы человеческие взаимоотношения строились на понимании, солидарности и бескорыстной взаимопомощи. Может быть тогда не было бы бедных и больных?! Может быть тогда все были счастливы?! Но это невозможно, пока каждый живущий не будет способен на самопожертвование.

А теперь хотелось бы поговорить о смирении. Очень многие, почему-то приравнивают смирение к так называемому "пофигизму". Мол бей меня сколько хочешь, а мне все равно. В нашем понимании смирение - это готовность принять самый неблагоприятный вариант развития событий. Известный американский психолог Дейл Карнеги в одной из своих книг пишет, что беспокойство, вызванное неспособностью смириться со сложившимся положением вещей, является одной из ключевых проблем человечества. Под воздействием беспокойства, люди совершают необдуманные поступки, еще больше усугубляя неблагоприятную ситуацию. В качестве панацеи он предлагает следующий рецепт:
1. СМИРИТЬСЯ с наихудшим вариантом развития событий.
2. Приложить все усилия для изменения ситуации в лучшую сторону.

Тот, кто смирился, тому уже нечего терять, а остается только приобретать. Как гласит древняя восточная мудрость: " Будь готов принять худшее, но стремись к лучшему, используя все свои возможности".

Итак, смирение - это готовность принять события в их наихудшем варианте. Это тот базовый эмоциональный минимум, который в экстремальной ситуации позволит человеку действовать согласно необходимости.

Смириться - не значит опустить руки. Смириться - это значит подавить в себе излишние эмоции и быть готовым принять свою судьбу. Герои скандинавского этноса смирились, ибо знают, что погибнут в Рагнареке. Это не мешает нам восхищаться их отвагой. Смирение средневекового рыцарства в его девизе - "Делай, что должен, и будь что будет". Мы всю жизнь проводим в смирении, ибо заранее готовы умереть.

Смирение - способ справиться со страхом. Страх - самое ужасное чувство человека. Слабый может победить сильного, но сильный трус не победит никого и никогда, ибо страх его мешает ему воспользоваться силой. Но тем не менее, страх естественен для человека. Нельзя не бояться, но можно заставить себя перебороть страх. Так зачем бояться неизбежного? "Нам всем улыбается смерть, но и мы можем улыбнуться ей в ответ" - говорит герой Рассела Кроу в фильме "Гладиатор". Будь готов к худшему, не бойся и делай, что должен - таков смысл христианского смирения.


Приведем два примера - один из реальной истории, второй из библии.

Великая Отечественная, а впрочем любая другая война - арьергард отступающей армии должен задержать силы противника. Бежать нельзя (долг, заградительные отряды, просто некуда). Победить нельзя, ну что сделает рота против дивизии. И маневрировать нельзя - за спиной идет эвакуация мирных жителей или раненных. Подобную ситуацию вообразить нетрудно.

Представьте только! Жить, видеть небо, траву, речку вдали, помнить, чувствовать, осязать - и знать, что ты уже мертв. Что скольких бы атакующих ты не убил, сколько бы танков не поджог, через пять минут или через полчаса, неважно, ты будешь лежать мертвым, и твое тело вомнут в землю гусеницы вражеских танков или копыта их конницы. Знать, что ты уже мертв! Где найти в себе силы для того, чтобы элементарно не сойти с ума от нереальности происходящего? Чтобы не застрелиться от безысходности, и не сжаться в трясущийся от ужаса комок на дне траншеи, а до последнего выполнять свой долг, спокойно "улыбнувшись смерти в ответ"? Только в ненависти или в смирении.

Смирившись, мы читаем Хербертовскую "молитву против страха". И делаем, что должны, ради того, во что верим. И значит, не напрасно отдаем жизни.

Библейский мотив смирения еще более красочен. Это ожидание Христа в Гефсиманском саду. Если кто не читал библию, то время после тайной вечери и до ареста Иисус провел в ожидании в Гефсиманском саду. Зная, что осталось еще немного времени, и за ним придут. А потом - пытки, издевательства и мучительная смерть на кресте. Представьте себя на его месте! Знать, и, в случае с Христом, быть способным все изменить, но смериться с собственной смертью ради торжества идеи! И после этого Иисуса еще обвиняют в трусости!

Можно мчаться на врага во весь опор во главе верного войска. Можно быть героем, когда есть хоть малый шанс на победу и жизнь. Но найти в себе силы достойно встретить свою судьбу, зная, что ты не доживешь до завтрашнего рассвета, на наш взгляд гораздо сложнее.

Кроме того, смирение можно рассматривать как синоним понятие "терпение". Смирение ранних христиан позволило им добиться прекращения гонений и признания их веры. Терпеливо ждать, накапливая силу более мудро, нежели бросаться очертя голову навстречу судьбе и сгинуть, не добившись цели.

Смирение, как терпение помогает преодолеть чувство безысходности. На захваченных немецкими оккупантами землях белорусы и украинцы жили до 1943 года. Что помогало воюющему в окружении партизану или живущей в захваченном хуторе женщине не потерять надежду? Уверенность в том, что наша армия рано или поздно начнет наступление, значит надо ждать, набраться терпения.

