Всем доброго времени. В этом гайде постараемся разобраться в настройках OBS и настроить его для стриминга, записи видео и для дальнейшего монтажа.

[!] Все настройки производятся в OBS v.29 (актуальной на момент написания гайда) под управлением Windows 11, но весь описываемый функционал так же доступен на Windows 10.

Первоначальная настройка​

Для начала нам необходимо скачать и установить OBS Studio. Если она уже у вас установлена – пропускаем этот шаг. Далее нам необходимо, чтобы наша ОБС всегда запускалась с правами администратора, для этого проходим следующие шаги:
  • На рабочем столе ищем ярлык OBS и нажимаем по нему ПКМ (правой кнопкой мышки) и далее выбираем Расположение файла.
  • В раскрывшимся проводнике будет выделен файл запуска OBS, опять нажимаем по нему ПКМ и выбираем Свойства.
  • Далее открываем вкладку Совместимость, внизу находим и ставим галку Запускать эту программу от имени администратора.
  • Нажимаем Применить и запускаем программу.
Снимок экрана obs set 1.png Снимок экрана obs set 2.png

Ещё нам надо, чтобы ОБС запускалась с повышенным приоритетом, для этого:
Открываем ФайлНастройки, переходим в раздел Расширенные и выставляем приоритет процесса Выше среднего.

Снимок экрана obs set 3.png

[!] Небольшая пояснительная группа. Что мы сделали?
В первом случае мы предоставили права администратора ОБСке для того, чтобы избежать проблем с захватом игр, особенно если они в полноэкранном режиме. Правда не всегда работает с некоторыми играми, но там уже скорее всего работает что-то по типу встроенной защиты. Во втором случае поднимаем приоритет ОБСке для стабильного стрима и записи, т.к. система будет чуть больше отдавать ресурсов для обс, чем захватываемому объекту.



Настройка под запись видео и разбор всех основных пунктов​

Переименуем профиль по умолчанию. В основном окне OBS находим на главной панели вкладку Профиль (P), далее нажимаем на Переименовать. В открывшимся окне вводим название, например Rec. Несколько профилей позволит нам быстро переключатся между настройками программы, а также их можно экспортировать и сохранить в надёжное место. Чтобы после переустановки OBS или операционной системы, мы в пару движений смогли импортировать все свои профили и сразу заняться своим делом.

Заходим в настройки: ФайлНастройки

Раздел Общее. После языка и выбора темы оформления ставим галочку Скрыть окна OBS из захвата экрана. Поможет скрыть окно с ОБС от лишних глаз, если попадёт в область захвата, к примеру, если вы захватываете Экран.

Снимок экрана stream - global.png

Раздел Трансляция – пропускаем

Раздел Вывод – режим вывода Расширенный:

Вкладка Запись Тут-то и начинается самое интересное.
Путь записи – Собственно куда будет сохраняться наша запись. Не советуем Вам выбирать тот жесткий диск, на котором установлена игра и операционная система. Это поможет избежать фризов при записи видео.​
Формат записи – вы вольны выбрать любой контейнер, в который будет записываться видео, но лучшем вариантом будет всё же mkv. Т.к. это открытый контейнер и в случае непредвиденной ситуации этот файл можно будет открыть без танцев с бубном, но стоит учесть, что некоторые видеомонтажные программы, почему-то до сих пор не умеют работать с mkv. Привет Adobe Premiere Pro.​
Звуковая дорожка – тут ставим галочки сколько нам необходимо звуковых дорожек в нашем контейнере.​
Масштабирование вывода – не трогаем ни в коем случае.​
Итак, с форматом и дорожками разобрались, теперь давайте немного о Кодировщике. Тут уже всё зависит от вашего железа. К примеру, если выбрать x264, весь рендер будет проходить на вашем процессоре, а это означает, что вам нужен очень мощный процессор, способный справиться с такой задачей. Хоть видеокарты мощны и быстры, но картинка, отрендренная на CPU будет всё равно лучше. Так что, этот вариант для тех людей, которые используют предтоп / топ процессоры. Немногие готовы пойти на такие траты, поэтому наш выбор – рендер на видеокарте. В данном пункте всё, что отличается от х264 – всё рендрится на видеокарте. Для nVidia разумно будет использовать NVIDIA NVENC H.264, для AMD карточек название AMD HW H.264.

