Миры Ника Перумова

al_mech1.jpg


Даже тем, кто не причисляет себя к знатокам фэнтези, знакомо имя Ника Перумова — человека, который взял на себя смелость продолжить “Властелина колец”. Его трилогия “Кольцо Тьмы” вызвала целую бурю в начале девяностых и обеспечила автору место в истории отечественной фантастики. Но главное достижение писателя — результат более чем десятилетней работы, многотомный цикл об Упорядоченном.

Упорядоченное Ника Перумова — не отдельный мир, а целая Мультивселенная, совокупность бесчисленного множества миров. Сюда входят и наша Земля, и толкиновская Арда, и порожденные фантазией самого Перумова уголки реальности. Несмотря на все свое разнообразие, миры Упорядоченного подчиняются целому ряду общих правил и закономерностей, которые скрепляют Мультивселенную, придают ей единство. С обзора этих глобальных принципов мы и начнем наше путешествие по Упорядоченному.

Творец, Хаос и боги

По всей видимости, Упорядоченное было создано из Хаоса — об этом говорит уже само название Мультивселенной. Хаос при этом никуда не делся и, согласно своей природе, начал вечную борьбу с Упорядоченным. Правда, играть ему приходится на чужом поле.

О личности создателя вселенной почти ничего не известно, поэтому будем называть его просто Творцом. Возможности Творца превышают все, что можно вообразить, а действие законов Упорядоченного на него не распространяется: он сам их установил. И сразу исчез — больше о нем никто не слышал.

Так началась первая эпоха Упорядоченного — время Старых богов. Плоть от плоти Упорядоченного, эти боги были рождены самим миром, а не созданы Творцом. У нас на Земле они известны по скандинавской мифологии: Один, Локи... Они жили в ожидании часа Рагнаради, когда должна была состояться последняя битва. Но этот час так и не настал, и то, что произошло, совсем не соответствовало ни ожиданиям богов, ни знакомой нам скандинавской версии этой истории.

В один несчастливый день в Упорядоченное пришли любимые дети Творца — семеро богов во главе со светлым Ямертом. Они вступили в бой за власть и вышли из схватки победителями. Старые владыки мира были почти полностью уничтожены. Выжил лишь один — Один, который потерял большую часть своих сил и стал отшельником. Завоеватели, назвавшиеся Молодыми богами, принесли в Упорядоченное мир и покой, но только по их правилам. Если Древние были кем-то вроде наставников, то Молодые стали именно правителями.
Как у вас впервые зародилась идея Упорядоченного? Планировали ли вы, что создание этой вселенной выльется в такое количество книг?

Идея Упорядоченного зародилась на рубеже 1989-90 годов, когда я почти завершил “Кольцо Тьмы”. Фактически я ничего не выдумывал: Упорядоченное — это подобие нашей Вселенной, единственное отличие — доступная магам “межреальность”, отдаленный аналог любимого фантастами всех времен и народов “подпространства”. Я с самого начала решил, что Вселенная будет состоять из самых разных миров — и геоидов, как наша Земля, и плоских миров, окруженных хрустальными куполами небес, и звездных систем с планетами, и областей измененного пространства на манер “планов”, освоенных западными фэнтезистами. Я задумывал, что напишу не одну книгу в этой вселенной. Сколько именно — конечно, не знал.

Сейчас Упорядоченное уступает место другим “пространственным образованиям”. Навсегда или на время — сейчас не могу сказать. Слишком много накопилось других проектов и тем, которые хотелось бы затронуть. Тем более, что мое положение непрофессионального писателя позволяет самому выбирать темы, а не следовать за пристрастиями публики, не становиться заложником однажды удачно найденного приема, образа или персонажа.

emperor.jpg


Хранители нейтральности


Все вышеперечисленные сущности — Творца, Хаос, Старых и Молодых богов — можно назвать активными. Пусть они и не делятся на черное и белое, но отношения между собой выясняют довольно часто. Но есть в Упорядоченном и другие силы, чей удел — нейтральность, созерцание.