Осмотрительность при принятии решения, терпение, холодный рассудок противопоставляются христианской моралью бессильным стенаниям и заламываниям рук. Смиренный человек преуспеет там, где более горячий, ослепленный амбициями и гордыней потерпит поражение. Этому учит христианство.

Еще одним столпом христианского учения является искреннее раскаяние. Раскаяние подразумевает прежде всего признание своей ошибки и приобретение опыта. Также оно свидетельствует о внутренней силе человека, который готов признать свою вину и сделать шаги к примирению. А ведь многие конфликты и проблемы возникают из-за того, что кто-то считает себя слишком гордым для того, чтобы признать свою неправоту и первым протянуть руку в знак примирения. Но "кто здесь безгрешен, пусть первым кинет в меня камень". Все мы в своей жизни совершаем ошибки большие и малые, и от того сумеем ли мы их осознать и раскаяться в своих действиях зависит наш успех и неудачи в будущем. Гистас, раскаявшись в последний момент своей жизни, будучи распятым на кресте, в душе перестал быть разбойником. И Христос говорит ему: "Ныне будешь со мной в Раю". Раскаяние - есть основа самосовершенствования человеческой личности. Если мы в чем-то искренне раскаялись, то не повторим этого в будущем, и следовательно сделали еще один шаг по бесконечному пути совершенства. А не является ли этот путь целью всего земного существования?! Ведь любая конечная цель не может быть целью жизни, ибо достигнувший ее теряет смысл дальнейшего бытия, а не достигнувший прожил жизнь зря. А вот стремление к самосовершенствованию - процесс, смысл которого в самом пути, а не в конечной цели.

Таким образом, мы подошли к следующей важнейшей составляющей христианства, а именно к ответственности за свои поступки. Христианство отрицает предопределенность судьбы человека. Предполагается, что поступки христианина подвергаются оценке и переосмыслению. Судьей в религиозном смысле является Бог. В более широком понимании - ответственность мы несем перед своей совестью и перед своими ближними. Ведь не исключено, что Бог - это нечто, что находиться внутри каждого из нас, также как Рай и Ад, возможно, находится не на Небесах или в Преисподней, а в душе каждого человека в зависимости от его мироощущения. Следовательно, Бог - это в какой-то степени наша Совесть. Именно она сжигает нас изнутри, превращая порою жизнь в Ад на земле и только путем искреннего раскаяния, вновь обретаешь в душе покой. Но эти муки необходимы, поскольку они способствуют совершенствованию человеческой личности. Судьи, более строгого, чем он сам, человеку не придумать. Подобный подход учит человека за все отвечать самому, а также тщательно взвешивать свои слова и деяния, ибо ответственность он несет прежде всего перед самим собой, а не перед общественными законами или высшими силами, и эта ответственность ничто иное как необходимый элемент свободы личности.

Итак, мы подошли к одному из важнейших вопросов: "Является ли христианство орудием порабощения человека или это, наоборот, один из путей к свободе и независимости личности". На наш взгляд, ответ на этот вопрос очевиден.

Христианство отнюдь не подавляет свободу воли. В данном аспекте имеет смысл отметить два момента - один с точки зрения обоснования, не приходящего в противоречие с религиозной трактовкой, другой с точки зрения этической системы.

Божественная воля Христа ни к чему не принуждает человека. Бог, в религиозной трактовке, хочет видеть человека, удовлетворяющего некоторому "стандарту качества". Но человек волен поступать так, как ему вздумается. Божественная Воля не всегда совпадает с Волей Человека, но Воля Человека всегда совпадает с Волей Бога, даже если Бог и не одобряет подобное волеизъявление. (Это вопрос из области схоластики, и мы не будем на нем подробно останавливаться).

Имеет ли смысл вводить ограничения на свободу воли? И если да, то какие?

Многие противники христианства говорят, что свобода важна сама по себе. Человек должен делать выбор, и не важно, какой выбор он сделает. Однако имеет ли смысл выбирать между воровством и честным трудом? Между разрушением и созиданием? С точки зрения любого этико-философского учения учение должно взять на себя просвещение своих последователей, и оградить их от неверного выбора. А судьи кто, спросите вы? Судьи - здравый смысл, забота о благосостоянии общества в целом и о духовном оздоровлении человечества.

К тому же огромное количество людей, не являющихся верующими вообще или христианами в частности, не соблюдающее посты и не ходящее в церковь, едва ли испытывает какое-либо давление или ущемление личной свободы со стороны последней. Как христианин, так и атеист имеют равные общественные права и возможности. Чего скажем, нельзя сказать о партийных и беспартийных во времена развитого социализма. Времена, когда церковь являлась орудием поддержания власти в руках государства и правителей, давно канули в Лету. Общество стало более рациональным, что, безусловно, отразилось и на религии. Разумеется, и в наше время можно встретить религиозных фанатиков, но это не более чем частный случай. Хочется в очередной раз отметить, ибо эта мысль нам кажется очень важной: Быть или не быть рабом зависит от конкретного человека и только от него, а что касается христианства, то приведем еще одну неоднократно высказанную фразу. Как сказано в том же Писании: "Каждому по способностям его". Для кого-то просто достаточно принять заповеди и исправно их соблюдать, кому-то откроется нечто большее. А кто-то просто извратит смысл Писания и будет использовать его в своих корыстных целях. Библия - это удивительная книга. Каждый может найти в ней то, что хочет. Раб - найдет в ней то, что рабом быть хорошо. Воин то, что защита своего отечества - святое дело. Библия - это книга не о том, как надо жить и поступать, а о том, как можно жить и к чему стремиться. Это книга о Пути. Пути совершенствования человеческой души.