Настройки кодировщика:
CBR – постоянный битрейт. Т.е. на протяжении всей записи, кодировщик будет стараться использовать то значение битрейта, которое вы зададите (как в самых спокойных сценах, так и в самых динамичных), и размер итогового файла будет меняться пропорционально повышению значения битрейта (маленький битрейт = маленький размер файла, большой битрейт = большой размер файла). [Формула вычисления размера полученного файла: Размер итогового файла = битрейт видео (кбит/с) * время (в секундах)]. Для записи видео, такой метод не очень подходит, а вот где без него не обойтись, так это в стриминге.​
VBR – переменный битрейт. Т.е. на протяжении всей записи, битрейт будет меняться на основе динамики картинки в сценах, чем динамичнее сцена, тем больше битрейта она потребует. А просто параметр Битрейт является минимальным битрейтом для видео. Этот вариант очень хорошо подходит для записи с параметрами 30 000 – 60 000 (золотая середина). [Не рекомендуется использовать без параметра Предугадывания].​
CQP – режим кодирования с постоянным параметром квантизации, не обеспечивающий более высокого воспринимаемого качества. (т.е. каждый кадр в видео будет сжат, на основе того значения квантизации, которое вы укажете). Тут значение лучше поставить в районе 20-26 (0-51). Если видеокарта около топ, то можно поставить и 15. Чем ниже цифра, тем лучше качество видео, но при этом больше размер финального файла.​

Интервал ключевых кадров = 1s
Предустановка – от Р5 до Р7, и то и другое будет качественно, смотрите по обстоятельствам (для видеокарт на базе Kepler (nVidia 600 и 700 серии), не рекомендуется ставить выше P4-P5)​
РегулировкаВысокое качество
Многопроходный режим – если у вас относительно средняя видеокарта, выбирайте однопроходный.​
Профильhigh (если будут проблемы с качеством или заиканием кадров, то ставим main).​
Предугадывание (Look-ahead) и Психовизуальная корректировка (Psycho Visual Tuning) – лучше не включать, особенно если у вас не топовая видеокарта, т.к. она повышает нагрузку на GPU. (сомнительная тема, можете попробовать записать бенчмарк как с ней и без неё, и сравнить по кадрам, где лучше картинка)​

Снимок экрана rec - video.png image.webp

// За скриншон на базе видеокарты от AMD, благодарим стримера Himaura с Tired Rabbit

Вкладка Аудио.
Тут всё довольно просто, везде ставим максимальное доступное значение – 320.​
Вбиваем Наименование по желанию, оно поможет нам в монтажной программе, а так же распознаётся в видео подсмотрщиках.​

Снимок экрана rec - audio set1.png

Раздел Аудио.
Частота дискретизации48 kHz
КаналыСтерео
В Глобальные устройства аудио необходимо отключить все устройства в том случае, если мы собираемся записывать разные источники звука на разные дорожки. В противном случае выбираем свою звуковую карту и микрофон. Именно выбираем звуковую карту, а не устройство по умолчанию. Бывает так, что в операционной системе что-то происходит и устройство по умолчанию в самой ОС меняется, но при этом OBS не понимает, что произошло и звук у вас пропадет. И еще стоит заметить, если выбрать звуковые устройства Вам больше ни чего со звуком делать не нужно, НО будут записываться абсолютно все звуки из всех программ и самой ОС.​
Устройство прослушивания так же выбираем Вашу звуковую карту. Данная функция очень необходима для прослушивания ваших источников, к примеру вашего микрофона, для мониторинга, или для уведомлений. Так же тут устанавливаем галочку на Отключить приглушение звуков Windows.​

Снимок экрана rec - audio set2.png

Раздел Видео.
Базовое разрешение (холст) – Тут у вас должно быть выбрано разрешение Вашего монитора, оно будет максимальным доступным в списке.​
Выходное (масштабированное) разрешение – В этой графе указываем разрешение для желаемого разрешение финального видео. Для записи будет проще и легче, если оно будет совпадать с разрешением монитора.​
Фильтр масштабирования – Если у вас отличается Базовое разрешение от выходного, то этот функционал станет вам доступен. В нём мы выбираем в любом случае Метод Ланцоша. Это наилучший метод для масштабирования.​
Общие значение частоты кадров – Нам же нужен плавный ролик, так что тут ставим 60

Снимок экрана rec - video set2.png

Раздел Горячие клавиши.
В этом разделе появляются все функции и источники, к которым можно присвоить горячие клавиши. Рекомендую назначить несколько клавиш на начало и остановку записи/трансляции, а также на переход к конкретным сценам.​