Самый известный “нейтрал” появился еще в “Кольце тьмы”, а впоследствии занял одно из центральных мест в космологии Перумова. Это дух познания — Великий Орлангур. Чаще всего перед читателем он предстает в образе золотого дракона; а если у вас остались сомнения, кто перед вами, опознать Орлангура можно по глазам с четырьмя зрачками.

Если Великий Орлангур кому и уступает во всем Упорядоченном, то разве что Творцу. Даже боги по сравнению с ним слабы. Другое дело, что Орлангур не ищет власти. Его скорее можно сравнить со зрителем и режиссером в одном лице, устраивающим для себя захватывающее представление. Обычно он играет роль советчика или пассивного помощника героев. Этакий бог из машины — или рояль в кустах, если хотите. Но Перумову почти всегда удается вписать его в повествование так, чтобы помощь Орлангура не выглядела авторской подачкой.

Второе воплощение нейтральности — появившийся позднее Демогоргон, он же Соборный дух. Читатель пока не имел чести познакомиться с ним лично, о Демогоргоне упоминалось лишь вскользь. Единственное, что известно о нем более-менее точно — к нему отправляются души погибших. Например, он хранит покой поверженных и погибших Старых богов.

evial.jpg

...И другие божества.​

truemage.jpg

Разумеется, вышеперечисленными силами пантеон Упорядоченного не исчерпывается. Здесь во множестве присутствуют боги “локальные”, обладающие могуществом по меркам своего мира. На их фоне выделяется Спаситель — странное и загадочное божество, вера в которого распространена во множестве миров. Отчасти она напоминает христианство, но знак равенства ставить едва ли стоит. Сам Спаситель, судя по всему — воплощение людских надежд и верований, но активно он пока не действовал. Его церковь играет куда большую роль, чем он сам.

Хаос представлен в Упорядоченном, в первую очередь, магами острова Брандей. Поскольку Хаос не может напрямую действовать в чуждой ему среде, ему приходится прибегать к помощи обитателей Упорядоченного — тех, кто согласен служить ему в обмен на могущество.

Если цель Хаоса очевидна — превратить Упорядоченное в часть себя — то понять, чем руководствуются в своих поступках Дальние, очень сложно. Они чужды всем остальным формам жизни Упорядоченного, и цели их малопонятны. Дальние очень могущественны, опасны и всегда появляются именно там, где творится что-то важное.

Последний, кого стоит упомянуть — Неназываемый. Абсолютно чуждая Упорядоченному сущность, призванная в его пределы мятежным магом в момент отчаянья. Неназываемый пожрал бы все миры, если бы его не удалось приостановить. Но он продолжает оставаться язвой Упорядоченного, ежеминутно угрожая самому бытию вселенной.

darkness.jpg

Истинные маги​

Фэнтезийные маги могут называться по-разному, но суть остается одна — это люди или представители других рас, которые способны использовать недоступные большинству сверхъестественные силы. Перумов же создал расу магов. Истинные маги рождаются с огромнейшим магическим даром в крови. Они не привязаны к какому-либо миру — перед ними открыто практически все Упорядоченное. Предел их могущества с точки зрения рядового обитателя любого мира невообразим. В принципе, превосходят их только боги. Истинные маги наделены почти абсолютным бессмертием. Хотя распри между ними бывают нередки, друг друга они не убивают, а у прочих силенок не хватит с ними потягаться.

Только двумя способами можно прекратить жизнь Истинного мага. Либо по всевышней воле — если Боги призовут к себе поколение магов, и те станут их ближайшими сподвижниками. Либо по вполне естественным причинам — произведя на свет потомство, маги умирают. И в том, и в другом случае на смену одному поколению Истинных магов приходит другое.

Что происходит с душой обычного человека после смерти в Упорядоченном, более-менее понятно. Но что ждет после смерти эльфов, Истинных магов, Богов и прочих, кого нельзя отнести к “простым смертным”?