Как любящие отец или мать заботятся о ребенке, запрещая ему играть на дороге, чтобы не сбила машина, так и догматы христианской веры оберегают ее паству от жизненных ошибок. Когда дитя вырастет, оно само сможет позаботиться о своей безопасности на дороге. Когда человек наберется жизненного опыта и жизненной мудрости чтобы ответственно делать выбор, он сможет расширить те или иные рамки учения, которому до этого следовал. Но каждый ли из нас может с уверенностью сказать, что он уже достаточно "взрослый"?


ХРИСТИАНСТВО В СИМВОЛАХ, ОБРЯДАХ И ЗАПОВЕДЯХ
В начале этого раздела хотелось бы поднять вопрос, который очень важен для дальнейшего восприятия текста. Этот вопрос является одним из ключевых моментов любого спора, и тем боле странно, что ответ на него редко кому удается удачно сформулировать. Это вопрос о том, верить или не верить в Бога, если верить, то зачем и т.д.

Вера - это особое состояние души человека. Одни люди верят, а другие нет. Никаких иных стимулов к вере, как-то стремление к справедливости, поиски истинны нет и быть не может. Вера - это как любовь. Один человек любит, и в упоении своим чувством слагает избраннице стихи и поет серенады, а другой смотрит на него, и, крутя пальцем у виска, говорит "Ты что, братец, какая любовь. Я вот только про секс знаю". Пока человек не полюбит, он не поймет влюбленных. Пока не поверит, не поймет верующего.

С этой точки зрения, не имеет смысла тащить кого-то в религию силой. Если мы примем как аксиому, что Бога нет, то выполняющий заповеди христианин остается просто достойным человеком. Если же примем как аксиому, что Бог есть, то достойно живущий атеист все равно попадет в рай, так как ему жить не по заповедям не позволит воспитание, интеллект, культура и т.п.

О христианских заповедях ходит много легенд. В конечном итоге все они сводятся к следующему заключению - заповеди ограничивают человека, навязывая ему прямо-таки невыносимые условия существования. На самом деле все далеко не так ужасно.

Прежде всего, заповеди не являются искусственными - перечень правил поведения, известных как заповеди Христовы, является перечнем эталонов поведения, естественных для разумного существа, и выполняются большинством из нас в повседневной жизни на уровне социальных инстинктов.

Далее - многие негативно воспринимают заповеди, т.к. не до конца понимают их смысл. Следовательно, разумно будет остановиться на более глубоком содержании заповедей. Это не займет много времени, но тем не менее снимет некоторые вопросы.

На наш взгляд, делить заповеди собственно на Божьи заповеди, заповеди блаженства, смертные грехи и проповеди Христа не имеет смысла. Во-первых, они часто перекликаются. Во-вторых, некоторые из них являются чисто символическими (например, про день субботний).

Зачем нужны заповеди вообще? Вроде бы, по большому счету они не нужны, ибо должны быть естественны для каждого Человека, но к сожалению далеко не каждый достиг того уровня развития личности, чтобы получить право называться Человеком, а поскольку заповеди касаются не столько конкретного человека, сколько затрагивают сферу межличностных отношений, то их нарушение ведет к разрушению гармонии общества. Посему обществу, стремящемуся к гармонии, необходим определенный сдерживающий фактор. В нашу высокотехнологичную эру, когда большинство "уже не верит в одряхлевших богов" таким сдерживающим фактором являются законы, кодексы и органы правопорядка, но во времена Иисуса Христа вера в Силы Небесные была естественна и этим самым сдерживающим фактором являлись заповеди, они и сейчас являются таковыми для людей живущих согласно христианской традиции.

Как уже говорилось выше, учение, а затем и церковь берут на себя труд просвещения своих последователей/паствы и заботу об их духовном и телесном благополучии. Ибо помимо заботы о душе прихожан, церковь, как социальный институт должна заботиться и о здоровье нации, если хотите, о ее генофонде. Заповеди таким образом выступают в роли: а) нравственных правил, направляющих человека к совершенству б) простейших законов, призванных стоять на страже благополучия общества в) воспитательных норм, заботящихся об облике члена общества.