Раздел Расширенные.
ОтрисовщикDirect3D 11. Тут особо-то и выбора нет.​
Цветовой форматNV12 (8 бит, 4:2:0, 2 уровня). Это базовый формат, а если хотите для записи картинку в разы качественней, то выбираем P010 (10 бит, 4:2:0, 2 уровня). Но с этим цветовым форматом есть нюанс, он чуть более затратный на производительность GPU. В 10 битном формате есть и плюс, все переходы от тёмного к светлому будут плавным, и это очень сильно заметно в полутонах и тенях. Так же при выборе P010 OBS вас предупредит, что такой формат чаще всего используется для HDR контента.​
Цветовое пространство – выбираем Rec.709. Это устоявшийся стандарт и именно в таком цветовом пространстве вы смотрите абсолютно любое видео, если оно не в HDR. Лично я не встречал видео в цветовом пространстве sRGB, а мои попытки записать видео в него оказались плачевными. Я не сказал бы, что цвет в видео хромает, нет, просто видео всегда примерно в 5-10 фпс. Что касается Rec.601, этот формат используется в основном для видео, разрешение которого меньше 1280x720. У него немного отличается цветовой охват, он не такой богатый на цвета и имеет ограниченный цветовой диапазон. В данном охвате работают в основном ТВ, которые вещают не в HD. Если же вы собрались записывать HDR видео, то тут рекомендуем выбирать Rec.2100 (HLG), это универсальный формат для HDR контента.​
Цветовой диапазон – Всегда Ограниченный. OBS некорректно записывает видео если выбрать Полный (хотя возможно тут нужно комбинировать с sRGB). OBS в данном диапазоне очень сильно завышается контраст и даже те участки видео, которые должны были быть в тенях, становятся просто чёрными. По итогу у вас получится очень тёмное видео.​
Уровень белого SDR и Номинальный пиковый уровень HDR – оставляем как есть и не трогаем. В этих параметрах указывается максимальная яркость для видео. Значения по умолчанию вполне адекватные.​
В пункте Запись устанавливаем галочку Автоматически ремультиплексировать в mp4. Это позволить нам по завершению записи сразу поместить наше видео в контейнер mp4.​

Снимок экрана rec - video ext.png

На этом наша настройка OBS под запись видео окончена. Мы с вами разобрали всё самое важное. А теперь по аналогии давайте попробуем настроить OBS для стриминга.



Настройка под стриминг​

Для начала нам необходимо создать дополнительный профиль в OBS.
Для этого в основном окне OBS находим на главной панели вкладку Профиль (P), далее нажимаем на Создать. В открывшимся окне вводим название и убираем галочку Показать мастера автонастройки.

Заходим в настройки: ФайлНастройки

Раздел Общее.
После языка и выбора темы оформления ставим галочку Скрыть окна OBS из захвата экрана. Поможет скрыть окно с ОБС от лишних глаз, если попадёт в область захвата, к примеру, если вы захватываете Экран.​
В графе Вывод. Ставим галочку Автоматически запускать буфер повтора во время трансляции. Это позволит нам самим сохранять короткие видео (клипы), главное не забыть про эту функцию во время стрима. Если же мы хотим дополнительно сохранить запись стрима, то тут же ставим галочку Автоматически запускать запись во время трансляции.​

Снимок экрана stream - global.png

Раздел Трансляция
Сервис – Выбираем площадку куда собираемся стримить. На некоторых сервисах можно авторизоваться по кнопке, что не требует доп. настроек.​
Сервер – оставляем как есть, по умолчанию норм.​
Ключ потока – Вбиваем ключик потока, который предоставляет площадка в "творческой студии".​

Снимок экрана stream.png

Раздел Вывод
Звуковая дорожка – 1. В данную дорожку должны вещаться все источники звука.​
КодировщикNVIDIA NVENC H.264
Масштабирование вывода – не трогаем ни в коем случае.​
Управление битрейтомCBR. Этого требуют все стриминговые площадки, да и это лучший вариант для стримов.​
Битрейт – Тут разберём немного подробнее. Каждая стриминговая площадка имеет свои максимальные значения, которые они могут принимать. К примеру, Twitch спокойной принимает 7500 kbps, а вот Trovo уже 9000 kbps, но эти значения может не пропускать Ваш интернет. Для того, чтобы узнать, пропускную способность интернета, необходимо пройти на Speedtest, и проверить скорость отдачи, поглядев на значения upload. Это значение умножаем на 1000, спокойно из результата вычитаем 15000 и получаем приблизительное максимальное значение, какое можем выставить. Сравниваем значения со значениями принимающими площадки и ставим максимальное возможное для площадки. Советую лично от себя для начала выставить 6000, а каждый последующий стрим повышать на 500. Тут все зависит от фитбека со стороны зрителей, у всех ли всё хорошо идёт, ни у кого не тормозит?.. Так же стоит повышать битрейт, если вы играете в очень динамические игры и особенно если в кадре попадается очень много зелёного цвета. (Зелёный очень сложно поддается кодированию)​
Интервал ключевых кадров = 2s
ПредустановкаР5 (зависит от мощности видеокарты, больше = лучше качество = больше нагрузка на видеокарту)​
РегулировкаВысокое качество. Если зрители будут жаловаться на задержку, тогда ставим Низкая задержка, в таком режиме в динамичных сценах можем потерять качество изображения.​
Многопроходный режимОдиночный проход. Если позволяет видеокарта, пошагово поднимаем.​
Профильhigh (если будут проблемы с качеством или заиканием кадров, то ставим main).​
Предугадывание (Look-ahead) - Вкл
Психовизуальная корректировка (Psycho Visual Tuning) - Выкл
GPU0. Счётчик видеокарт в вашем компьютере, начинается с 0. Если в вашем пк есть более одной видеокарты, то можем перебросить всё кодирование на неё, указав следующий номер по списку 1.​
Максимум В-кадров - 2

Снимок экрана stream - stream.png

Вкладка Аудио. Тут всё довольно просто, везде ставим максимальное доступное значение площадки – 160.

