В последнее время какое-то массовое верование во всесильных, добрых и мудрых разработчиков и злобных издателей. Я, конечно, понимаю, что людям с магическим мышлением нужно верить в чудеса, но неужели в этом мире за физиков никто не играет?
Мракобесие и свидетели B2P
Еще и на стрим какого-то "Иного" наткнулся и послушал, как там чувак хейтит маил.ру и шлет всех в WoW, Dragon Age, TESO и POE. Знаете, вот бывает такое очевидное правдорубство, которое выглядит как хайпожорство.
Кто знает - правда есть! Тот будет в душу лезть
И брызгать там слюной, как нервно больной.
Показывать всем путь, туда куда-нибудь.
Орать - "вперёд, за мной! Эй вы, вперед за мной! (с) Слот
Синдром ммозговеда какой-то, десять лет кричать о том, что free-to-play зло, а меил ру плохие и душат донатом. Но может быть никто не понял, и стоит повторить? Да, пожалуй это отличная идея.
Решил написать заметку для развенчивания мифов. Я буду часто употреблять в статье "вы", ведя диалог с незримыми оппонентами, квинтэссенцией всех мнений и доводов, что я видел и читал в последнее время. Не принимайте на свой счет, если вас это никак не касается, все мои собеседники вымышленные и находятся только в моей голове.
POE с потрохами продались Tencent - теперь как китайцы захотят, то и будет в игре. Очень крутая система монетизации, прям идеальная, инвентарь за деньги! После пары дней игры я был вынужден купить по фулу все для инвентаря просто потому, что без этого было невозможно играть в принципе. Да там же только скины! Вот только они в лутбоксах, и люди от этого с ума сходят. Ну подумаешь, психи какие-то.
World of Warcraft - идеальная монетизация! Подписку купи, еще и DLC купи. И шоп на уровне. При этом игра давно не новая.
Guild Wars 2 - обещали отсутствие P2W, загнули цены на игру, были платными, потом сдулись до какого-то фримиума и всеми силами пытались выжить и изъять деньги у игроков посредством тех же скинов и лутбоксов.
TESO - на старте продаж стоила как самолет, и еще долгие годы дешевле, чем за 5к вы ее не могли купить. Помог стим со своими региональными ценами. Сейчас да, около 300 рублей со скидками за основу, но вы взгляните на цены внутри игровых DLC, которые покупаются за кроны и в пересчете на рубли они обойдутся вам в ~ 20.000р. Но мы же платим за контент! Ну да, давайте каждую локацию сделаем DLC и будем отдельно продавать, гениальная монетизация!
Вообще мне такой аргумент не понятен с микротранзакциями, когда у тебя серый невзрачный перс, и тут предлагают новые скины, красивые, с миллионами полигонов. Конечно, это не затрагивает баланс с механической точки зрения, но влияет на вашу социальную составляющую, персонажи в донат костюмах будут выглядеть более весомо в глазах других игроков. Возможно, в какой-нибудь дележке лута, распределения званий или чего-нибудь такого, вы будете дискриминированы и обделены по цветовой дифференциации штанов. Клеймо бесплатника будет довлеть над вами, пока не купите костюм.
Да и вообще, зачем кооперативные ARPG и MOBA-игры сравнивать с MMORPG? Разные жанры, различаться будет и монетизация.
Евро-хейтер
За что я не люблю западные игры? Да за то, что их маркетологи и дизайнеры слишком хитрые и наставили наивных корейцев на путь тьмы.
Кто все эти люди? Разве корейцы? Они уже во времена Ультимы знали об игроках все и могли манипулировать нами, как угодно, знали где надавить и прижать, а где дать послабление, создав иллюзию свободы.
Прочитайте статью про исследования и эксперименты с хомячками Скиннера. Знакомые игры, не так ли?)
Я помню, как это начиналось. В китайской PW был разнообразный шоп, в котором можно было купить практически все для буста персонажа, но присутствовал и аукцион, биржа золота, живая торговля, экономика. Существовали имба-донатеры с ваншотами, но, в принципе, игра была терпимой и без доната - я не чувствовал особого дискомфорта и мог позволить себе большую часть донатных плюшек.
Потом я играл в корейский Aion от Инновы за 500р в месяц, это было дорого, но в игре вообще не было шопа, кроме пары костюмов. Идеальная игра, но в нее мало кто играл из-за B2P. Игроков на сервере становилось все меньше и меньше. Собирая вначале по несколько рейдов, через год не могли уже и две пати собрать на осаду. А еще в игре не было дейликов, вообще ни единого дейлика! Был один PvP ивент - дерадикон, проходящий три раза в день (утром, в обед и ночью, чтобы все часовые пояса могли успеть на него сходить).
