Она посмотрела на графики.
— Вы хотите сказать, что тот паренек, с его бреднями про поворот оси, находится на одной из этих кривых?
— Он ее увеличивает. Здесь же отражены любители сидеть с поднятыми флажками, глотатели золотых рыбок, участники танцевальных марафонов, а также тот тип, который закатил земляной орех на вершину пика Пайке, толкая его носом. Вы находитесь на гребне новой волны — во всяком случае, будете находиться после того, как я вас помещу туда.
Она скорчила гримасу.
— Мне это не нравится.
— И мне тоже. Но это очевидно, как банковский чек. В этом году человечество перестало стричь волосы и, сидя на солнышке, ухмыляется с засунутым в рот пальцем и бессмысленно лопочет: «Бу-бу-бу».
(с) Роберт Хайнлайн - «Год окончания игры»
Знаете, что-то я устал слушать нынешние переливы из пустого в порожнее про систему монетизации, потому, что все это выглядит как разговор слепого с глухим:
- B2P сервер, это такая штука, когда всем хорошо...
- Спасибо, мы вас услышали, теперь на новом сервере развития могут играть только новые аккаунты, как было на евро!
Уважаемая продюсер Archeage, Вы хоть знаете, как было на евро?
Вылезаешь в PvP локацию в своих 2к гс на второй день старта сервера, а тебя ваншотает донатер с 5к гс. И он тоже позавчера зарегистрировал новый аккаунт, но много времени, чтобы ввести номер кредитной карты не требуется. А тут по чистой случайности заточки в шопе, а почему бы и нет, никто же не будет по фулу точиться, можно и лимит не ставить...
Держу в курсе, евро серверы Archeage сдулись ровно через 2 месяца - все европейцы просто дружно собрались и ушли.
Они, европейцы, кстати над нами смеются! Пишут, что нам, русским, нравится P2W, и удивляются, почему мы в это играем:
Посмотреть вложение 7141
Комьюнити ММО игроков вроде уже далеко не дети, всем по 25-30+ лет, но ведут себя по детски, обижаясь, надувая губки, и оперируя мировоззрением добра и зла. А локализатор вместо того, чтобы проявить серьезность и привести факты, лишь уклончиво мнется, тыча пальцем в небо. Некоторые хейтеры конечно умело мимикрировали и правдорубят в лучших традициях техноблоггеров, но, согласитесь, в этом мало конструктива.
- Локализатор не делает P2P сервер, потому что он злое зло. Сделайте нам P2P!
- Идея хорошая, но, вы зтаете, мы советовались с коллегами, и снова советовались с коллегами, и вот в третий раз посоветовались с коллегами и пришли к выводу, что на таком сервере не будет притока новых игроков и он может плохо монетизироваться и быть убыточным.
Предлагаю посмотреть, как работают другие сервисы из сферы услуг, например Банк. Когда вы заключаете с Банком соглашение на открытие вклада - вы не можете зафиксировать удобный вам % на всю жизнь, через какое-то время вклад перейдет в состояние "до востребования"
Банк не может вам гарантировать то, в чем не уверен, но вы можете заморозить определенные ставки % на год, на два, или на три.
Когда я плачу абонемент за интернет или за этот форум - я получаю от сервисов гарантию, что мой интернет и форум проработают год, и тарифы не будут повышаться в этот период времени.
Понимаете, к чему я клоню? Локализуя сервер по подписке не обязательно слушать глупых маркетологов и писать слова "уникальный", "навсегда" "пожизненно" и прочие привлекательные для покупателей фишечки, можно просто заключить договор на определенный срок. На мой взгляд 2 года игрокам на сервере без шопа в том же Lost Ark хватит за глаза, и они сами начнут просить сменить модель монетизации в итоге, поскольку онлайн будет неизбежно падать.
- Никто не будет покупать подписку...
- Конечно не будут, если вы будете продавать ее по 1000 рублей. Продавайте, как WoW по 500 рублей и будут толпы желающих.
Я ушел из P2P игры Aion после двух лет игры, когда на сервере практически не оставалось незнакомых людей, с врагами просто стало скучно сражаться, потому что все силы измерены, проверены, и не происходит ничего нового. Но эти два года платя 500 рублей в месяц я чувствовал себя полноценным игроком, а не мясом для донатеров, и эти два года были одними из лучших в моем игровом опыте.