Снимок экрана stream - audio.png

Вкладка Запись.
Звуковая дорожка – здесь указываем номер звуковой дорожки, как во вкладке Трансляция. Или выбираем все дорожки, чтобы разделить звук для записи, чтобы потом в монтажной программе легче работалось.​
Кодировщик(Использовать кодировщик потока), чтобы не напрягать видюху ещё одним декодированием, либо выставляйте NVIDIA NVENC H.264 и настраивайте как нам необходимо, но это создаст дополнительную нагрузку на вашу видеокарту.​

Снимок экрана stream - rec.png

Вкладка Буфер повтора.
Включить буфер повтораВкл, если хотим самостоятельно создавать клипы.​
Максимальная длительность повтора20s. Тут ставим сколько по времени будут длиться наши клипы после нажатия горячей клавиши на сохранение. Тут же чуть ниже OBS вычисляет сколько оперативной памяти вам понадобится. Все клипы, которые Вы сохраняете, будут Вы сможете найти по пути указанному во вкладке Запись.​

Снимок экрана stream - rep.png

Раздел Аудио.
Частота дискретизации44.1 kHz
КаналыСтерео
В Глобальные устройства аудио необходимо отключить все устройства в том случае, если мы собираемся записывать разные источники звука на разные дорожки. В противном случае выбираем свою звуковую карту и микрофон. Именно выбираем звуковую карту, а не устройство по умолчанию. Бывает так, что в операционной системе что-то происходит и устройство по умолчанию в самой ОС меняется, но при этом OBS не понимает, что произошло и звук у вас пропадет.​
Устройство прослушивания так же выбираем Вашу звуковую карту. Данная функция очень необходима для прослушивания ваших источников, к примеру вашего микрофона, для мониторинга, или для уведомлений. Так же тут устанавливаем галочку на Отключить приглушение звуков Windows.​

Снимок экрана stream - audio2.png

Раздел Видео.
Базовое разрешение (холст) - Как и в случае с записью видео, здесь выставляем максимальное доступное в списке разрешение. Оно должно совпадать с разрешением, выставленным на вашем мониторе.​
Выходное (масштабированное) разрешение1920х1080. Если вдруг возникнут проблемы, стрим тормозит или выдает мало фпс, значит ваша видеокарта не справляется и нам необходимо выставить более низкий вариант разрешения.​
Фильтр масштабирования – Если у вас отличается Базовое разрешение от выходного, то этот функционал станет вам доступен. В нём мы выбираем в любом случае Метод Ланцоша. Это наилучший метод для масштабирования.​
Общие значение частоты кадров60. Для снижения нагрузки на видеокарту с сохранением плавности видео, можно понизить до 50.​

Снимок экрана rec - video set3.png

Раздел Горячие клавиши.
Рекомендую назначить несколько клавиш на начало и остановку записи/трансляции, а также на переход к конкретным сценам.​

Раздел Расширенные.
ОтрисовщикDirect3D 11.​
Цветовой форматNV12 (8 бит, 4:2:0, 2 уровня).​
Цветовое пространство – выбираем Rec.709.​
Цветовой диапазонОграниченный.​
Уровень белого SDR и Номинальный пиковый уровень HDR – оставляем как есть.​
Задержка потока – Включаем и устанавливаем длительность задержки, если желаем принудительно её использовать (защита от стрим-снайперов).​
Автоматическое переподключениеВкл.​
Задержка повтора2s.​
Максимум попыток25
Сеть – Если у вас имеются проблемы с сетью интернет, то в этом разделе можно включить все галочки.​
Включить аппаратное ускорение для источника "Браузер"Вкл (если хотим перекинуть нагрузку с CPU на GPU).​

Снимок экрана rec - video ext2.png


Выдыхаем.​

На этом с настройками всё. Нам лишь остаётся настроить сцены, источники и поднастроить звук, чтобы было всё идеально. Но это уже материал для следующего гайда. И учтите, все параметры были выставлены на основе моего железа и пропускной способности интернета.

P.S. Мы не претендуем на идеальный гайд, который поможет всем и вся. Данный материал был написан на основе собственных экспериментах и опыте полученный за долгие годы работы с OBS.

Всем успехов и удачных стримов / летсплеев ✌️
  • Мне нравится
Реакции: Яртер Хан