Корейский Archeage от Mail.ru, даже несмотря на фейлы на старте, читеров, ботов и баги, как игра в плане монетизации был идеален. Я кроме према ничего и не покупал, потому что просто было не нужно, и все можно было найти на аукционе.
А что же евро-локализаторы, столь почитаемые многими игроками? Я играл в прошлогодний евро классик, и это было ужасно. Заточки в шопе со старта, открытые эпохи, урезанная экономика; выбравшись на север со своими 2,5к гс, вы сталкивались с ваншотающими вас персонажами 5к гс.
От ивента Кровавая роса и Кадума лагал весь сервер - буквально лагал, то есть адские фризы и пролаги. Комьюнити умоляло Трионов отключить его, тем более, награда была бесполезной, а голд наоборот - дисбалансным. Починили только через месяц. А еще через месяц сервер опустел.
К слову, донат во всех евро играх по умолчанию стоит дороже, потому что у них и зарплаты выше. То есть играя на евро и покупая то же самое, вы будете платить больше, никто никаких региональных цен для вас делать не будет.
Зато на оффе
Ведь существует огромное множество фришных серверов с механикой на любой вкус, с рейтами и без шопа. Конечно, техническая реализация и скорость обновлений будут отставать, но куда вы спешите? Админу только на пиво скинуться и хостинг оплатить, и все! Играйте в удовольствие, что вам мешает? Отсутствие сервиса? Нелегальность? Когда в последний раз вы испытывали чувство радости от того, что играете в добротный официальный и лицензионный продукт? Если нет разницы - зачем платить больше?
И ведь не хотят! Более того, даже на 2м и 3м сервере руофа не хотят играть, набьются как в бочку селедки на первый сервер, а потом нытье по форумам - лагает, очереди, трансфера нет и рега закрыта. Ну про то, какое болото происходит на серверах и кто в этом виноват, я писать, пожалуй, не буду, а то хватит еще на одну статью.
А если бы разработчики сами издавали игры?
Да, большая часть так и делает. Вы думаете, что нет, потому что редко их видите? Это потому, что игры сдуваются на ранних стадиях.
Хотите поддержку настоящих корейских разработчиков - играйте в Tree of Savior в Steam. Что не нравится-то людям? Почему онлайн у игры упал с 30к до 2к за несколько месяцев после старта?
Я расскажу: дичайшие баги, боты, дюпы, отсутствие контента, ужасные эксперименты с экономикой. При этом был корейский сервер, где дела шли гораздо лучше, а на нас разработчики просто забили.
Вспомните как кричали - нет Геймнету, ура Perl Abyss! Корейцы теперь будут локализовать игру! Ага, десять раз, для русских, и уже техподдержку набрали из Инновы. Что, как в фогейме? Да ну, быть не может! Я просто поражаюсь иногда людской наивности.
А была еще такая ламповая игра, Royal Quest от Катаури, с крутейшими и добрыми разработчиками, которых в итоге вообще 1с убрало с форума, поставив ботов от фабрики онлайн. Почему убрали? Обещали много, что в игре донат будет не сильный, что все премиум вещи можно будет добыть игровым путем, и что контент новый появится вот уже в конце года. Даже посты потом с форума потерли. И кому-то ведь действительно казалось, что злые маркетологи взялись не пойми откуда, а не сами разработчики их пригласили. Чистые руки - чистая совесть?
Наборы раннего доступа
Говорите, 3к рублей - дорого?
Говорите, 3к рублей - дорого?
А с чего появились эти наши НРД? Корейцы придумали? Нет, с кикстартера они появились. Когда вначале разработчики просили собрать им немного денег на крутую игру, потом стали просить много на среднюю игру, а потом стали просить 10.000$ c фаундера на совсем не игру, и еще после проведения кикстартера продажи на сайте открывали, да и в самих играх шоп никто не отменял.
Все, что делали корейцы за свою историю создания игр - это повторяли схемы монетизации за европейцами.
Сейчас вполне в порядке вещей монетизационные модели - P2F2P - плати, чтобы играть на фришке с шопом. НРД - плати, чтобы играть через год или никогда. Ну и наша любимая P2W никуда не делась: вещи, заточки и уровни в шопе - это уже нормально.
Вы все еще думаете, что виноваты локализаторы? Сами игры перестали быть интересными и доделанными, и я не чувствую никакого зазрения совести, покинув проект с плохим сервисом через месяц.
Быть может, это проблема монетизации и MMORPG в частности? В Steam давно заходили? Не хотите в игрушку поиграть, цена умеренная, всего 600 рублей. Говорите, DLC на 6к? Ну и что, вы же платите за контент! Которого в игре нет.