Следовательно у нас есть три группы заповедей :

I Заповеди-законы

Не убий
Христианство не допускает убийства в корыстных целях и убийства ради удовольствия. Эта заповедь вызывает меньше всего нареканий, но часто возникает вопрос - а что же делать на войне? Как быть с превышением самозащиты? Ответить просто - человек должен делать то, что подсказывает ему сердце, и быть готовым ответить за свои действия. Бог (для атеистов совесть и здравый смысл) сможет "отделить агнцев от козлищ", проще говоря, разобраться, кто прав, а кто виноват. Но, разумеется, даже на войне человек не должен поддаваться ненависти и превращать святое право защиты очага в бессмысленное и жестокое убийство.
Не укради

Возможно, сакраментальная фраза о том, что "красть нехорошо" у кого-то и вызывает несогласие, но имеет смысл заметить, что удовольствие от заслуженных благ (читай - приобретенных на честные деньги) куда выше, чем от незаслуженных. И, естественно, хищение чужой собственности - это преступление в любом обществе.

II Нравственные заповеди

Нравственные заповеди направляют человека в его духовном развитии и совершенствовании.

Не возжелай имущества ближнего своего

Эта заповедь предостерегает нас от "черной" зависти.


"Черная" зависть подразумевает, что чужой достаток вызывает у нас чувство неприязни к его обладателю, но при этом, в отличии от "белой" зависти, не появляется стремления добиться таких же высот и признание чужих достоинств. Следовательно, человек завидующий "по черному" зря растрачивает свой потенциал на зависть, злость и неприязнь, вместо того, чтобы собраться и направить все усилия на процветание свое и своих ближних.

Возлюби ближнего своего, как самого себя

У этой заповеди есть некоторый скрытый смысл - "как самого себя" подразумевает, что для начала человек должен "возлюбить" (познать) себя самого, а потом искать схожие черты в окружающих, и помогать им раскрыть их потенциал. Кроме того, естественно, заповедь учит относится к людям доброжелательно, и они ответят тебе тем же.

Какой мерой меряете, такой и отмерится Вам

Если не хотите, чтобы о Вас судили предвзято - не судите так о других. Если не хотите, чтобы вас судили необъективно - не судите так о других. Если, не вытащив бревно из своего глаза будете вытаскивать соринки из чужих, рискуете стать посмешищем. Эта заповедь идеально подходит для формирования искусства диалога.

Подставь другую щеку
Говорить об этой заповеди сложно. Пожалуй, ее неоднозначность является основным камнем преткновения между атеистами и христианами. Все таки, раз речь идет о словах Христа, то в свете христианского смирения и идеи самопожертвования можно с уверенностью предположить, что речь идет о страданиях во имя победы идеи, и о достойном поведении перед лицом смерти. Тот, кто поднимет меч на человека, готового пожертвовать собой (подставить другую щеку), несомненно будет победителем в данный момент, но тот кто найдет в себе силы пожертвовать собой, станет непобедимым, ибо можно убить человека, но нельзя убить идею.

Кроме того, трактовать эту заповедь можно как призыв к миротворчеству и отказа от малого во имя торжества общего дела. Как известно, нечто подобное произошло в античной Греции (знаменитое "Ударь, но выслушай").

Что движет нами, когда мы наносим ответный удар? В какой то степени показать свою силу, но в основном желание отомстить - причинить вред тому, кто причинил вред нам. Но чем дальше, тем сложнее остановиться. Если каждый будет все время отвечать ударом на удар, то бой будет продолжаться до полного уничтожения одного из противников, но на этом конфликт не будет исчерпан. Найдутся желающие отомстить. Страшный процесс "око за око, кровь за кровь, смерть за смерть" не имеет конца. Все, наверное, смотрели замечательный мультфильм про маленького енота, который строил рожи "чудовищу", обитающему в пруду, и оно строило рожи ему в ответ, но стоило еноту улыбнуться, как "чудовище" тоже улыбнулось. Так не лучше ли улыбаться друг другу, нежели обмениваться ударами?! Ведь зачастую в основе самых глобальных конфликтов лежит просто взаимное непонимание. Не лучше ли прежде, чем нанести ответный удар, попытаться понять оппонента. Ведь "понять - это значит простить". Не является ли это проявлением в высшей степени сильной личности?! Безусловно, со злом надо бороться, но только в том случае, когда нельзя понять и следовательно нельзя простить, тогда это уже будет не месть, но возмездие.

III Заповеди моральные

Такие христианские постулаты, как не пьянствуй, не прелюбодействуй, не чревоугодничай, почитай отца и мать и т.д. - это естественные добрые совету человеку, который заботится о своем здоровье и "моральном облике". При этом речь не идет о том, что христианин не должен вообще ничего есть, употреблять алкоголь и подавлять в себе естественные гормональные желания. Подразумевается, что алкоголь и пища могут потребляться умеренно, ибо "Благородный муж знает умеренность во всем" (с) Конфуций, а сексуальные отношения строятся на принципах любви, взаимоуважения и симпатии.

Последнее, о чем стоит поговорить в рамках этой части статьи - это заботящие некоторых людей символы христианства, в частности, пост, молитва и церковная служба.

Несомненно, смысл поста заключается отнюдь не в очищении тела, но в очищении души, хотя также истинно, что все в мире взаимосвязано, ибо "в здоровом теле - здоровый дух".