Посмертная участь эльфов, помимо всего прочего, будет рассматриваться в последней книге цикла “Хранитель Мечей”, в третьем томе “Войны мага”, и я сейчас не могу раскрывать всех секретов. Истинные Маги, в зависимости от степени своего искусства и познаний, могли в случае гибели исчезнуть, погаснуть совсем, без следа и памяти; могли же перевоплотиться, стать духом, прикованным к месту гибели, до тех пор, пока не накопят достаточной силы, чтобы обрести тело, но вернуться к положению Истинного мага они никогда уже не смогут. Есть и исключение — Мерлин, который, как известно, покончил с собой в конце романа “Алмазный меч, деревянный меч”, но, благодаря своим познаниям, перешел на совершенно иной уровень бытия.

Источник волшебных сил Истинных магов — так называемый “поворот мира”, умение сдвинуть мнимую ось вращения мира. Кроме них, эта техника недоступна почти никому. Другое отличие Истинных магов от большинства обычных волшебников — возможность путешествовать между разными мирами Упорядоченного. Для этого требуются недюжинные способности и навыки, овладеть которыми удается немногим смертным.

Ни один Истинный маг не может полноценно существовать без учеников. Ученик — не просто тот, кто учится у мага. Это тот, кого посылает магу судьба. Ученики — орудие Истинного мага, с их помощью он познает мир и воздействует на него. Если судить объективно, по отношению к ученикам это не совсем честно. Потому как никакого выбора у них нет: если чародей вытащил твое Зерно Судьбы в Замке Всех Древних, то его учеником ты станешь. С другой стороны, симбиоз получается выгодный для обеих сторон: ученики получают поистине невообразимые знания, умения и перспективы.

48001.jpg

Долина Гильдий

Долина — небольшой искусственный мир — была создана одним из старых поколений Истинных магов, которые стремились сохранить накопленные ими знания. В этом райском месте, где царит вечная весна, они собрали самых талантливых обитателей Упорядоченного, от строителей до художников. Но в первую очередь они искали, конечно, других магов — обычных смертных, в которых теплилась искра дара. Для них была создана Академия, где обучали тайнам волшбы. Конечно, простые смертные не могли сравниться с Истинными магами, но многие умения и знания поддались им. И в итоге маги Долины стали самыми могучими смертными волшебниками в Упорядоченном — по крайней мере, сами они так считают.

В отличие от Истинных магов, жители Долины не могут перемещаться между мирами как угодно. Им приходится использовать тропы Межреальности, которые опутывают все Упорядоченное. Межреальность — что-то вроде обычного мира, по которому можно путешествовать пешком, но в определенных местах маг способен проторить дорогу в настоящий мир.

Маги Долины, в зависимости от своей специализации, разделяются на Гильдии. Долгое время главенствующую позицию занимала гильдия боевых магов, но за годы покоя на первый план вышли целители, строители и прочие мирные профессии. Представители множества миров нередко обращаются в Долину за помощью. И маги Гильдий всегда готовы выполнить заказ — за определенную плату, разумеется.

Хотя официально во главе Долины стоит Совет магов, очень многое зависит от негласного лидера этого мира — Архимага Игнациуса. Он последний из тех, кто помнит еще самих основателей Долины, и самый талантливый их ученик. На первый взгляд создается впечатление, что Игнациус — старый добряк, почти отошедший от дел. Но на поверку он оказывается далеко не так прост.

Чем вы пользуетесь при создании своих миров? Или за все стоит благодарить только ваше воображение?

Меня много раз спрашивали, не использую ли я средства, “расширяющие сознание”, начиная от “безобидного” никотина и всенепременного атрибута русских писателей — алкоголя. Мой ответ — нет. Я всецело доверяю своему воображению, которому стараюсь скармливать новые впечатления, но больше — ничего. Самый лучший “возбудитель” все равно в тебе самом. Конечно, многое в моих мирах опирается на земную историю. Можно, как Лем, писать о пятиполых пятиронцах, но их все равно придется наделять понятными читателю стремлениями и желаниями. Можно написать капитальный трактат “Тайная жизнь мхов”, но это, боюсь, будет интересно скорее любителям курьезов от литературы.

hiervard.jpg

Восток, Запад и Север

В самом конце “Адаманта Хенны”, третьей книги “Кольца Тьмы”, главные герои попадали из толкиновской Арды в новый, уже перумовский мир — Хьервард. Это название стало как бы мостиком между первой трилогией писателя и второй — “Летописями Хьерварда”. В “Летописи” входят три книги, каждая из которых показывает этот мир со своей стороны, и стороны эти разительно отличаются друг от друга. Ибо действие романов происходит не только на разных материках, но и в разное время.