Ох уж эти сказочники
Разработчики часто пишут о больших издержках, затратах на сервера и зарплаты сотрудников, о дошираках, кимчи и недосыпах. Слышали мы истории и про продажу личных домов, чтобы хватило средств на проект. Смотря на картинки игровых студий, соперничающие с гуглом, вы в это верите?
В Steam толковый инди разработчик, потратив 10к на художника, 10к себе на доширак и 6к на размещение игры может заработать с нее тысяч 300 рублей (это реальный пример из жизни).
Стоит ли говорить об играх масштаба MMORPG, которые еще до старта собирают миллионы долларов на этапе разработки. Должен ли игровой разработчик зарабатывать как суперзвезда мирового масштаба? Возможно, но согласитесь, что и продукт при этом должен быть достойным.
Суровая реальность
Друзья, мы живем в экономическом мире, в котором за все сервисы, услуги, права и за саму жизнь приходится платить деньги. При совершении любой торговли вас, как правило, уже "обманывают на 30%", завысив цену от себестоимости товара.
Стоит ли что-то говорить о продуктах цифровой эпохи с бесконечным количеством копий? Да, в MMORPG верно говорят, что весь праздник за счет донатеров, которые платят за себя и еще за 10 игроков, но я более чем уверен, что игра отдельного игрока на сервере не слишком и дорого обходится. Учитывая, что этот сервер, судя по качеству, с которым мы сталкиваемся, какой-нибудь пентиум 4, стоящий в гараже у локализатора.
"Нас, игроков, не любят и не уважают"
А разве должны? Вы когда приходите в магазин за продуктами, директор, менеджеры и продавцы вас уважают? Им просто нужны деньги, а вам товар, это чисто рыночные отношения, и в играх они давным-давно точно такие же. И просто глупо требовать чего-то иного. Ну вы, конечно можете им поверить, ведь они постараются пустить пыль в глаза работой с комьюнити. Но ведь это выглядит настолько фальшиво, что даже смешно!
Заботливые девочки КМы, читающие тексты от менеджеренышей по бумажке, разве способны чем-то помочь игровому сообществу? Конечно нет, они бы может и рады, да власти в мегакорпорации зла никакой не имеют.
У нас просто нет вариантов
Ваших любимых евро-локализаторов практически не осталось, все франшизы Blizzard оказались провальными. Innova и Mail.ru (My.com) локализуют уже половину Евро-Америки. Все остальные продаются, перепродаются и поглощаются китайскими гигантами или холдингами каких-нибудь мобилок, от которых вряд ли стоит ждать достойной монетизации. Любые траты на игры практически везде больше, чем в России. Посмотрите на цены в HumbleBundle, дисконтном магазине, считающимся у евро-комьюнити мега дешевым. Обычные цены, местами даже завышенные, но представьте, что 1$ был бы равен 10 рублям, раздумывали бы мы над покупкой?
ММОРПГ как жанр вымирают, все играют в батл-рояли.
Игра в Lost Ark на Корее обходится недешево, а "добрые" разработчики мечтают перебанить как можно больше русских. Хотите рискнуть 20$ - пожалуйста, все в ваших руках, играйте на здоровье.
Вывод
То есть ты хочешь сказать, что вайнить и плакать бесполезно? Но ведь это работало, и удавалось продавливать некоторые идеи, вот например... Пожалуйста, хватит, слышали мы уже все эти примеры успешных акций комьюнити. Но это скорее их недоработка, чем наша заслуга. За то, что удалось отстоять с большим трудом, мы обязательно заплатим где-нибудь в другом месте. Закон сохранения материальных средств, знаете ли.
Какой вариант решения я вижу? Разумеется криптовалютный. Есть такая система DAICO: все средства, собранные разработчиками, поступают на смарт контракт, и игроки-инвесторы путем децентрализованного голосования определяют сумму зарплаты сотрудников и повышение финансирования проекта. Работают хорошо - получают премию, не радуют игроков - едят дошираки. Забрать все никто не может. Разработчикам больше нет веры и проект провалился? Оставшуюся часть средств можно вернуть путем общего голосования за вывод средств. Вы рискуете только тогда, когда искренне доверяете разработчикам. Такая система была бы идеальной и, я надеюсь когда-нибудь мы увидим нечто подобное.
В DAICO средства не выпускаются в пользование общей суммой. Это позволяет держателям токенов путем голосования контролировать количество средств, которые команда может вывести. В то же время, это поддерживает мотивацию разработчиков реализовать их проект.
Первой платформой в России, создаваемой по принципу DAICO, стала Abyss от хорошо знакомой нам по игре TERA компании Destiny.