Польза поста доказана врачами уже давно. Причем полезен именно пост, т.е. временный отказ от мяса, а не полное венегетарианство, которое пропагандируют другие религии. Естественно, пост канонизируется и наполняется сакральным смыслом, но в том числе его цель - забота о здоровье прихожанина. Разве это не благая цель? К тому же временный отказ от чего-либо - неплохая тренировка силы воли, которая может понадобиться каждому. Ведь все мы в той или иной степени зависим от наших потребностей. Человечество с каждым веком, годом, днем укрепляет рабские цепи, заключенные в стремлении к комфорту и удовлетворению своих желаний. Пост же ничто иное, как отказ от определенных удовольствий. Это в какой-то степени борьба с самим собой за свободу от своих прихотей, и следовательно еще один шаг по пути свободы личности.

А теперь о молитвах. Многие считают, что они не более чем бесполезный набор фраз. Но молитва - это своего рода аналог медитации, и в ней нет ничего странного или постыдного. Она укрепляет души и успокаивает нервы в критической ситуации. Особенностью христианской молитвы является то, что она подразумевает постановку цели (у Бога ведь просят помощи в чем-то конкретном). Молящиеся люди, прося Бога о "хлебе насущном с котлетой",безусловно, понимают, что едва ли им с неба упадет манная каша, но тем не менее они выражают свои стремление. А коли есть стремления - значит есть цель, а если есть цель - значит есть жизнь.

Разумеется, вознося молитвы нельзя забывать народную мудрость "На Бога надейся, а сам не плошай", т.к. истинное благо должно быть заслужено.

Что же касается Церкви, то здесь ситуация такая же, как и в случае с верой. Если православные ритуалы Вас тяготят и кажутся бессмысленными, то в церковь можно и не ходить. Бог есть в каждом из нас, и лучше творить благие дела с верой в сердце, чем лицемерно стоять со свечой, не понимая смысла ритуала. Все, что касается Бога, должно быть праздником для души. Не стоит превращать веру в угрюмый подвиг.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сделать вывод, что христианство, как морально-этическое учение не мешает полноценной реализации человека в обществе и может быть прекрасным духовным базисом для тех, кто затрудняется выбрать свой путь.

И в заключении хочется привести один эпизод из жизни. Однажды мы с одним доктором наук (закоренелым атеистом) шли мимо Донского монастыря. К нам подошел мальчик, прочитал какую-то молитву и попросил сделать пожертвование. Мой спутник достал из бумажника десятирублевую купюру и с некоторой иронией спросил: "Мальчик, а кто такой бог?". Мальчик посмотрел на умного взрослого дядю чистыми детскими глазами и сказал: "Бог - это мир в душе твоей, мир в душе моей". Доктор наук так и не нашел, что на это ответить и остаток нашего совместного пути провел в молчаливой задумчивости. А когда пришло время прощаться, он сказал: "Возможно, устами младенца говорила та самая истина, которую мы, взрослые, безвозвратно потеряли".
 
Благодарю за статью. Было действительно интересно.
А теперь, будьте добры, ответьте, пожалуйста, на пару вопросов.

1. Где Вы изучали христианство (в семинарии, «Воскресной школе» или может быть где-нибудь еще)?
Объясню, почему мне это интересно. Я считаю, что обсуждать и рассказывать об основах и смысле основополагающих идей какой-либо религии имеет право лишь тот человек, который серьезно занимался изучением той религии, о которой он говорит.

2.
Если же примем как аксиому, что Бог есть, то достойно живущий атеист все равно попадет в рай, так как ему жить не по заповедям не позволит воспитание, интеллект, культура и т.п.
Может быть логичнее говорить о морально-этических нормах общества, нежели о заповедях (тем более что здесь идет речь о не верующем человеке)?
 
1.Видите ли все мои знания целиком и полностью извлечены из соответствующих книг.

2.Возможно Вы ии правы,но если Вам действительно интересно-всё обсудим здесь же...
 
А из каких книг ты подчеркнул знания?Можешь порекомендовать?А то мне самому жутко интересно стало.Я религиозен.
 
Сам я верующий, но вот тебе доводы противоположной стороны:

Итак по порядку.

1. Вначале ты береш Иисуса Христа, и описываеш человеческие качества. Я не спорю что бывают хорошие люди, и вполне один из них мог написать свое учение о добре. Но для того времени это не редкость, начало положенно еще в Китае, Японие в 9-5 века до н.э.(Информация из филосовских книг). И в их учение тоже были мысли добра и только хороших человеческих качеств.

2. Ты говориш о смирение, но в то время за идеи все шли на смерть и пытки. Не знаю почему, но факт, есть факт. Таково было время.

3. Ты говориш больше о нравственности, чем о христианстве. Как же ветхий завет, который враскос идет с учением Христа, и какому из них верить? "Глаз за глаз" или смирение, и другие заповеди?

4. Пройдемся по заповедям.
1) Не укради. А если я с голоду умираю, а люди вокруг неумеют поделится. Я могу украсть, но это грех, не украду умру сознательно, самоубийство тоже грех.
2) Не убий. А если меня убивают?
3) Возлюби ближнего своего, как самого себя.
ИМХО: Это относись к другим также, как к самому себе. А не то, что ты написал.
Дальше думать лень.

