Многие игроки MMORPG отчего-то ошибочно уверены, что B2P и P2P форматы игр - это спасение. Как показывает практика, это не всегда так. Да, в идеальном мире разработчики получают деньги с покупки и лучше стараются в работе над игрой, но в реальном мире... Просто получают деньги.
Даже метакритики в этот раз не смогли вытянуть. Пользовательский рейтинг уже 0.6 из 10 и продолжает падать.
Warcraft 3 Reforged игрокам не понравился - за 1299р все-таки ожидалось что-то более интересное. К старым багам прибавились новые, а то, что обещали в видосах на Blizzcon 2018, выглядит гораздо хуже, новых сюжетов не прибавилось. Обещанные поначалу катсцены и синематики в дальнейшем были отменены. Еще и покусились на святое - поломали классическую версию игры, привязав к рефорджу.Стало известно, что, как и в случае с Diablo Immortal, созданием игры занималась не только Blizzard (а может и вовсе не Blizzard), а малазийская студия анимации Lemon Sky Studio - впрочем, я лично в этом проблемы не вижу, если бы сделали хорошо. Создатели Path of Exile тоже активно пользуются аутсорсом для различной кропотливой работы с графикой и не стесняются об этом говорить. Но тут как обычно философский вопрос - сколько нужно заменить частей в человеке, чтобы он стал считаться киборгом?)
В случае с Blizzard их игроки фанатеют от студии, от качества разработки и, разумеется, им неприятно, что игру делал кто-то другой, а Blizzard является просто брэндом для привлечения внимания.
Вот чем занимались Lemon Sky Studio:
Animation, Asset Creation, Concept Art, Environment, FX, Illustration, Key Art Creation, Props Creation, UI Creation
То есть в принципе всем, что бы отличало Reforged от классика.
Игру обещали выпустить в конце 2019, но в последствии релиз перенесли, и игра вышла только 29 января 2020.
Игроки, как обычно, накушавшись субстанции коричневого цвета, дружно отправились делать возврат и писать на форуме о том, что все плохо, но не тут-то было - Blizzard просто блокировали учетные записи и писали, что игроки не могут вернуть средства за данный продукт.
Отзывы игроков, попробовавших игру
Ну а теперь о чем бы я хотел поговорить на этом примере. Многие игроки MMORPG мыслят несколько шаблонно, и уверены, что залог успеха в монетизации игры. Но практика показывает, что это не так. Покупателей игры ровно так же могут обмануть, как и тех, кто за игры не платит, а просто донатит.
Более того, в последнее время F2P игры, такие как LoL, Dota2, Warframe, Path of Exile выглядят ничуть не хуже, чем платные игры, и особо не душат донатом.
Лет 15 назад в России в принципе не было никаких офов для ММО, все играли на пиратках, и было нормально. И премиум за игровые, и никаких заточек в шопе, и администрация ответственная. За два года Ragnarok я не видел ничего, с чем сегодня сталкиваются официальные игровые проекты. Проблема с NPC после обновления? - откат обновы на сутки. Плохой старт? - вайп. Никаких остаточных проблем, минимум недовольных. Забанили аккаунт - написал в саппорт, и тебе ответили люди, которые разобрались в проблеме и вынесли реально объективное решение. И уж само собой разумеющееся - указали причину блокировки с точным временем, еще и со скриншотом нарушения правил. Вот такой был сервис в F2P играх раньше.
Потом это качество переехало в B2P и P2P, но теперь похоже разработчики начинают понимать - зачем делать игру, если за нее уже заплатили во время предзаказа?) Главное ведь чтобы купили, а дальше хоть трава не расти (кстати в перекованном варкрафте действительно проблемы с текстурками травы)
Зачем создавать продукт, когда можно продать обещания? Для таких у нас конечно отдельная номинация игровых МММ типа Star Citizen.
Касательно B2P игр, в последнее время я вижу большее качество, оперативность в решении проблем, и совпадение игры с тем, что хотят игроки, от инди-студий, с ценниками в 300-500 рублей, а не от гигантов игровой индустрии.
Почему так происходит, я не знаю, но правило - больше денег на разработку, больше стоимость - лучше игра! Уже не работает.
Как говорил Стив Джобс в пожелании студентам "Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными." И эта фраза как нельзя лучше подходит игровым разработчикам, которые похоже слишком засиделись в своей зоне комфорта, желая зарабатывать десятки тысяч евро за аутсорс игры, причем еще до того, как они выходят, вне зависимости от отзывов игроков, и разумеется не желая ничего возвращать - красиво жить то не запретишь, уже все давно потрачено.
Ох не знаю, стоит ли вообще ждать Diablo 4 с такими раскладами, похоже и надежды только на Path of Exile 2, которым Tencent помог сдвинуться вперед, а не утонуть в денежном потоке, без необходимости отработать инвестиции.