Мне кажется это очевидным - достаточно не убивать сервер донатом с первых дней, и в течении года продавать только кастомизацию и подписку. После первого года можно попробовать платное контентное обновление (или Battle Pass) , какие-нибудь саппорт паки.
При такой монетизации не нужно полагаться только лишь на себя - сообщите комьюнити, что у вас финансовые проблемы, и вас поддержат.
- Нам не кажется, что такая монетизация будет успешной, мы не думаем, что это хорошая идея.
Проблема в том, что вы слишком много думаете, проще нужно быть, я далеко не эксперт, но подумаю за вас:
5000 игроков * 500 рублей = 2500000 Ежемесячно с подписки. С одного сервера.
Хватит ли этих денег на оплату сервера? Да, можно штуки 4 купить. + зарплата админам.
Вы считаете расходы и у меня хорошая новость: выбор в пользу P2P сервера позволит сэкономить на персонале!
Отдел маркетинга, менеджеры по продажам, маркетологи, рекламщики, в общем вся вот эта офисная шушера - собираем чемоданы и идем домой! Спасибо за службу, ребята, но в ваших услугах компания больше не нуждается.
На P2P сервере не нужно выдумывать хитрые продажные схемы, убыточную экономику и все такое прочее, P2P сервер рекламирует сам себя фактом своего существования!
КМы, получаете зарплату, за то, что терпите боль? А как насчет немножко заплатить компании, если комьюнити P2P сервера будет вас хвалить и обожать? Классная идея, правда? Можно брать деньги, принимая Комьюнити-менеджеров из других проектов в лечебно-профилактических целях! Я знаю, что вы чувствуете, так как регулярно читаю всякие КМовские паблики, но поверьте, комьюнити игроков может быть лояльным и благодарным.
Посмотреть вложение 7142
О боже - КМ пишет предложения без заглавных букв! Кто-то заметил? Но это совершенно не важно, потому что Радиант потрясающий!
О боже - КМ пишет предложения без заглавных букв! Кто-то заметил? Но это совершенно не важно, потому что Радиант потрясающий!
Посмотрите, кругом одна экономия! Можно даже продавать виртуальные билеты по 1000+ рублей на игровую выставку и их будут покупать, потому что вас любят!
Столько прибыли получается, в карманы не лезет, куда ее реализовать? Не работникам же платить в самом деле, избалуются еще...
Тут я тоже приду вам на помощь! Наймите дизайнеров, художников, которые бы рисовали уникальные костюмы для саппорт паков.
А знаете, кто такой контент-менеджер? Нет, это не тот, кто делает кривой обзор наборов раннего доступа спустя год после их поступления в продажу, а тот, кто, например, проводит на тестовом сервере интересные тесты игровой механики, которые сложно проверить обычным игрокам, выводит закономерности и пишет интересный отчет, который действительно интересен игрокам, поскольку они сами не смогут такое сделать.
Все равно что-то осталось? Звенит в карманцах, ру-ру, ну так раздайте вон - игрокам! Можно ввести в игру какие-нибудь жетоны, за которые игроки могли бы покупать подписку, тратя игровые средства. И онлайн активных игроков сильно не просядет, и для внутри-игровой экономики полезно.
Учитесь работать с Медиа влогерами? Предлагаете различные партнерские программы? - Прекрасно. Но почему ваши условия выглядят жестче и хуже, чем в CPA сетях для арбитражников?
Самое интересное, что даже если вы попытаетесь, но у вас ничего не получится, игроки все равно оценят попытку. Несмотря на то, что я ненавижу 1С, я глубоко ценю все то, что сделала первоначальная команда Royal Quest и то время, которое они предоставили игрокам для ламповой игры.
В этой статье я старался приводить хорошие примеры именно из русской игровой индустрии, а если посмотреть на евро, то примеров достойной монетизации и открытой позиции локализатора/разработчика гораздо больше. То есть даже найдя аудиторию для P2P и B2P проектов стоит уже радоваться, потому что выигрывают сейчас F2P игры с отсутствием сильного доната, такие как POE, TESO, WoW, Warframe, LoL, Dota2, StarCraft II, а уж сколько в Steam F2P и B2P ММО - не пересчитать! Тот же Tree of Savior например, помню как купил НРД один раз, так год и отыграл.
В общем пищу для размышлений я выдал, надеюсь приведенные в статье доводы и примеры помогут сделать правильный выбор =)