А и еще главное:

5.ТЫ ГОВОРИШ О РЕЛИГИИ. Отличие её от простого учения в Индии, да и других просто учений в проявление БОЖЕСТВЕННОЙ СУТИ. Где же непорочная дева, что родила Христа, как же его плащеница, целительство, вознесение. Без всего этого (фактов много, и с этим не поспориш) это учение, коих много. А с проявлением божественной сути, Религия.


Вывод: Хорошая нравственная лекция о добродетели, беря в пример Иисуса Христа. Но ничего о христианстве. Между прочим и в католичестве и протестанстве тоже самое.

И какие же книги вы прочитали, что так скудно описано все?
 
Последнее редактирование:
Я не спорю что бывают хорошие люди, и вполне один из них мог написать свое учение о добре. Но для того времени это не редкость, начало положенно еще в Китае, Японие в 9-5 века до н.э.
Не очень понимаю, что означает "не редкость". Это для сегодняшнего времени не редкость, а тогда не было учений. Тогда были традиции. Тот же даосизм, он как религиозное течение оформился только к концу II века.

И в их учение тоже были мысли добра и только хороших человеческих качеств.
Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным. Небо и земля беспощадны, и мудрый беспощаден, подобно им. Так, избранные цитаты о добре.

Ценность христианской философии состоит в том, что она опирается одновременно и на интеллектуальную культуру, и на ценности религии. В отличие от.

1) Не укради. А если я с голоду умираю, а люди вокруг неумеют поделится. Я могу украсть, но это грех, не украду умру сознательно, самоубийство тоже грех.
Что это за маразм? :)

Ты говориш о смирение, но в то время за идеи все шли на смерть и пытки. Не знаю почему, но факт, есть факт.
Пойти на смерть ради идеи или идеалов - это и есть смирение. Какое противоречие?

Не убий. А если меня убивают?
А че ты стоишь на месте? :)

ТЫ ГОВОРИШ О РЕЛИГИИ. Отличие её от простого учения в Индии, да и других просто учений в проявление БОЖЕСТВЕННОЙ СУТИ.
Дядь Алекс, я решительно отказываюсь так вести диалог))) Что такое простое учение Индии? Свод законов Индиры Ганди? Или уголовный кодекс, принятый в Дели?

Без всего этого (фактов много, и с этим не поспориш) это учение, коих много. А с проявлением божественной сути, Религия.
Ну блин. Ну блин же.
Что есть религия вообще?

И какие же книги вы прочитали, что так скудно описано все?
А что скудно-то? :)
 
К слову.

В: Христианство - религия рабов!

О: Ну да. А что? Кто-то здесь считает себя сильно свободным? Есть две свободы: первая - это потерять все, это когда нечего больше терять и можно делать, что угодно, вторая - это свобода в служении. Помните, нет? "Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют над ними. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом". Так что да, христианство - религия рабов. Что лично меня радует сверх меры.

В: А что насчет жесткого контроля? Строгие заповеди и все остальное?
О: Задай этот вопрос законодательству насчет уголовного кодекса. Действительно, кому и зачем он нужен?
А знаешь, почему в стране бардак? Потому что законы не работают. Вот она, конституционная анархия. Свобода и радость, вот только жрать нечего и по ночам на улицу не выйти. Все хотят жить по справедливости и не по лжи. И никто не хочет жить по закону.

В: А вот в Библии сказано - не сотвори себе кумира! Что ж у вас в церквях картинки дядек и тетенек, которым вы поклоняетесь?
О: Ну православие было бы странной религией, если бы православные молились доскам, не находите? Икона - это напоминание о Боге, о святом человеке, который на ней изображен. У каждого ведь дома есть фотографии родных или друзей. Это ведь не человек, это его изображение, но оно дорого нам как память об этом человеке. Я не представляю, до чего я должен дойти, чтобы выбросить или разорвать фотографию мамы или деда, или отказаться от них как от чего-то несущественного, совершенно не влияющего на мою жизнь. Эти фотографии дороги мне и ценны. И ценны для меня изображения Божьей Матери или Спасителя, Серафима Саровского, Сергия Радонежского и так далее. Это не Бог, это икона. Разница принципиальна, потому что как раз кумиры и идолы - это боги сами по себе. Икона позволяет сосредоточиться на молитве, дает необходимое слабому человеку состояние диалога с вечным, сокровенным. Протестанты обходятся без икон - ну, их право. Протестантизм вообще во многом наивная религия, как мне кажется.

В: А что насчет поклонения орудию пыток и трупа на шее у каждого из вас?
О: Насчет трупа - это вам к сатанистам, которые кличут Иисуса Христа покойником. Насчет орудия пыток - это к римлянам. А насчет поклонения всему этому - так православные кланяются не распятию, а добровольному подвигу Иисуса Христа, тому, чего ради произошло это распятие. Христос искупил наши грехи на кресте, хотя, в общем-то, был не обязан. Сакральная суть Его подвига в том, что он перестрадал вместо нас, и мы теперь можем жить и спасаться.