Восточный Хьервард предстает перед читателем в “Гибели Богов”. Впрочем, эта часть мира играет в скорее роль красочной декорации. Здесь есть остров Хединсей, цитадель мятежного Истинного Мага Хедина — и его противники, в первую очередь любимое детище Молодых богов, Хранимое королевство. Но война смертных — лишь отражение магической битвы между Хедином и богами. Зато в книге детально описаны всевозможные виды магии.

Гораздо более подробно выписана западная часть Хьерварда, где происходит действие “Воина Великой Тьмы”. Роман возвращает нас ко времени правления Молодых богов. В самом разгаре восстание товарища Хедина — Ракота. Еще нескоро он будет повержен и пленен, нескоро Хедин пойдет войной против всех, чтобы освободить своего безрассудного друга. Халланское королевство, где происходит большая часть действия — классическое средневековое государство, почти не знающее магии. И потому оно быстро падает в руки таинственной Владычицы, которую поддерживают эльфы. Но два выживших отпрыска свергнутой династии не оставляют борьбы. Самая, пожалуй, запоминающаяся черта Западного Хьерварда — его воинские традиции, которые охватывают всех: от простых солдат до школы лучших бойцов королевства и тайного ордена убийц.

Северный Хьервард, предстающий в “Земле без радости”, как нельзя более соответствует названию книги. Суровый край, в котором разворачивается действие, номинально относится к Галенскому королевству — могучему государству людей. Но обитателям Севера, ведущим постоянную борьбу с Ордой чудовищ, не на кого рассчитывать, кроме себя. Живущим на Севере не до геройств, им нет дела до великих свершений. Ночь бы пережить, да день продержаться. А у Хедина и Ракота, которые уже пришли к власти, нет времени, чтобы помогать жителям северных хуторов. По сути, только в этой книге нам удается познакомиться с рядовыми жителями Хьерварда.

melin.jpg

Мечи и люди

Мельин — мир, где люди в жестокой борьбе одолели все нечеловеческие расы — и дали ему имя, совпадающее с названием огромной человеческой Империи. Орки и гномы вынуждены жить на окраинах, и находятся на грани вымирания. Эльфы исчезли — то ли покинули мир, то ли затаились. А от их младшей ветви, Дану, осталось несколько сотен — да и те подчас вынуждены смириться с рабской участью.

Могущество Империи покоится на нескольких опорах. Самая заметная — Радуга, объединение семи магических орденов. Радуга пользуется огромным влияниям и очень богата — фактически это тайное правительство. Существует еще восьмой орден, Всебесцветный Нерг, но о нем даже прочие маги почти ничего не знают. Кроме того, Мельинская Империя традиционно опирается на церковь Спасителя. Но самым надежным орудием в руках Императора остаются многочисленные, прекрасно обученные легионы, которые всегда готовы выступить против любого врага Империи, внешнего или внутреннего.

Насколько сильно отличаются законы волшебства в различных мирах Упорядоченного? Например, сможет ли маг Радуги без дополнительного обучения колдовать в Эвиале?

Законы построения волшебства, конечно же, различны в разных мирах и связаны со спецификой взаимодействия мира с протекающим сквозь него “эфиром”, магической субстанцией, которая и дает власть Слову над Плотью. Маг Радуги, очутившись в Эвиале, обнаружит, что привычные схемы заклинаний не работают, надо осваивать новые. Но, конечно, освоиться он сможет достаточно быстро. Другое дело, что Мельин и Эвиал — миры “однотипные”. Есть миры, где беспомощным окажется и маг Долины, не то что выученик Радуги или Ордосской Академии. Пока сюжет не требовал от меня появления подобных миров — до недавнего времени.