В: А вот насчет любви к ближнему. Вы что, хиппи?
О: Лично я - нет. И вообще, трудно совмещать идеологию хиппи и веру. Да, нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя. Но при этом нужно еще и возлюбить Господа всем сердцем, душой и помышлением. Эти две заповеди неразделимы, потому что если Бога нет, то любить ближнего как самого себе тяжело, да и незачем. Отними Бога - и вся ценность сводится к телу с двумя ногами, глазами, ушами, ногами, а подчас и без этого. Вот и любим мы тело, да. И не как самого себя, а иначе - потому что это всего лишь тело, а ты сам тоже тело, но у тебя есть ты, а у того тела ничего нет. А в каждом из нас спит Божественная искра, потому нужно поддерживать ее в ближнем, а не тушить, пока совсем не погаснет. Понимание этого приведет к пониманию этих неразрывных заповедей и их значения.

В: Что вообще такое ваш Бог?
О: Дао, которое можно выразить словами, не есть Дао.

В: Это навязанная нам вера! Наши предки жили в единении с природой!

О: Если б предки наши оставили нам наследие о своих верованиях, а не приходилось на ходу сочинять "Велесовы книги", тогда я бы и включился в дискуссию. А тут спорить не о чем: все попытки эти верования возродить в лучшем случае напоминают историческую реконструкцию, ну а в худшем - гнусные оргии, которые мало отношения имеют к верованиям наших предков, хочется верить. А насчет навязанной - ну, Русь и православие есть неразделимые понятия. Привыкай, дорогой друг.
Да, кстати, Украина тоже часть той самой Руси, дорогой патриот. Укров не было. А если и были, то тоже являются частью Руси.

В: Почему столько войн, зла и боли, если ваш Бог есть? Почему он это не остановит?
О: Вопрос наивный и часто задающийся, но красивый. Тут надо будет порассуждать с самого начала.
Смотри. Есть огромное количество подонков и мразей, - да простится мне такое суждение, - которые живут припеваючи, ездят на лексусах и имеют колоссальное количество бабла. Хотел бы так жить? Я бы не хотел, потому что это тупняк. Лао Дзы правильно говорил, - чтобы убить у народа желание быть личностями, нужно сделать сердца людей пустыми, а желудки полными. Тогда этим стадом интересно и легко управлять. Ситуация манипуляции другим человеком ради достижения каких-то своих целей есть ситуация ярко люциферическая, и это, вообще-то, подло. Технологии работают, - сейчас сознание человека ломается в секунду, потому что ноосфера перенасыщена информацией, подавляющему большинству которой место на местах вроде ныне покойного Двача, а не в головах людей. Все больше асоциальных людей, - потому что выдержать это а ну-ка, попробуй. Время ускоряется, ты не успеваешь прочесть книгу, потому что тебе еще сдавать отчет, ребутить сервер, поехать туда-то, купить то-то, а еще и поспать. Приходится разгружаться всяким паршивым чтивом, вместо того, чтобы вдумчиво прочесть какое-нибудь хорошее произведение, приходится слушать отвратительный блатняк, не вдумываясь в искусство, не видя красоты, а получая ее суррогат. Без красоты нет Бога, - а значит, нет и ощущения счастья. Человек ожесточается, потому что - буде мне позволено процитировать себя же - "тут уж либо строй все заново, либо до конца жизни ненавидь яичницу". Перестраиваться и что-то перестраивать решаются далеко не все - остается ненавидеть. В условиях ненависти друг к другу что может быть? Только война.
Так что, как говорится, "Абрам - тут ни при чем Иегова! А "при чем" ты и я!".
С другой стороны, есть множество людей, действительно достойных, хороших, добрых и прекрасных. Их постоянно преследуют несчастья, но они только закаляют их и делают их еще краше. Счастье или несчастье, если кто не знает, это внутренние понятия. Можно быть богатым, влиятельным и узнаваемым, но при этом глубоко несчастным человеком. Курта Кобейна помнишь? Нет, я не к тому, что бабло есть тотальное зло. Это инструмент, и как верно сказал Костя Кинчев, - "мылом можно вымыться дочиста, а можно и намылить веревку". Глупо винить мыло в том, что кто-то повесился, правда? Можно быть и глубоко порядочным человеком, имея много денег. Вот только без Бога это практически нереально, - Его заменяют деньги, и тогда мы снова приходим к первому вопросу о сотворении кумира. Золотой телец, он самый. Он не запретит надуть человека, обобрать его до нитки и выпустить на улицу босиком и без средств. Богатство накладывает столько обязанностей, что ни о какой свободе речи быть не может.
Так что снова, ребятки, Бог здесь ни при чем. А "при чем" ты. И я.
Да-да, проблема музыки на Руси - это лично ты, потому что именно ты слушаешь всякое говно.
А если хочешь, чтобы Бог все это остановил - жди 2012 года. Судя по календарю майя, Ему все это тоже не нравится.

В: Религия - это костыли для разума.
О: Совершенно верно. Вот только не для разума, а для души. Если уж душа больна и передвигаться не в состоянии, то куда ты без религии? А если здорова - так Бог и так в тебе. Не обязательно быть великомудрым старцем. Есть и совершенно чудесные ребятишки двенадцати-одиннадцати лет, которые действительно совершенно святые. Они восхищаются красотой и дарят любовь, а Бог и есть любовь и красота. Религия, как в свое время гнал Борис Борисович, это метод восхищения. И да, костыли для разума. Естественно для человека радоваться жизни. Если ты ей не радуешься, значит, не будь самоуверен. Я не самоуверен в этом смысле - мне костыли необходимы. Равно как и обучение методам восхищения красотой и любовью.

В: А теория Дарвина!..
О: ...о происхождении видов. Смысл жизни животного - родиться, стать самым сильным среди своих, наплодить таких же сильных детенышей и тихо умереть. Или громко - это уже не важно никому. Если это есть смысл и человеческой жизни, тогда прошу прощения, мне вообще не понятно тогда, к чему был вопрос о войнах.
Многие говорят, что нужно взять от жизни все. Это сугубо верно. Но посмотри, как живут те, кто говорят это. Это сон, алкоголь, депрессивные размышления о конце, сон, алкоголь, сон, алкоголь. В гениальном фильме Георгия Данелия "Джентльмены удачи" как раз и повествуется о тех, кто решил взять от жизни все. Помнишь? Что у него, мол, за жизнь - университет, работа, дома жена, дети, театры там, кино. Скука. А у тебя? Украл, выпил, в тюрьму. Украл, выпил, в тюрьму. Романтика! Согласись, фраза "взять от жизни все" трактуется как-то иначе. И уж точно не "стать выше всех". А это базовый принцип выживания в животном мире. Просто животных много видов, и в свое время была гениальная система, позволяющая всему этому жить и существовать. Сейчас, - многие не знают, - все это поддерживается искусственно, на это тратится много денег и ресурсов. Потому что "при чем" ты и я, опять-таки.
А не Бог.
 
Не очень понимаю, что означает "не редкость". Это для сегодняшнего времени не редкость, а тогда не было учений. Тогда были традиции. Тот же даосизм, он как религиозное течение оформился только к концу II века.

Как это не было учений.Были в Греции, Китае и Индии. Вот тебе одни из них, взято из «История восточной философии»:

VI-V века до н.э. были отмечены распространением множества критических в отношении брахманизма течений. Главными из них были адживика (натуралистическо-фаталистическое учение), джайнизм и буддизм. На базе шраманских школ выросли и развились позже основные философские системы Индии. Первыми свидетельствами самостоятельного систематического изложения индийской философии явились сутры (изречения, афоризмы), датировка которых колеблется от VII-VI веков до н.э. до первых веков н.э. Отныне вплоть до Нового времени индийская философия развивалась практически исключительно в русле шести классических систем – даршан (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса), ориентировавшихся на авторитет Вед и неортодоксальных течений: материалистической чарвака, или локаята, джайнизма и буддизма.
Во многом аналогичным было становление древнекитайской философии. Здесь также ломка традиционных общинных отношений, вызванная экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, рост научных знаний, в первую очередь в области астрономии, математики и медицины, создали благоприятную почву для духовных перемен. Примечательно, что и в Китае первыми “оппозиционерами” выступали аскетствовавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху “Чжань го” (“борющихся царств”) наступление “золотого века” китайской философии. Хотя отдельные философские идеи можно обнаружить в еще более древних памятниках культуры, каковыми в Индии были Упанишады и отчасти Ригведа, а в Китае – “Ши цзин” (“Канон стихов”) и “И цзин” (Книга перемен”), философские школы и в том и другом регионе складываются приблизительно в VI веке до н.э. Причем в обоих ареалах философия, достаточно длительное время развивавшаяся анонимно, отныне становится авторской, будучи связанной с именами Гаутамы Шакьямуни-Будды, основателей джайнизма – Махавиры, адживики – Макхали Госала, первого китайского философа – Конфуция, даосского мудреца – Лао-цзы и т.д.
Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились с ведизмом, то в Китае – с конфуцианской ортодоксией. Правда, в Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, в то время как в Китае конфуцианство, во II в. до н.э. добившееся официального статуса государственной идеологии, сумело сохранить его до Нового времени. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве “ста школ” были даосизм, моизм и легизм.


Ценность христианской философии состоит в том, что она опирается одновременно и на интеллектуальную культуру, и на ценности религии. В отличие от.

Почитай их учения, разве там этого нет?


Пойти на смерть ради идеи или идеалов - это и есть смирение. Какое противоречие?

Смирение какое? И в чем оно.
Если он был человеком, это неизбежность. А если сыном бога, то смирение.

Дядь Алекс, я решительно отказываюсь так вести диалог))) Что такое простое учение Индии? Свод законов Индиры Ганди? Или уголовный кодекс, принятый в Дели?

Хотя бы Конфуцианство. Учение о добре. Выше написано когда оно оформилось.

Ну блин. Ну блин же.
Что есть религия вообще?

Религия - это вера в бога. А учение, это учение.
 
Назад
Сверху