На севере Мельина бушуют Смертные Ливни, каждый год уничтожающие всех и все, что не найдет должного укрытия. По дорогам бродят Вольные — раса великолепных воителей. Внешне Вольные почти неотличимы от людей, но они абсолютно лишены страха, ставят честь превыше всего и никогда не сдаются.

Людям так и не удалось их подчинить. Прячется в тенях Серая Лига — организация наемных убийц и шпионов. Скрыты до времени Мечи — Алмазный и Деревянный. Два самых могущественных артефакта Мельина, орудия мести гномов и Дану, впитавшие ненависть своих поверженных создателей, — а если верить одной оговорке, то и часть былой силы Молодых богов.

И на фоне всего этого восходит на трон новый молодой и гордый Император. Он хочет не просто сидеть на троне, но править. А мешает ему Радуга, войну с которой он развязывает. Одновременно начинается история Фесса — члена Серой Лиги, выходца из Долины магов и дальнего родственника самого Архимага Игнациуса. Человека, который сыграет не последнюю роль в судьбе Мельина и станет Хранителем Мечей.

Спаситель против Тьмы

После окончания событий в Мельине Фесс попадает в мир под названием Эвиал. Мечи оказались у него, но к ним уже протягивают руки те, кто жаждет использовать их мощь. Ибо ярость создателей сделала эти артефакты силой, с которой немногое в Упорядоченном может сравниться. Чтобы надежнее скрыть Мечи, Фесс вынужден выжечь свою память.

Эвиал — закрытый мир, практически отрезанный от остального Упорядоченного. На западе притаилась Западная Тьма — судя по всему, анклав Неназываемого в Эвиале. Другая характерная черта мира -необычная магия. Ее источники — девять кристаллов, охраняемых драконами. Сопротивление кристаллов порождает болезненный откат, который в зависимости от силы заклятья может вызвать головную боль или убить волшебника. На людей Эвиала действует правило одного дара: можно быть великолепным воином, но нельзя в то же время быть сильным магом, и наоборот.

Какие только маги ни бродили по городам и весям Эвиала за его долгую историю, но на момент появления здесь Фесса темных почти не осталось. Во многом благодаря усилиям инквизиции, которая именем Спасителя борется со всеми проявлениями Тьмы — от ведьм до немертвых. Единственное, что может защитить от преследования темного мага — диплом одного из магических университетов, Ордосской Академии высокого волшебства или Магического двора. На факультет Тьмы в Академии и поступает Фесс.

Впрочем, темным и с дипломом приходится несладко, особенно если они пытаются хоть немного выйти за рамки дозволенного. Был повержен темный маг Эвенгар Салладорский, открывший дорогу к бессмертию путем слияния с Истинной Тьмой. Его трактат “О сущности инобытия” до сих пор остается самой запрещенной на Эвиале книгой. А ведь существует еще предсказание о появлении Разрушителя, и инквизиция полагает себя единственной преградой на его пути. И продолжает сжимать свою хватку — тем более что Спаситель действительно дарует своим последователям особую магию.

Но церковь Спасителя — это удел людей. Что подгорные гномы, что лесные эльфы, как светлые, так и темные, что вольнолюбивые орки с Волчьих Островов — все считают Спасителя сказкой для людей. И уж тем более такой точки зрения придерживаются дуотты. Эта древняя раса, почти истребленная в кровавых войнах с людьми, выглядит как гибрид человека и змеи, и использует исключительно магию Тьмы.

Эвиал таит множество тайн и загадок, со многими из которых придется столкнуться в своих путешествиях Фессу. Например, далеко на юго-востоке находится Храм Мечей, где готовят лучших воинов на всем Эвиале, которые способны на равных померяться силами даже с самым могущественным волшебником. Фесс побывает почти во всех уголках Эвиала, вступит в схватку с непобедимой Инквизицией, узнает и победы, и поражения. И... самим своим присутствием нарушит шаткое равновесие Эвиала, превратив его в арену сражения самых могущественных сил Упорядоченного.

Каким образом вера в Спасителя распространяется по разным мирам Упорядоченного?

Спаситель “многоаватарен”. Кроме того, идея Спасителя универсальна, в разных мирах (там, где есть люди, обреченные жить и умирать), рано или поздно появляется идея о великом Защитнике, способном избавить от страха смерти и воздать за все несправедливости, испытанные при жизни. Там, где возникает такая вера, появляется и аватара Спасителя — пророк или пророки, возглашающие его появление.

Но церковь Спасителя — это удел людей. Что подгорные гномы, что лесные эльфы, как светлые, так и темные, что вольнолюбивые орки с Волчьих Островов — все считают Спасителя сказкой для людей. И уж тем более такой точки зрения придерживаются дуотты. Эта древняя раса, почти истребленная в кровавых войнах с людьми, выглядит как гибрид человека и змеи, и использует исключительно магию Тьмы.

Эвиал таит множество тайн и загадок, со многими из которых придется столкнуться в своих путешествиях Фессу. Например, далеко на юго-востоке находится Храм Мечей, где готовят лучших воинов на всем Эвиале, которые способны на равных померяться силами даже с самым могущественным волшебником. Фесс побывает почти во всех уголках Эвиала, вступит в схватку с непобедимой Инквизицией, узнает и победы, и поражения. И... самим своим присутствием нарушит шаткое равновесие Эвиала, превратив его в арену сражения самых могущественных сил Упорядоченного.

Райлег и его Семь Зверей

Это принципиально новый цикл, который должен занять место "Хранителя Мечей". События разворачиваются уже в совершенно другой Вселенной. Миры в ней -- плоские и их совокупность чем-то напоминает страницы книги, огромной, очень толстой, практически бесконечной книги. В этом цикле уже нет Хедина, Хагена и Ракота. В повествование введены новые расы, хотя часть старых наименований (таких, как тролли, к примеру) сохранена, но, как отмечено, "для удобства читателя". Есть и некроманты, хотя совершенно иные, чем, скажем, Даэнур или, само собой, Фесс. В этом мире, мире Райлег, в ходу и взрывчатка и магия. Пули соперничают с классическими файерболами. И в этом мире появляется новый для меня тип героя. Хотелось бы верить, что читатели благосклонно примут его. По первым, самым грубым прикидкам, цикл должен состоять самое меньшее из пяти книг, правда, каждая из них меньшего объёма, чем романы серии "Хранитель Мечей". Впрочем, в последнем я не слишком уверен, поскольку сам ХМ изначально планировался как относительно короткая трилогия.
С первого взгляда «Семь зверей Райлега» кажется довольно простым произведением. Но это утверждение ложно. Конечно, история, рассказанная автором, достаточно проста. В центре сюжета поход группы друзей. Исключительно волею судьбы они оказываются все вместе. Цель этого похода не вполне ясная. Если рассмотреть описанный Перумовым мир, то он не совсем схож с миром фэнтези. Здесь прослеживается примесь паропанка. Среди героев похода можно отметить демона-поэта, который поражает всех своим обаянием. Здесь есть и пара дамочек. Они обладают сверхчеловеческими способностями и постоянно ругаются между собой. Интерес окружающих вызывает циничный мастер-алхимик.

Конечно же, не эти персонажи будут купаться в лаврах славы, а главный герой Перумова, Терн. Именно он является центральным персонажем этой книги. Терн никогда не изменяет своим принципам. Он отвечает добром на любой поступок врага, пусть даже он источает зло.

При всем разнообразии книг Перумова у них есть одно общее свойство — каждый новый роман вызывает к жизни бурные и противоречивые дискуссии о творчестве автора. Но отрицать, что это творчество — самое заметное на рынке отечественного фэнтези, было бы глупо. Так же глупо, как отрицать, что миры Перумова необычны, ярки, подробно, скрупулезно и с любовью выписаны. В творчестве Перумова можно найти определенные недостатки, но как творец незабываемых миров он великолепен.

Информация взята с сайтов "Книга-2010", "Fantasy-Worlds", "Фэнта Зиландия (часть проекта "Русская Фантастика") - Неофициальный сайт Ника Перумова", "Даркнесс"
 
Последнее редактирование:
Назад
Сверху